Седьмая симфония, начав путь в Куйбышеве, гремела по всему миру, обличая… Нет, не только немецкий фашизм. Вспомним, что «темная тема» первой части была написана до войны. Ленинградская симфония наносила удар по любому тоталитаризму. И все-таки цель номер один в те годы была очевидна. Поэтому делом чести для композитора – а по сути, для всего народа – стало исполнение симфонии в блокадном Ленинграде.
2 июля 1942 года самолет, которым управлял летчик Литвинов, доставил партитуру в Ленинград. Дирижер Карл Элиасберг собирал оркестрантов отовсюду: музыкантов отзывали с боевых позиций, искали по госпиталям. Живых осталось мало, а играть нужно было большим составом. Премьеру назначили на 9 августа – день, когда фашисты планировали банкет в покоренном Ленинграде.
Этот банкет не состоялся. А в ленинградской филармонии впервые за много месяцев зажгли все люстры и звучала музыка, родившаяся на Неве и набравшая силу на берегах Волги.
В 2019 году партитура, отправленная Шостаковичем в Ленинград и хранившаяся там как драгоценный музейный экспонат, была оцифрована. Увидеть ее страницы можно
на интернет-портале Президентской библиотеки.