БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА:
Малая дорога жизни
872 дня Ленинград находился в кольце блокады. Для Кронштадта и Ораниенбаума это кольцо оказалось двойным. С одной стороны – враги, с другой – Финский залив. Единственной связью
с Большой землей стала Малая дорога жизни.

«Комсомольская правда» и фонд «Созидающий мир» предлагают открыть неизвестные страницы истории блокады Ленинграда.
Блокада Ленинграда:
Малая дорога жизни
872 дня Ленинград находился в кольце блокады. Для Кронштадта и Ораниенбаума это кольцо оказалось двойным. С одной стороны – враги, с другой – Финский залив. Единственной связью
с Большой землей стала Малая дорога жизни.

«Комсомольская правда» и фонд «Созидающий мир» предлагают открыть неизвестные страницы истории блокады Ленинграда.
Строгий, даже слегка суровый солдат в шинели и ушанке. В вытянутой руке - фонарь. За спиной - мешки с мукой, спасенные из только что скрывшейся подо льдом машины. У подножия монумента надписи: «Лисий Нос», «Кронштадт», «Ораниенбаум».

Все мы хорошо знаем Дорогу жизни, по которой через Ладогу в годы блокады в Ленинград везли хлеб и боеприпасы. В обратном направлении из осажденного города вывозили мирных жителей и раненых. А многие ли знают еще об одной трассе, которая начиналась в Лисьем Носу? И называли ее – Малая дорога жизни.

872 блокадных дня. Неимоверно трудно было в это время Ленинграду. Не легче приходилось и Кронштадту, Ораниенбауму. Они оказались сразу в двойном кольце: тут и фашисты, и Финский залив, отделяющий от основных наших сил. Но не сдались - выстояли.

Фрагменты монумента «Дорога мужества» в поселке Лисий Нос
Единственной спасительной ниточкой, единственной связью с Ленинградом стал путь, который вел на Большую землю и обратно через Лисий Нос. Этот путь и вошел в историю под названием Малая дорога жизни.

Невероятно, но факт. Генеральное наступление наших войск в январе 1944 года началось именно в районе Ораниенбаума. Там, где меньше всего ожидал враг. Подготовить и осуществить этот дерзкий план удалось благодаря надежной переправе через Финский залив.

О Малой дороге жизни, ее вкладе в победу, к сожалению, в наши дни знают очень немногие. На то есть и объективные причины: в годы блокады трасса проходила под самым носом у фашистов и работала под грифом «секретно». Нечасто, увы, о ней вспоминали и после Великой Отечественной. Открытие в Лисьем Носу монумента стало одним из первых шагов к тому, чтобы привлечь внимание к героической истории Малой дороги жизни. И, подобно воину на постаменте, развеять тьму забвения.
монумента и руководителя строительства. Посвящен памятник защитникам Ленинграда, организовавшим в годы блокады бесперебойную связь с Кронштадтом и Ораниенбаумом. Именно через Лисий Нос была осуществлена уникальная операция - переброска целой армии, которая с Ораниенбаумского плацдарма начала разгром немцев под городом на Неве. Героическая, по-настоящему боевая дорога!
Но вот что вызвало тревогу. После открытия монумента многие, даже жители Лисьего Носа, задавали вопросы: а что это за фонарщик, почему он стоит именно здесь, а не на ладожской Дороге жизни?
Оказалось, что люди просто не знали о тех событиях, которые происходили здесь, рядом с их домом.
Мы часто повторяем: «Никто не забыт, ничто не забыто». Но жизнь мчится вперед, умножая череду событий. И если не напрягать память, не продолжать поиски, то постепенно даже самые героические моменты войны могут забыться. Как уходят те, кто еще хранит воспоминания…
Вот почему такой своевременной и важной стала инициатива медиахолдинга «Комсомольская правда» и фонда «Созидающий мир» провести собственное историческое расследование о Малой дороге жизни. Полгода на страницах газеты публиковались материалы под рубрикой «Неизвестная блокада». Сколько уникальных фактов собрано, сколько историй сохранено для наших потомков. И вскоре фонд «Созидающий мир» планирует издать книгу, посвященную этим поискам.
Я очень надеюсь, что история Малой дороги жизни подтолкнет многих к своим личным расследования. Ведь под Ленинградом - и не только - победу добывали наши с вами отцы и деды, родные нам люди. И память об их подвиге мы обязаны передавать из поколения в поколение.
О проекте
- Монумент «Дорога мужества» был открыт в 2015 году. Автор памятника - известный скульптор Виктор Новиков, в ранней юности переживший блокаду в Лисьем Носу. Ему помогал ученик - скульптор Андрей Поляков. Я выступил в качестве архитектора
Вячеслав Заренков,
основатель фонда «Созидающий мир»

22 июня

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Строки этой песни точно определили в сознании миллионов отправную точку Великой Отечественной. Время, когда жизнь всей страны разделилась на «до» и «после». В то трагическое воскресенье, 22 июня 1941 года, о начале войны по радио объявил народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов:
«Граждане и гражданки Советского Союза!..
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления
каких-либо претензий к Советскому Союзу,
без объявления войны, германские войска
напали на нашу страну…»
«Граждане и гражданки Советского Союза!..
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления
каких-либо претензий к Советскому Союзу,
без объявления войны, германские войска
напали на нашу страну…»
Но под Ленинградом война началась раньше. В три часа ночи с минутами дежурный по посту ПВО Петергофа старший лейтенант С. Г. Кушнерев, получив информацию о неизвестных самолетах, минирующих акваторию Финского залива, приказал открыть огонь. Один самолет сбили, остальные рассеяли. А ведь в тот момент в армии и на флоте действовал строжайший приказ: ни в коем случае не поддаваться на провокации, не открывать огонь. Получается, Кушнерев приказ нарушил. Поднялся скандал, старшего лейтенанта отстранили от дежурства, ему грозил трибунал. По тем временам могли и расстрелять. Но к полудню стало очевидно - началась война...

Удивительно: мы искали дополнительные сведения о старшем лейтенанте Кушнереве, но, кроме нескольких воспоминаний об этом случае из разных источников, ничего найти не смогли. Даже полные имя и отчество старшего лейтенанта нам пока неизвестны. Только «С. Г.». Что ж, в этом и заключается особенность сегодняшнего обращения к прошлому.

А малоизвестный истории Кушнерев, по сути, в начале войны обеспечил Ленинграду и Кронштадту отсрочку для подготовки обороны на целых два месяца. Позже зарубежные архивные документы позволили выяснить: накануне из Кенигсберга в Финляндию перебросили самолеты для первых авиаударов по городу на Неве. Но инициатива дежурного по Петергофскому ПВО заставила немцев отменить свои планы. Всерьез бомбить начали только перед самой блокадой.
Аэродром в финском городе Утти, откуда 22 июня прилетели первые фашистские самолеты, существует до сих пор. Он находится по дороге из Лаппеенранты в Коуволу, по которой в наши дни так часто путешествуют туристы. И на постаменте в качестве своеобразного памятника там можно увидеть один из тех самых самолетов.
АЭРОДРОМ УТТИ

Через заминированное море

До нападения Германии в СССР все были убеждены, что, если начнется война, наши доблестные армия и флот будут бить врага на его же земле. Но события развивались стремительно. В первые же дни Великой Отечественной немцы заняли Вильнюс, Минск, Ригу и Львов. А 9 июля уже стояли в 60 километрах от Таллина, где в те годы базировался Краснознаменный Балтийский флот.
Во время Таллинского перехода
Главнокомандующий Северо-Западным направлением маршал К. Е. Ворошилов поначалу и слышать не хотел об отступлении и эвакуации. Он считал, что гарнизон и флот не только должны удержать столицу Эстонии, но и отбросить врага, перейдя в наступление.

Лишь когда немцы вошли в пригороды Таллина и начали обстрел наших кораблей, поступил приказ о срочной эвакуации в Кронштадт. Начался один из самых трагических эпизодов в истории нашего флота - Таллинский переход. На минах, которые успели установить немцы в акватории Финского залива, от налетов авиации и атак торпедных катеров погибло немало кораблей, гражданских судов, перевозящих мирных жителей и раненых. И все же основные силы достигли Кронштадта и активно включились в оборону Ленинграда.

8 сентября 1941 года немцы подошли к Ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург и отрезали Ленинград от Большой земли. Началась блокада, которая продлилась 872 дня.

Упорные бои шли на подступах к южному побережью Финского залива. Непреодолимой преградой стала для них река Воронка у деревни Керново. Как позже отметил известный ленинградский писатель, участник тех событий, Лев Успенский:
«Удивительное дело, фашистская армия форсировала сотни рек: Шельду и Маас в Бельгии, Сену и Луару во Франции, Вислу в Польше, но пересечь речку Воронку, которую курица вброд переходит, им не удалось!»
Пехота и моряки стояли насмерть. Подвигу советских воинов посвящен мемориал «Берег мужественных»: 30-метровая бетонная стена с барельефами защитников Ленинграда, рядом - подлинные противотанковые надолбы.

Рубеж у реки Воронки удалось отстоять, но в конце сентября фашисты захватили Петергоф. По сути, они расчленили нашу оборону на южном берегу Финского залива, отрезав от Ленинграда небольшой участок суши вокруг Ораниенбаума (ныне город Ломоносов). Фашистскую армию остановили солдаты, курсанты, краснофлотцы и ополченцы. Сейчас на месте бывшего рубежа - Приморский мемориал. Дальше немцы продвинуться не смогли - ни в сторону Ленинграда, ни в направлении Ораниенбаума. Так на два с половиной года определились границы блокады: отрезанный от остальной страны Ленинград, и отрезанные от страны и Ленинграда Кронштадт и Ораниенбаум.

Участок непокоренной земли у южного побережья Финского залива был вдвое меньше карликового Люксембурга. Всего 65 на 25 километров. Но за два с половиной года блокады немцы так и не смогли сломить его сопротивление.
Как только не называли этот клочок земли у Ораниенбаума: немцы - «котел», поскольку рассчитывали рано или поздно его захватить, наши поначалу говорили «пятачок» или в шутку звали «Таменгонтская республика» - по имени поселка, где располагался штаб. В первых послевоенных мемуарах даже можно встретить название «Малая земля».
Но потом дорогой Леонид Ильич выпустил свои мемуары о плацдарме под Новороссийском, и к Ораниенбауму этот термин применять перестали. Может, и к лучшему. По сути, пол-Люксембурга у Финского залива были важнейшим опорным пунктом в обороне Ленинграда, который в дальнейшем сыграл поистине историческую роль.

ПЯТАЧОК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Карта Ораниенбаумского плацдарма 1941-1944 гг.

По булыжной мостовой

Действительно, кажется фантастикой! Как, какой богатырской силой удалось удержать крошечный клочок земли от натиска целой гитлеровской группы армий, которая до этого крушила Европу, а потом, хоть и с кровопролитными боями, брала и наши города и крепости?

На сосновоборском шоссе есть указатель: «Форт Красная Горка». Сворачиваем. Здесь начинается булыжная мостовая. Уложенная более века назад, она и ныне выглядит неповрежденной на протяжении всех своих полутора километров. Дорога ведет к старинному форту Алексеевский, построенному накануне Первой мировой для защиты Петрограда. Но в той войне форт не пригодился. А в обороне Ораниенбаумского плацдарма сыграл решающую роль.
Мощность его орудий такова, что во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов с южного берега форт вел обстрел позиций финнов на другой стороне залива. А в Великую Отечественную радиус действия орудий форта определил дальность расположения немецких позиций. Гитлеровцы просто боялись наступать на плацдарм, поскольку орудийный огонь крупнокалиберных пушек превратил бы их пехоту и танки в пыль.

Форт представлял собой бетонную крепость, протянувшуюся вдоль Финского залива на четыре-пять километров. Многометровые стены, врытые в землю и повторяющие естественные изгибы рельефа местности, надежно защищали бойцов от вражеских снарядов и бомб. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути. По ним специальные транспортеры перемещали тяжелые орудия. По этим же путям передвигались два бронепоезда - «За Родину!» и «Балтиец». На последнем, кстати, установили одно из орудий «Авроры», а сам крейсер находился во время войны в порту Ораниенбаума.

Форт не только сражался за Ораниенбаумский плацдарм, но и вел контрбатарейную «дуэль» с немецкими дальнобойными пушками, обстреливающими Ленинград. Помните надпись на Аничковом мосту под постаментом одного из клодтовых коней? За годы блокады гитлеровцы произвели 148 478 выстрелов по городу на Неве - в среднем 170 в день! А могло быть и больше. И было бы больше, если бы не Красная Горка и пушки боевых кораблей Балтийского флота.
Один из случаев показал, что мощная береговая артиллерия может быть эффективной и на земле, и на море, и в воздушном бою.

В сентябре 1941 года враг снова предпринял попытки массированных авианалетов на Ленинград. В один из дней черное облако самолетов со свастикой медленно плыло над Ораниенбаумским плацдармом. Командир батареи орудий форта Красная Горка Виго Мустафаев дал команду открыть огонь. Такого еще не было в истории артиллерии, чтобы дальнобойные орудия били в небо. Из пушки по воробьям?

Так расценило действия Мустафаева командование. Командира батареи арестовали за бессмысленный расход ценных боеприпасов. Офицер, как в июне Кушнерев, ждал расстрела за нарушение предписания: орудиям позволялось уничтожать только корабли или сухопутные укрепления.

Но утром Мустафаева освободили и вручили орден Красной Звезды. Разорвавшиеся на четырехкилометровой высоте полутонные снаряды как ветром сдули сорок немецких самолетов. Но главное - несколько залпов с форта Красная Горка стали для гитлеровцев убедительным аргументом и закрыли для полетов одно из направлений авиаударов по Ленинграду. Фашисты больше не предпринимали попыток просочиться к городу через Ораниенбаумский плацдарм.
«Держаться!
Любой ценой держаться!»
У Ораниенбаумского плацдарма была еще одна особенность, доставшаяся от самой природы. Чтобы понять, почему это место считалось стратегически важным, достаточно побывать в теперешнем Ломоносове. Берега Финского залива в основном низменные. А здесь - высокие склоны, холмы. Займи немцы Ораниенбаум, с высоких берегов они смогли бы обстреливать не только Кронштадт, их снаряды долетали бы до центра Ленинграда. Вот почему с первых дней блокады тут был только один приказ: «Держаться! Любой ценой держаться!»

В 2018 году выходит книга «Неизвестная блокада: Малая дорога жизни». Издание подготовили медиахолдинг «Комсомольская правда» и фонд «Созидающий мир» в преддверии 75-летия прорыва блокады и 75-летия полного освобождения Ленинграда от вражеской осады. В этой книге собраны уникальные и редкие факты, рассказывающие о том, как удалось отстоять Ленинград и разгромить гитлеровские войска у стен города на Неве. Многие из этих страниц истории малоизвестны современному поколению, но они не только свидетельствуют о мужестве и героизме защитников блокированного Ленинграда, но и могут служить поводом для законной гордости за наших дедов, вышедших победителями в Великой Отечественной войне.
КНИГА О МАЛОЙ ДОРОГЕ ЖИЗНИ

Будни плацдарма

Вместе с боевыми частями в Ораниенбауме в осаду попали и мирные жители. Чтобы избежать эпидемий, ввели правило: не выдавать карточки на хлеб без предъявления талона о прохождении бани. В городе, в отличие от Ленинграда, не прерывалось водоснабжение, работала канализация. Ораниенбаум ни одного дня не был без света. Работал кинотеатр. Радио провели во все подвалы, где обитали люди.

После войны председатель горисполкома Ораниенбаума блокадной поры Алексей Васильевич Карагин вспоминал:
«Население города до войны составляло около 35 тысяч человек. До начала блокады удалось эвакуировать четыре тысячи человек. Но в город прибыло много беженцев с оккупированных территорий. Когда
22 сентября начались регулярные обстрелы, все население переселилось в подвалы и землянки. Под одним из соборов жили полторы тысячи матерей с детишками»
Одного не хватало - хлеба. Населению Ораниенбаума выдавали его даже меньше, чем в блокадном Ленинграде: 150 г рабочим, 100 г служащим, 75 г иждивенцам.

Первая зима стала огромным испытанием. У церкви Святой Троицы Живоначальной, на выезде из Ломоносова, находится мемориал, который называют «Малой Пискаревкой». Здесь захоронено около пяти тысяч горожан. По сути, почти каждый второй умер от голода, обстрелов и болезней в блокаду.

В ноябре 1941 года начала работать Малая дорога жизни. По ней доставляли хлеб из Лисьего Носа. В обратном направлении шла эвакуация людей. Оставшиеся жители обеспечивали оборону плацдарма. Одна из защитниц плацдарма Елена Артемьевна Петрова вспоминала:

«На плацдарме формально оставалось 12 колхозов. Работать они не могли, поскольку не было машин, лошадей и семян для посевов. К концу 1941 года стало ясно, что война закончится не скоро, надо устраивать жизнь»
Помощь оказал Ленинград, хотя и сам задыхался в блокаде. Елена Артемьевна дважды зимой ходила за семенами по льду залива. Весной 50 кг семян сбросили с самолета. Урожай 1942 года был небольшой, но он воодушевил изголодавшихся людей. К посевной 1943-го готовились уже тщательнее. Армия выделила 16 лошадей. Конечно, это были те еще «скакуны». Но для обессиленных людей - огромное подспорье. Выручила и смекалка.

Вспомнили, что перед блокадой пытались перевести трактора из Петергофской МТС. Машины заглохли, начался обстрел, их бросили. Теперь они стояли на «ничейной полосе». И по ночам, разбирая на детали, трактора перетащили на плацдарм. Удалось таким образом собрать три машины. «В нас не было растерянности и обреченности», - подчеркнула Елена Петрова.

Путина под обстрелом

Да, ни Ленинград, ни Ораниенбаум, ни Кронштадт никогда не были городами обреченных. Но далеко не все малые, повседневные подвиги их жителей остались на слуху. Отчего-то мало до сих пор говорили о рыболовецких колхозах, которые добывали улов в тяжелые дни осады - под прицелами вражеских пушек и курсирующих над Финским заливом фашистских самолетов.

Финский залив - рыбное место. Еще Петербурга не было, а тут стояли рыбацкие деревни. В 1930 годы на побережье создали колхоз имени Ленина. Хозяйство вело промысел у Сестрорецка, Лахты, Лисьего Носа, на южном берегу залива. Судя по всему, вело образцово, иначе именем вождя не нарекли бы.

Сезон на заливе начинался в апреле, когда шла корюшка. Ее ловили до мая. Потом - щуку. Много было лещей, судаков, окуней, плотвы. Из деликатесной рыбы ловили лосося, угря, миногу, сига. Улов измеряли центнерами. В путину рыбаков дома практически не видели. Уходили они в море в четыре утра, возвращались ближе к полуночи. Трудились без выходных.

С началом войны все изменилось. Мужчины ушли на фронт. В поселках остались их жены, дети, старики и инвалиды. Голодающему Ленинграду очень бы пригодилась рыбка, поэтому стали восстанавливать древний промысел.

Ловить под Сестрорецком оказалось невозможно - там линию фронта заняли финны. Они «были злее немцев», стреляли во все, что видели в свои прицелы. Когда «зацепили» одну из лодок, где чуть не погибли две женщины, решено было перебазировать бригады в Лисий Нос. Тяжелые снасти обессиленные от голода рыбачки тащили на себе.

Все крупные лодки тоже забрали для доставки грузов и солдат в Кронштадт. Остались только небольшие - на два-три человека.

Через залив, напротив Лисьего Носа, не только не покорившийся Ораниенбаумский плацдарм, но и занятый гитлеровцами Петергоф. Немцы хорошо видели, что происходит в море. Правда, просыпались они не рано. И это давало хоть небольшой, но шанс.

Если получалось завершить промысел до того, как они спохватятся, значит, повезло. Но рыбацкие сети простирались на огромные расстояния. Пока все проверишь, пока поставишь новые заколы и мережи…

Как только немцы замечали движение, тут же поднимали в воздух самолеты. Они кружили над лодками. Иногда, чтобы напугать, пикировали. Пролетали так низко, что можно было разглядеть лица пилотов. Летчики, как правило, хохотали - развлекались, гады. Девушки-рыбачки не различали марки вражеских машин, поэтому на берегу просто говорили: «Сегодня снова «гитлер» пролетал»…

Лодки на берегу поджидали приемщики из воинских частей. Если до войны каждый рыбак получал по 3-4 кг с улова, то теперь забирали всю рыбу. Оставить позволяли лишь колюшку.
До войны колюшку считали рыбой сорной: длиной со спичку - что из нее путное приготовишь? Колюшка стайками металась у берега и раздражала. Особенно опасно наступить на нее, притаившуюся в тине. На спинке рыбки - острый плавник. Вопьется такой в ногу - рана долго болит, гноится…

А в блокаду колюшка стала настоящим спасением. Ее в речках и каналах ловили и ленинградцы. Многие блокадники обязаны колюшке жизнью. В Кронштадте, возле Синего моста, у футштока есть памятник легендарной колюшке.

Из колюшки в дни блокады готовили и уху и котлеты, сушили на муку. А в одном из мединститутов разработали препарат «жир колюшки» для лечения ожогов и ран.



СПАСИТЕЛЬНИЦА КОЛЮШКА
Писатель Леонид Пантелеев посвятил колюшке один из своих рассказов:
«Колюшка! Та самая, мелкая-премелкая, с полмизинца длиной рыбешка, которая бегает юркими стайками на взморье, в самых мелких местах… Сколько раз мальчиком пытался я поймать хоть одну рукой – никогда не удавалось. А тут мы погружали в воду свои корзины, ставили их против течения под тупым углом и через минуту выдергивали. В корзине прыгало 10-15 колюшек»

Ледовая трасса

ККак вспоминали участники обороны Ораниенбаумского плацдарма, осенью 1941 года снабжение группы войск и населения шло не только по Морскому каналу из Ленинграда, то также и кружным путем: от Ленинграда по Сестрорецкому шоссе до мыса Лисий Нос, оттуда на баржах по заливу до Ораниенбаумского порта.

В середине ноября залив начал замерзать. Движение судов остановилось. В это время ситуация с продовольствием, боеприпасами, горючим приобрела катастрофический характер. Спасти могла только ледовая дорога. По Ладоге уже шли караваны машин. А на заливе все никак не хотел встать лед.

Наконец первая колона из 30 машин вышла на лед из Малой Ижоры. Было это 17 декабря 1941 года. Расстояние 24 километра до Лисьего Носа преодолели за шесть часов.

Позже водители приноровились и совершали по несколько рейсов. Но этот памятный рейс остался в истории, поскольку открыл ледовую трассу.
Схема Малой дороги жизни 1941-1944 гг.
Достопримечательность южного побережья Финского залива - Шепелевский маяк. Чугунную башню купили во Франции еще в 1908 году. В годы войны маяк, разумеется, не мог работать. Здесь также базировались бригады рыбаков, которые вели лов на южном побережье Финского залива. Отсюда же начиналась еще одна ветка ледовой Малой дороги, снабжающая отдаленные гарнизоны на островах Сескар и Лавенсаари. Она пролегала по льду залива вдоль берега, захваченного фашистами, поэтому ехали скрытно, чтобы не вызвать огонь береговой артиллерии или не напороться на вражеских разведчиков. Трудно даже представить: машины зимними ночами ползли по заснеженному льду с торосами, трещинами. При этом запрещалось включать фары. Ехали вслепую! А до Лавенсаари - более 70 километров в один конец!

Никакого чуда - только физика

Феномен Ленинграда в том, что в жесточайших условиях осады его защитники научились жить и бороться с врагом, невзирая на голод и лишения. По сути, победу одержали не сила оружия и мощь армии, а воля, самоотверженность и интеллект. Вот еще одно подтверждение этой истины.
Ученые блокадных лабораторий Физтеха. В центре в светлом костюме «блокадный директор» института Павел Павлович Кобеко.
Недалеко от нынешней станции метро «Политехническая» в Петербурге расположился Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе Российской академии наук. В годы войны большинство лабораторий эвакуировали в Казань, но восемь остались в Ленинграде. С началом блокады научные подразделения переименовали в мастерские. Благодаря этому ученые стали получать рабочие карточки на питание.

Чем занимались блокадные мастерские? Очищали горючее для самолетов, разрабатывали специальные составы для укрепления военных сооружений, создали светящиеся значки для передвижения по темным блокадным улицам. Среди «прикладных» разработок - котелки с термоэлектрическими генераторами. Ими пользовались партизаны и разведчики в тылу врага. Когда на кострах в таких котелках кипятили воду, вырабатывалась электроэнергия для питания переносных радиостанций.

Но главные разработки были связаны с защитой города на Неве. Помогли ученые обеспечить и работу обеих Дорог жизни.

С наступлением холодов начали действовать долгожданные ледовые трассы на Ладоге и Финском заливе, связывающие с Ленинградом Кронштадт и Ораниенбаум. И за первые же две недели под лед провалилось более ста машин…

Лед вел себя непредсказуемо. То пропускал тяжелую технику, то проваливался под колесами обычных автомобилей. Выяснить причину поручили физтеховцам. Группу возглавил руководитель Физтеха в блокадном городе Павел Павлович Кобеко.

Физики предположили, что причина трагедий - эффект резонанса. Классический пример из школьных учебников: крушение моста, когда по нему маршировали солдаты. С тех пор во всех воинских уставах предписывалось пересекать переправы «вольным» шагом. А что если и на ледовых трассах колебания движущегося транспорта совпадают с колебаниями, вызванными подводными течениями?

Начали думать, как сделать замеры. Так родился прибор для регистрации колебаний льда и исследования деформации ледового покрова. Очень простой: один конец длинной проволоки опускался на дно при помощи грузила, к другому концу крепился карандаш, который фиксировал любые волнения. Ученые сделали прибор сами из того, что было. В ход пошли даже детали от старых телефонных аппаратов и ограды парка.

Наблюдение на трассах велось круглосуточно. Вскоре удалось выработать правила движения по ледовой дороге. Самая опасная скорость оказалась в интервале между 20-40 км в час, 35 км в час - просто смертельная. Научно выверили расстояние между машинами: не менее 150 -200 метров - при быстром движении, 60-70 метров - при медленном.

Расчеты позволили обеспечить работу трасс до второй половины апреля, когда лед становился тонок и хрупок. Данные, собранные прогибографами, позволили в январе 1943-го провести по льду тяжелые танки КВ.
Летчики из Горской
Еще до войны в Горской, недалеко от Лисьего Носа, располагался аэродром ОСОАВИАХИМа, с которого взлетали кукурузники с парашютистами. С началом блокады аэродром срочно оборудовали в военную базу.

Здесь базировались истребители, защищавшие небо Ленинграда от вражеских налетов. Надежда Ивановна Егорова всю блокаду прослужила на этом аэродроме в батальоне аэродромного обслуживания:
«На аэродром принимали строго. Всех кандидатов проверяли сотрудники НКВД. Прежде чем оформить, вели многодневные собеседования, больше похожие на допросы. Например, кто где родился или почему семья не уехала в эвакуацию? Бдительность понятна. Через залив, в Петергофе, - немцы, за Сестрорецком, в десяти километрах, - финны. Проникали в тыл лазутчики и шпионы...»
Надежду на службу взяли. Приняли еще одну ее одноклассницу. Но вскоре девушка бесследно исчезла. Поползли слухи, что ее отец оказался на оккупированной территории. И этого хватило, чтобы девушку отчислили.

Надежда на секретном объекте прослужила всю блокаду. Хотя ее новое место работы располагалось в нескольких шагах от дома, никто из близких так и не узнал, куда она отправлялась на дежурство.

Надежда Егорова (тогда Надя Кережина) в годы войны...
«Мы принимали шифровки. Например, о прогнозе погоды для аэродрома. Каждый набор цифр скрывал свою информацию: силу или направление ветра, куда движется циклон, прогноз на дождь или бурю...»

...и спустя много лет после победы
Данные передавали по радио, по сути, в открытом эфире. Их наверняка слушали и немцы. Отсюда и секретность. Дежурство длилось сутки. Прием шифровок, десятиминутный отдых, и снова девушки надевали наушники и продолжали записывать цифры. Потом данные расшифровывались и передавались командованию аэродрома. Полагалось сутки работать, сутки отдыхать. Но людей не хватало, поэтому постоянно просили «поддежуривать». Надежда провела в наушниках не менее пятисот смен - пятьсот суток блокады.
В Горской базировался 26-й гвардейский истребительный авиационный полк. Командовал им Герой Советского Союза Василий Мациевич. Здесь служили многие наши воздушные асы. Благодаря им - молодым, азартным, смелым - удалось переломить ситуацию в небе и закрыть его для немецких атак на Ленинград.
«Наши летчики были совсем мальчишки, но беззаветно влюбленные в небо. Когда погодные условия были неблагоприятными, самолеты не летали. Казалось бы, радоваться. А они места себе не находили. Все время рвались к своим самолетам. У нас в клубе устраивали танцы. Летчики их особенно любили. Еще бы - девушки, танго, фокстрот. Но как только звучал сигнал тревоги, с аэродрома прибегал солдатик. Старший по званию командовал «По машинам!», и пилоты, побросав своих подруг, радостно бежали на аэродром»
Еще до войны отец Надежды Егоровой - Иван Варфоломеевич Кережин - поставил баню. В годы войны ее топили практически круглосуточно. Военные, которых в Лисьем Носу было расквартировано немало, помогали дровами, назначали дежурных истопников. В этой бане мылись и артиллеристы, и летчики, и солдаты.

- Мои родители были людьми гостеприимными, - говорит Надежда Ивановна. - Помылись солдатики в баньке, а мама им чай приготовит. Понятно, какой чай, - кипяток с листиком смородины или мяты. А все равно - радость. Когда вокруг смерть, такие моменты у домашнего очага, частичка уюта - настоящее счастье.

Летчики гибли часто. Практически каждый день кто-то не возвращался с боевого задания. Вот, казалось бы, только что кружил в вальсе, а завтра вылет… и не стало парня.

Именно на аэродроме во время войны юная Надежда нашла свое счастье. Ее мужем стал техник по вооружению Александр Владимирович Егоров, с которым они прожили вместе более сорока лет.
В историю блокады вошел подвиг младшего лейтенанта Алексея Севастьянова. 5 ноября 1941 года он совершил первый ночной таран над Ленинградом и сбил вражеский бомбардировщик. Оба летчика остались живы. Обломки немецкого самолета «Хейнкель-111» упали в Таврическом саду. Пилота, спрыгнувшего на парашюте, задержали ленинградцы.

Советский истребитель «Чайка» упал в Басковом переулке. Севастьянову за этот подвиг присвоили звание Героя Советского Союза, но награду он, к сожалению, получить так и не успел. Вскоре он погиб в районе поселка Рахья, защищая Дорогу жизни к Ладожскому озеру.
ПОДВИГ МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА

Соотношение сил Красной Армии и немецко-фашистских войск

Январский гром

Вообще-то в наших местах гроза в январе - явление крайне редкое. Но потому и выбрали такое название военной операции. «Январский гром» должен был стать полной неожиданностью для врага.

Как назовешь, так дело и пойдет. Фашисты, например, назвали свой план по захвату СССР «Операция «Барбаросса», вот и «потонули», как император Барбаросса в мутных водах горной реки.
За две недели 1944 года в ходе операции «Январский гром» фашистские войска под Ленинградом были полностью разгромлены. Город освободился от ненавистной блокады.

Попробуем лучше понять эмоции тех, кто ждал этого события, готовился и приближал его, как мог. Уже знакомый нам писатель Лев Успенский вспоминал, как с фотокорреспондентом с Большой земли отправился на наблюдательный пункт на Ораниенбаумском плацдарме.
Укрытый наблюдательный пункт находился на сосне. С него линия фронта, как на ладони: край леса - наш, заболоченное пространство южнее леса - метров 300-400 - ничейная полоса. А дальше поля, кусты… И окопы, блиндажи, дзоты. Уже «не наши, - подчеркивает писатель. - Смотреть на все это было больно и тяжко». И главное рядом - почти рукой подать - «в бинокль можно было видеть даже пушистые шишечки на вербе…»

Наблюдатели передали по телефону точные данные немецких позиций. И тут же последовал залп, уничтоживший несколько дзотов.

Фотокорреспондент сделал снимки. Пришло время возвращаться. И тут молоденький матрос попросил: «Товарищ корреспондент! Сделайте, пожалуйста, еще одно фото. Маме хочу послать, чтобы знала, что мы тут защищаем». Он, как волшебник, повернул ручку, и отворилось скрытое окошко в сосновых ветках. А там за лесами, в бесконечной дали, показался серый силуэт, уменьшенный расстоянием, но все равно могучий. «Словно бы древний воин в куполообразном шлеме, словно богатырь, по плечи ушедший в леса…»

«Что это?» - спросил ошарашенный гость с Большой земли.

«Ленинград это… Исаакий…» - смутившись, сказал матрос.

Как все близко: шишечки на вербе за линией фронта и Исаакий...

В январе 1943 года в ходе операции «Искра» прорвали блокаду южнее Ладожского озера. Это была большая, но еще не полная победа. Ленинград все еще оставался в осаде.

В сентябре 1943 года Военный совет Ленинградского фронта представил в Ставку предложения по разгрому фашистов под городом на Неве. Смелость плана состояла в том, что наступление должно было начаться не с Большой земли, а с плацдарма под Ораниенбаумом - небольшого пятачка нашей земли, который держали с сентября 1941-го…
Но, чтобы опрокинуть немцев, серьезно окопавшихся за два с половиной года блокады, нужны были огромные силы. А переправить их на плацдарм предстояло под носом врага. Скрытно, чтобы он раньше времени не догадался о намерениях советского командования.

Как вспоминал командующий Балтфлотом адмирал Владимир Филиппович Трибуц, к 20 ноября, еще до ледостава, на кораблях и судах через залив перебросили более 30 тысяч человек, танки, тысячи машин, сотни орудий, более 10 тысяч тонн грузов. Но этого было недостаточно. Уже по ледовой дороге к 12 января 1944 года на плацдарм доставили еще более 22 тысяч солдат и офицеров, 140 танков, 380 орудий, 800 автомобилей и более 20 тысяч тонн грузов.

Адмирал Владимир Филиппович Трибуц
Блокадный Ленинград имел три участка обороны: город на Неве, Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм.
С Ораниенбаумского плацдарма в январе 1944 года началась операция «Январский гром».
Неужели немцы совсем ничего не замечали? На самом деле, конечно, что-то чувствовали, беспокоились… Командующий фашистской группой армий «Север» фельдмаршал Георг фон Кюхлер и командующий 18-й вражеской армией генерал Георг Линдеман даже отправили запрос в Ставку фюрера: что делать, если русские пойдут в наступление?
«Где это видано, чтобы осажденные сами себя освобождали от блокады!»
Получили вполне «конкретные указания»: «Держаться до последнего! В случае прорыва, контрударами выбивать русских и, развивая инициативу, переходить в наступления и захватывать новые позиции». Советы весьма далекие от реальности 1944 года.

И все-таки Кюхлер и Линдеман действительно не догадывались о своей участи. То, что главный удар обрушится с Ораниенбаумского плацдарма, противоречило военной логике. Где это видано, чтобы осажденные сами себя освобождали от блокады. Педантичный немецкий мозг просто взрывается от самой мысли, что такое возможно.
Наши бойцы увидели на освобожденной земле сожженные фашистами города и села
А наши не спешили рассеивать их заблуждения. Как рассказывал ветеран контрразведки Борис Михайлович Пидемский, активно велась радиоигра с участием перевербованных немецких шпионов, которые уверяли свое командование, что удар будет нанесен на западе плацдарма.

Более того, прибывающие в Ораниенбаум части весело, чуть ли не с песнями, грузились в эшелоны и на глазах у немцев двигались в западную часть плацдарма. А под покровом ночи тайком возвращались, чтобы на следующий день снова шумно отправиться на запад…
Честь начать наступление доверили 2-й ударной армии. Командующий Иван Иванович Федюнинский вспоминал: «Утро 14 января 1944 года выдалось необыкновенно тихим». Но все командиры с замиранием сердца смотрели на часы и считали секунды.
И вот 09.35… Тишину разорвали громовые раскаты. Намеченный участок прорыва шириной 10,5 километра в направлении Ропши и Красного Села. Здесь было собрано 1773 орудия и миномета. Плюс к этому ударили морские орудия флота, фортов и авиация.
14 января на врага падало 25 снарядов в секунду. Обстрел продолжался 65 минут. В первый день наступления 2-я ударная армия сокрушила первую линию созданного фашистами оборонительного рубежа «Северный вал». В германских окопах началась неразбериха. О директиве берлинской Ставки наносить контрудары никто уже и не вспоминал. В отчаянии немцы нередко открывали огонь по своим, приняв однополчан за наших солдат.
15 января обстрел длился 100 минут. В этот же день в наступление пошли бойцы 42-й армии с Пулковских высот. 19 января 2-я и 42-я армии соединились у деревни Русско-Высоцкое.
К концу января фашисты были отброшены далеко от Ленинграда.

НАСТУПЛЕНИЕ

Вечером 27 января над Невой прогремел еще один «Январский гром» - салют, состоящий из 24 залпов, выпущенных из 324 орудий.

Эта дата вошла в историю как День ленинградской Победы.

Письмо генерала

Музею школы № 438 поселка Лисий Нос исполнилось уже полвека. Небольшая по площади экспозиция хранит столько уникальных артефактов, что ей могут позавидовать многие крупные и статусные музеи.
Главная гордость - собранные за многие годы самими школьниками редкие сведения о блокадном периоде в истории и поселка, и всего нашего города. В 1957 году школа Лисьего Носа переехала в новые помещения. Здание хоть и типовой советской архитектуры, но просторное и удобное. В середине 1960-х школу посетил один из выдающихся советских полководцев, руководителей операции по освобождению Ленинграда от гитлеровской осады, Герой Советского Союза Иван Иванович Федюнинский. Рассказ генерала так заинтересовал ребят, что они буквально забросали его вопросами. Бывал в школе и бывший командир 43-го стрелкового корпуса, участник операции по полному освобождению Ленинграда от вражеской осады генерал-лейтенант Анатолий Иосифович Андреев.

Урок мужества в 438-й школе ведут заведующая музеем Лидия Валентиновна Скобелева и одна из его основательниц, выпускница школы Камила Почина
Школьники, вдохновленные встречей с полководцами, отправили генералу Андрееву просьбу прислать свои воспоминания.

И генерал ответил! Несмотря на дела и заботы, уже немолодой человек собственноручно написал несколько страниц. Не официальное пафосное воспоминание на гербовом бланке с витиеватой подписью, а длинное письмо на тонкой, почти папиросной бумаге. Не стесняясь своих эмоций, Анатолий Иосифович по нескольку раз зачеркивал слова, вставлял какие-то дополнения. Он подробно рассказал о ходе военных действий, называл номера частей, запомнившиеся ему имена офицеров и даже солдат.
В истории блокады Ленинграда есть три главные даты. Первая - скорбная: 8 сентября 1941 года враг окончательно замкнул кольцо вокруг нашего города. Две другие - радостные: 18 января 1943 года в ходе операции «Искра» была прорвана блокада, а 27 января 1944 года Ленинград был окончательно освобожден от вражеской осады.

Эти события оставили глубокий след в сердце Андреева. И немудрено: он был непосредственным участником всех крупных боевых действий, связанных с блокадой Ленинграда.

Визит командующего Федюнинского и письмо генерала Андреева подтолкнуло к идее создания музея. С тех пор каждое поколение учеников 438-й школы пополняет его коллекцию.

Иван Иванович Федюнинский
Десять преподавателей и более тридцати бывших учеников школы погибли в годы Великой Отечественной войны. Большинство из них - обороняя родной город. Школьники восстановили биографии многих выпускников и учителей довоенного времени, нашли письма, записали воспоминания...

До сих пор поддерживают музей его зачинатели, тогдашние школьники, а сегодня уже взрослые, имеющие семьи и даже внуков люди: Камила Почина, Ольга Микутэль, Татьяна Горшкова, Борис Николаев.

Полвека назад у истоков собрания стояла и Лидия Валентиновна Скобелева. Сегодня она заведует музеем и не скрывает своей гордости за него:
«Девиз нашего музея простой, но очень прочувствованный всеми ребятами: «Я помню, я горжусь!». Интерес к истории, уважение к памяти наших предков, защищавших Родину, передается в нашей школе из поколения в поколение»
Наглядную и подробную информацию о Малой дороге жизни, обороне Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма можно найти:
• в музее средней школы №438 Приморского района Санкт-Петербурга (поселок Лисий Нос, Новоцентральная улица, 21А)
• в Музее истории Кронштадта (Кронштадт, Якорная площадь, 2А)
• в районном Историко-краеведческом музее Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (Ломоносов, Профсоюзная улица, 7)
• в народном музее «Форт Красная Горка» (Ленинградская область, поселок Лебяжье).

В этих музеях не только расскажут многое из того, чего вы не знали, но и ответят на все вопросы.
К тому же это музеи, где, вопреки общим правилам, экспонаты можно трогать руками.
На фото - страница из письма генерала А. И. Андреева, которое хранится в 438-й школе.
МУЗЕИ МАЛОЙ ДОРОГИ ЖИЗНИ

Сохраняя память

Уникальная для всей мировой истории ледовая трасса через Ладогу прекратила свое существование сразу после прорыва блокады зимой 1943 года. После полного освобождения города от осады зимой 1944-го перестала действовать и трасса через Финский залив…

И правда, какой сумасшедший отправится в рискованный путь по льду, когда есть нормальные дороги?! Мирная жизнь в Ленинграде, Кронштадте и Ораниенбауме постепенно налаживалась… Но те героические километры не забыли. Дорогой жизни эти трассы окрестили уже после войны, потому что они действительно спасли тысячи людей. Без Дороги жизни не удалось бы спасти Ленинград. Без Малой дороги жизни - Кронштадт и Ораниенбаум. А еще не было бы этой уникальной стратегической операции, обеспечившей полный разгром фашистов у стен Ленинграда.

И все это не просто факты истории - они составляют гордость и величие нашего народа, о них нужно помнить из поколения в поколение.
Вот и стоит бронзовый солдат в Лисьем Носу. И смотрит не столько на залив, сколько в наши души: не забывайте нас, берегите память о каждом, кто помог прорвать блокаду и приблизить победу.
Вот и стоит бронзовый солдат в Лисьем Носу. И смотрит не столько на залив, сколько в наши души: не забывайте нас, берегите память о каждом, кто помог прорвать блокаду и приблизить победу.
Совместный проект «Комсомольской правды» и международного социально-культурного проекта «Созидающий мир»©
Текст: Анатолий Аграфенин
Редактор: Елена Редькина
Фото, видео, иллюстрации: Ольга Кордюкова, Станислав Забурдаев,
Анатолий Аграфенин, "Созидающий мир", Светлана Соколова
Верстка: Татьяна Кокорина

Made on
Tilda