ожд

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА:
ОТ КОННОЙ ТЯГИ ДО «САПСАНА»

«Комсомолка» рассказывает и показывает, какой путь прошла Октябрьская железная дорога за 180 лет своего существования

ДО ЦАРСКОГО СЕЛА
ЗА ДВАДЦАТЬ СЕМЬ МИНУТ

Железные дороги необходимы
Многие представляют себе австрийского инженера Франца Антона риттер фон Герстнера, вспоминая образ, созданный в фильме «Чокнутые» режиссером Аллой Суриковой. Этакий Паганель в бежевом плаще с копной пшеничных волос. Чудак и романтик, влюбленный в железные дороги. Однако на самом деле Франц был скучным и рациональным инженером. Перед тем как приехать в Россию по приглашению Горного ведомства, он построил несколько «железок» в родной Австрии. Вдоволь попутешествовав по загадочной восточной стране, понял - новый вид транспорта здесь необходим. Три месяца он собирал статистику: объездил многие губернии, добрался даже до Урала. Накопленные данные позволили составить докладную записку на имя императора.

«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России», - писал он в своем прошении.

Франц предлагал построить железную дорогу, способную связать Петербург и Москву, а потом протянуть ее до главной путеводной артерии страны - Волги. А на пробу советовал сделать небольшую магистраль от столицы до Царского Села и Павловска. Проект Царскосельской железной дороги был изложен императору Николаю I Герстнером 31 января 1836 года.

Вид Николаевского вокзала и Каланчевской площади в Москве. Середина XIX века.
Австрийский инженер Франц Герстнер. На Витебском вокзале Санкт-Петербурга ему установлен памятник.
Санкт-Петербургская пассажирская станция. Середина XIX века.
От Обуховского моста к Павловску
Герстнер императору понравился. После аудиенции инженер получил разрешение на строительство пробной железной дороги. Ему дозволялось учредить акционерную компанию с капиталом три миллиона рублей. Отдельно было указано, что вопрос о других железных дорогах будет решен по окончании строительства «пробника». Как это часто бывает, все зависело от удачливости пилотного проекта.

Уже весной, 15 апреля 1836 года, был обнародован указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. Согласно проекту она начиналась в Петербурге на левом берегу Фонтанки, в 370 метрах от Обуховского моста. Путь в одну колею от первой станции должен был пройти вдоль набережной Введенского канала (ныне закопан) до Обводного, за ним находился единственный на дороге поворот. После него путь устремлялся по прямой в юго-восточном направлении - к Царскому Селу и Павловску.

Строительство началось спустя две недели - 1 мая 1836 года. Герстнер разбил линию на восемь отделений. Небольшие участки отдавали подрядчикам с артелью 30-40 человек. Руководили строительством инженеры, их было 17 человек.

Рекорд скорости
Как это часто бывает, строительство затянулось. В итоге пришлось запускать движение в конце сентября на наиболее готовом участке протяженностью 3,5 версты - между Царским Селом и Павловском. Причем паровозов еще не было - использовали конную тягу.

Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. Первым поездом управлял сам Герстнер. Можно представить его волнение, когда в двенадцать часов тридцать минут на вокзале раздался звон колокола. Поезд дал гудок, колеса медленно тронулись - и вскоре состав уже вырвался на просторы, оставив позади город.
Через 35 минут поезд прибыл в Царское Село. Но инженеру этого показалось мало. Желая продемонстрировать высоким гостям high class, на обратном пути Франц решил не жалеть паровоз и развил запредельную для тех времен скорость - в среднем 51 км/час, а на некоторых участках удавалось разогнаться больше шестидесяти. В итоге путь обратно занял всего 27 минут. Это был рекорд. И можно себе представить удивление людей, оказавшихся в тот момент в составе. Пожалуй, это было сравнимо разве что с появлением летающих машин в духе фильма «Пятый элемент».

Начало было положено. Но, как это часто бывает в жизни, после открытия дороги начались отделочные работы. Поезда перевозили пассажиров только по воскресным и праздничным дням. Ежедневное движение началось с 31 января 1838 года, причем ходили поезда на конной тяге, а на паровой только по выходным. А вот с 4 апреля 1838-го перешли исключительно на паровую тягу.
Доказали на практике
22 мая 1838 года началось движение поездов до Павловска. Осенью того же года вступила в строй последняя станция - Московское Шоссе. Сооружение дороги практически завершилось. Конечно, важного экономического значения она не имела. Жители столицы скорее воспринимали ее как аттракцион, своеобразный Диснейленд до появления Диснея. Зато для инженеров дорога была бесценна, ведь на ее примере была доказана возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в непростых климатических условиях России. Первый блин не вышел комом и дал определенный задел для развития железнодорожного транспорта в России и появления дороги на Москву. А что касается этого участка, то в 1899-м дорога вошла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, стала участком линии Петербург - Витебск.

ЧИСЛА И ФАКТЫ
6 футов (1829 мм)
Ширина колеи, которую предложил Герстнер для Царскосельской дороги.
1800 рабочих
и 1400 солдат
Работали в разгар
строительства на трассе.
5 000 000
рублей
Столько стоило строительство дороги. Это примерно 1/8 стадиона на Крестовском.

В МОСКВУ! В МОСКВУ!

Дорогам быть
Несмотря на сложности, возникшие при строительстве дороги до Павловска, император убедился: железным дорогам в России быть!

1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. Сначала хотели строить путь через Новгород, но передумали: дорого.

14 апреля 1843 года была высочайше утверждена нанесенная на карту линия будущей железной дороги по прямому направлению, и началось ее строительство.

В пути почти сутки
Строительство тоже далось непросто. Лишь в 1847 году открылось рабочее движение на первом участке Петербург - Колпино. Спустя еще два года рабочие поезда ходили уже до Чудово. В 1850 году запустили движение от Вышнего Волочка до Твери.

В общей сложности Петербурго-Московская железная дорога строилась восемь с половиной лет. Открытие регулярного движения по ней состоялось 1 ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут от петербургской станции отправился первый поезд. Он прибыл в Москву в 9 часов следующего утра. Вдумайтесь, время в пути составило 21 час 45 минут. Средняя скорость - 37 км/час.
Почтовые поезда - самые важные
В первые годы по линии курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. Пассажирские состояли из паровоза, почтового, багажного и пяти пассажирских вагонов. Скорость - около 40 км/час. В состав товарного поезда входили пятнадцать вагонов. Скорость - около 17 км/час. При этом самыми важными считались почтовые поезда.

С течением времени дорога постепенно обрастала соединительными ветками с промышленными предприятиями и другими дорогами. Ее основной задачей стали грузоперевозки из глубинных районов России к портам Балтики.

Главная дорога империи
В 1855 году, после смерти императора Николая I, дорога стала именоваться Николаевской.

В 1868 году Николаевская железная дорога вместе с Александровским заводом была передана в аренду Главному обществу Российских железных дорог. До 1893 года ГОРЖД провело работы по техническому совершенствованию и реконструкции. Был построен парк для сортировки товарных вагонов, уложены пути со стрелочными переводами. В 1893 году Николаевская дорога снова была выкуплена в казну у ГОРЖД.

К 1914 году протяженность Николаевской железной дороги составила 1447 километров.

ЧИСЛА И ФАКТЫ
Было построено 278 искусственных сооружений: 184 моста на каменных устоях с деревянными пролетными частями, 69 каменных и чугунных труб, 19 путепроводов.
С начала движения Николаевскую железную дорогу обслуживали служащие Корпуса инженеров путей сообщения - 149 офицеров и 4340 нижних чинов (17 рот).
1 сентября 1853 года на линии Петербург – Москва прошли испытания первого скоростного поезда. Преодолеть весь путь удалось за 10 часов 40 минут.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Летит «Красная стрела»
Новое время выдвинуло к железным дорогам новые требования.

Развивалась инфраструктура. В 1930-е произошла замена локомотивного парка на более мощный. К весне 1938 года весь 650-километровый путь был полностью реконструирован. Поезда пошли по более тяжелым рельсам, уложенным на щебеночный балласт. Пассажирские составы покрывали расстояние между Ленинградом и Москвой за 12 часов, а экспресс «Красная стрела» - за 10 часов.

Первый фирменный поезд в СССР начал ходить в июне 1931 года.

Интересно, что изначально вагоны «Красной стрелы» были синего цвета. В ставший легендарным темно-красный их перекрасили уже после войны.

Билет в такой поезд, разумеется, стоил дороже, чем в обычный. После 1961 года цена поездки составляла 24 рубля. Сюда не входила стоимость белья - 1 рубль. СВ стоило в два раза дороже. Для примера: на поезда, идущие на дальние расстояния, билеты продавались по 12-18 рублей. Так что - почувствуйте разницу.

«Красная стрела» - настоящая гордость сразу двух столиц. В 1980 году именно в вагоне «Стрелы» из Москвы в Ленинград доставили олимпийский огонь, который затем зажгли на существовавшем тогда стадионе имени Кирова.

Работать на «Красной стреле» всегда было почетно. Бригады комплектовались из лучших сотрудников, поэтому обслуживание в этом поезде было на высоком уровне. И, конечно, «Красная стрела» быстро полюбилась актерам, писателям, музыкантам - в общем, настоящим звездам советского времени.

Слава у «Красной стрелы» такая, что и сейчас, несмотря на появление высокоскоростного движения на Октябрьской железной дороге, этот состав по-прежнему пользуется бешеной популярностью.

ЧИСЛА И ФАКТЫ
«Красная стрела» - первый фирменный поезд в истории СССР. Сегодня это один из немногих поездов РЖД, который сохранил окраску, отличную от корпоративной - серо-красной.
В 1931 году состав «Красной стрелы» формировали из вагонов, построенных еще до революции. Только они могли обеспечить необходимый уровень комфорта.
Особенно любили «Красную стрелу» командировочные. Поезд отходил без пяти минут двенадцать. Поэтому пассажиры получали «суточные» за еще один день - который они фактически проводили в своем городе.
В годы Великой Отечественной войны линия Ленинград - Москва, оказавшаяся в районе военных действий, серьезно пострадала. Прямое сообщение между Ленинградом и Москвой было прервано на все время блокады. Только после освобождения города и восстановления прямой связи со столицей направления в марте 1944 года по трассе вновь пошли пассажирские и грузовые составы.

Восстановление инфраструктуры заняло какое-то время. Лишь к 1948 году на линии Ленинград - Москва смогли реконструировать второй путь.

Восстанавливая инфраструктуру
Следующий важный этап начался в середине 1950-х годов: электрификация линии Ленинград - Москва. К 1958 году был электрифицирован участок Москва - Калинин (нынешняя Тверь). 4 ноября 1960 года была открыта электрифицированная линия Ленинград - Малая Вишера, а с 15 декабря 1962 года началось регулярное движение пассажирских поездов на электротяге по всей линии.
Новые скорости
В семидесятых годах главная линия реконструирована под скорости до 160 км/час. Постепенно повышались скорости и в пригородном сообщении, например, электрички до Малой Вишеры могли следовать по главной линии со скоростью 130 км/час.

С 1984 года курсирует скоростной электропоезд ЭР-200, способный разогнаться до 200 км/час и выше. Осенью 1997 года на линию Петербург - Москва вышел и второй состав ЭР-200. Оба они преодолевали 650-километровое расстояние между двумя столицами за 4,5 часа.

Однако настоящим прорывом стало внедрение поездов «Сапсан».

БУДУЩЕЕ УЖЕ ЗДЕСЬ

В доме «Сапсанов»
Высокоскоростное сообщение на Октябрьской магистрали открыли 17 декабря 2009 года. Это стало возможно благодаря появлению в России «Сапсанов», способных развивать скорость до 250 км/ч. Конечно, скоростные перевозки были и раньше, но «Сапсаны» стали прорывной технологией. Недаром новый состав получил свое название в честь самой быстрой птицы на планете.

Мы стоим в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московское в поселке Металлострой. Каждый вечер сюда приезжают составы, чтобы «умыться», «почистить перышки» и отдохнуть перед новым выходом на линию. Это депо можно назвать домом для всех шестнадцати составов высокоскоростных поездов, курсирующих между Петербургом и Москвой.

ЭР-200 раньше обслуживался именно в этом депо. Но, после того как ОАО «РЖД» подписало контракт с компанией «Сименс АГ» на поставку восьми скоростных составов серии Velaro RUS, началась работа по модернизации инфраструктуры. Депо было перестроено при активном участии немецких коллег.

Сегодня по степени оснащенности ему нет равных в мире. Здесь созданы все условия не только для текущего ремонта и обслуживания подвижного состава, но и для персонала. В 2016 году открылся цех «Металлострой-2». Он обеспечил расширение сервисных возможностей обслуживания, теперь все они локализованы на одной площадке.
ЧИСЛА И ФАКТЫ
20 ноября 2008 года
Прибыл в Россию первый поезд «Сапсан».
3 часа 35 минут
Минимальное время путешествия из Петербурга в Москву на поездах «Сапсан».
Более 26 миллионов пассажиров
Перевезли высокоскоростные поезда «Сапсан» за годы своей работы.
Сервис для «Сапсана»
В тот момент, когда «Сапсан» прибывает на вокзал, начинается невидимая взгляду обычного пассажира очень важная работа. Составы отправляют в депо, чтобы привести в порядок, закачать воду, убрать мусор, постелить новые дорожки в проходах и подготовить к очередному рейсу.

Обычно «Сапсаны» в зависимости от графика совершают от одного до трех выездов в день.

Раз в несколько дней составы моют в специальном цеху, который по своей сути напоминает простую автомобильную тоннельную автомойку: вокруг щетки и пена. В регламентируемый период составы проходят техническое обслуживание. Меняют необходимые узлы и детали. А еще - затачивают колесные диски. В специальном цеху под ногами валяется металлическая стружка, напоминающая бусы.

Сотрудники депо - настоящие бойцы невидимого фронта. Ведь работа здесь не прекращается ни на минуту. При этом в действиях персонала никакой поспешности. Все четко регламентировано и работает как часы. Сначала в депо обслуживалось восемь «Сапсанов», потом их стало шестнадцать, появились «Ласточки»… Кроме того, перед коллективом ставятся интересные цели и ответственность, конечно, тоже большая. Ведь и от работников депо в том числе зависит, будет ли строго соблюдаться расписание. Ну а самое главное, безусловно, - это обеспечение пассажирам поезда комфортной поездки.

Самая быстрая птица
Вагоны «Сапсана» оснащены современной системой кондиционирования и эргономичными креслами. Есть и места для пассажиров с ограниченными возможностями. А общая вместимость одного состава - 604 человека.

Но не в этом, конечно, главное преимущество этой птицы.

Скорость «Сапсанов» постоянно увеличивается, а время в пути соответственно сокращается. Если пять лет назад время движения поезда составляло 3 часа 50 минут, то сейчас минимальное время в пути - 3 часа 35 минут.

Между Москвой и Петербургом ходят и сдвоенные «Сапсаны». За одну поездку такой поезд может перевезти более тысячи пассажиров. Между прочим, сдвоенный поезд в 20-вагонном исполнении является самым длинным в мире. 12 ноября 2014 года в депо «Металлострой» прошла официальная церемония фиксации данного рекорда для Книги рекордов Гиннесса.

Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом курсирует до 15 пар поездов (из них три пары - со сдвоенными составами), которые перевозят в среднем более 13 тысяч пассажиров в сутки.

В июне 2017 года высокоскоростные поезда «Сапсан» установили новый рекорд. 30 июня 2017 воспользоваться услугами поездов «Сапсан» для деловых и развлекательных поездок из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении предпочли 18 579 пассажиров. Эти цифры - максимальные показатели за всю историю скоростного движения в России.

ЧИСЛА И ФАКТЫ
Длина каждого поезда «Сапсан» из 10 вагонов составляет 250 м.
«Сапсан» стал первым поездом в России, сесть на который нельзя без предварительного досмотра.
У поезда «Сапсан» есть собственный блог и аккаунт
в Twitter.
Куда летит «Ласточка»
В депо обслуживаются не только «Сапсаны», но и «Ласточки». Эти пригородные поезда, созданные на базе еще одной разработки компании «Сименс» для Российских железных дорог, уже успели полюбиться пассажирам. В России они появились накануне Олимпиады в Сочи. Именно на них гости зимних Игр отправлялись с побережья к Красной Поляне. Из Петербурга на «Ласточках» можно добраться до Выборга, Новгорода, Петрозаводска и некоторых других городов.

Как и «Сапсаны», «Ласточки» бывают двух- и односистемные: одни могут работать только на постоянном токе, другие прекрасно справляются с линиями как на постоянном, так и на переменном.

По состоянию на 2017 год выпущено более сотни составов «Ласточка» всех разновидностей. Часть из них делают по лицензии на заводе «Уральские локомотивы». А в депо «Металлострой» находится 15 составов.

ГЛАВНЫЕ ДАТЫ
27 сентября 1836 года

27 сентября 1836 года

По 7,5-километровому участку Царское Село - Павловск прошел первый состав на лошадиной тяге.
3 ноября 1836 год
3 ноября 1836 год
Поезд впервые провез паровоз.
Май 1843 года
Май 1843 года
Начало строительства двухпутной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва.
Март 1845 года
Март 1845 года
На Александровском литейном заводе построен первый российский товарный паровоз («Д» - от фамилии инженера Докучаева).
Конец 1845 года
Конец 1845 года
Построены два пассажирских паровоза.
1 ноября 1851 года
1 ноября 1851 года
Из Санкт-Петербурга отправился первый поезд. Время в пути составило 21 час 45 минут.
1871 год
1871 год
В расписании появились «скоростные» поезда повышенной комфортности, проходившие путь Санкт-Петербург - Москва за 15 часов 45 минут.
1924 год
1924 год
В Петрограде построен первый советский тепловоз.
1931 год
1931 год
Первый отечественный фирменный поезд шел из Ленинграда в Москву. На протяжении 85 лет он неизменно остается одним из символов российских железных дорог и эталоном качества обслуживания пассажиров в поездах дальнего следования.
1933 год
1933 год
Начало электрификации Ленинградского железнодорожного узла, начало эксплуатации электровозов на полигоне дороги.
29 мая 1957 года
29 мая 1957 года
Министерство путей сообщения издало приказ № 165/ЦЗ «О подготовке линии Москва - Ленинград к движению пассажирских поездов с повышенными скоростями».
Май 1960 года
Май 1960 года
В регулярную эксплуатацию был запущен дневной экспресс, состоящий из тепловоза ТЭ7 и десяти пассажирских вагонов с комфортабельными креслами. Время в пути между Москвой и Ленинградом составляло 6 часов 20 минут.
1984 год
1984 год
На линии начал курсировать скоростной электропоезд ЭР-200, способный развивать скорость до 220 км/час.
2009 год
2009 год
Начало эксплуатации подвижного состава нового поколения «Сапсан», достигающего скорости 250 км/час и преодолевающего расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга меньше чем за 4 часа.
2010 год
2010 год
Из Петербурга в Хельсинки стал ходить поезд «Аллегро».
2013 год
2013 год
Запуск электропоездов «Ласточка».
Удивительный вопрос:
почему я паровоз?
спецрейс «Комсомолки»
Рядом со станцией Сортировочная находится уникальное депо, где ремонтируют и ежедневно пускают в рейс «дедушек» российского железнодорожного дела.
180 ЛЕТ: ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
Итак, позади Октябрьская железная дорога оставила 180 лет истории. А что ее ждет впереди?

Специалисты уверены: в ближайшие годы продолжит развиваться высокоскоростное движение. «Сапсанов», «Ласточек» и других современных составов станет еще больше. Доехать с высоким уровнем комфорта до Выборга, Новгорода, Москвы можно уже сейчас. А вскоре перечень таких направлений заметно расширится. Не за горами появление и самых смелых разработок, вроде левитирующих платформ, которыми уже занимаются петербургские специалисты.

Увеличение пассажиропотока, рост грузовых перевозок, повышение комфорта для всех без исключения – все эти преобразования ждут Октябрьскую железную дорогу в ближайшей перспективе. И можно не сомневаться, что свой двухсотлетний юбилей она встретит, сохранив лучшие традиции прошлого и смело двигаясь навстречу будущему.
Текст: Антон Ратников.
Фото: Олег Золото, Александр Глуз, Илья Крушевский, Олег Кузенков, Музей Октябрьской железной дороги.
Верстка: Светлана Соколова
Made on
Tilda