Авиакомпания «СиЛА» обновляет парк самолетов
и развивает региональную авиацию в Сибири
и на Дальнем Востоке

Из Новосибирска в Томскую область за полтора часа

 
Блогер
Блогер
Михаил ДОКУКИН
Артем НАРБУТ
Наша
команда

В ЧЕМ «СИЛА», БРАТ?

...Чем сердце успокоится у тех, кто живет в отдаленных уголках необъятной Сибири и раньше имел связь с «большой землей» исключительно улетая в отпуск? Тоской? Тревогой? Радостью? Погуглите, посмотрите старую советскую кинохронику и выдохните: что ни маленький поселок, затерянный на карте, - то обязательно своя грунтовка, маленький бетонный отрезок, и свои бесперебойные рейсы на «Аннушке» (так называли работягу-кукурузник - самолет Ан-2. - Прим. авт.) в областной центр.
Да, бывало и не раз в неделю, а два, а то и три-четыре. И все, как любят сейчас говорить, за копейки. Тех, кто отправлял, встречал, перевозил пассажиров на крохотных судах, справедливо называли представителями малой авиации.

Образ такого представителя показан в фильме «Мимино» - летчик-трудяга где только не летал на своем вертолете и кого только не перевозил...
А сейчас данность такова, что и количество аэропортов в стране сократилось, и возможности летать из одного пункта в другой, который находится на относительно небольшом расстоянии, у пассажиров нет. Причина проста: нерентабельно, невыгодно. Но тем не менее в стране говорили, и не раз, о возрождении малой авиации, и вроде планы еще не бросили в топку, а на деле - возрождают ее считаные единицы. Региональная авиакомпания «СиЛА» в их числе.
Взглянешь на карту маршрутов - родимая сибирско-дальневосточная компания связывает своими самолетами, как незримыми нитями, поселки, небольшие города. Из Колымы да Магадана можно улететь в такие населенные пункты, как Сеймчан, Омолон, Омсукчан.

А в Сибири успешно освоены маршруты по направлению из Новосибирска в Томск, Барнаул и Абакан.
А теперь география полетов стала шире - из столицы Сибири можно совершить рейс Новосибирск - Каргасок - Новый Васюган.

АВТОЭКСПЕДИЦИЯ «КОМСОМОЛКИ»
ПОМЕНЯЛА ФОРМАТ

В первый рейс по незнакомому для нас маршруту вместе с пассажирами отправились и блогеры. Можно сказать, состоялось рождение нового жанра - до этого журналисты «Комсомолки» и блогеры на автомобилях совершали путешествие по следам ученого Александра Миддендорфа, находили сокровища Салаира и раскрывали тайну Васюганских болот, искали сибирские ворота в Азию и даже добирались на электричке из Новосибирска в Барнаул.
И вот - новый формат.
...Старт из аэропорта Толмачево. Проходим стандартные для перелета процедуры: регистрация на рейс, предрейсовый досмотр. Возле стойки регистрации нас встречает представитель авиакомпании «СиЛА» Михаил Богданов и с гордостью напоминает о нашей причастности к историческому событию:

- Впервые за постсоветскую историю из Новосибирска прокладывается маршрут в Каргасок.
Михаил улыбнулся, передавая нам свое настроение от предстоящего события. Каргасокский район с момента освоения Мыльджинского газоконденсатного месторождения давно обрел второе дыхание. Люди летают со всей Сибири на работу в Мыльджино, Каргасок, Новый Васюган. Есть работа - есть жизнь, забурлило броуновское движение… Многим необходимо оказаться в Новосибирске или Томске, и сейчас появилась возможность сделать это быстро. Раньше это было не так-то просто.
Досье «КП»: КАРГАСОК
Каргасок (в переводе с селькупского - «Медвежий мыс») - крупное село (до 1992 - поселок городского типа) в Томской области, административный центр Каргасокского района и Каргасокского сельского поселения. Каргасок расположен на левом берегу Оби, в 460 километрах от Томска по автодороге.

Аэропорт начал действовать в советское время, затем долгое время осуществлялись только вахтовые перевозки. 1 октября 2017 года состоялся первый рейс Томск - Каргасок - Томск на самолете Ан-28 авиакомпании «Сибирская легкая авиация» («СиЛА»). Время полета в одну сторону - 1 час 30 минут. Рейс выполняется на регулярной основе три раза в неделю: по вторникам, четвергам и воскресеньям. В январе 2018 года полеты были прекращены, однако с 29 мая 2018 года возобновились.
Добраться до крупных сибирских городов можно было только автобусом, машиной. Девять часов утомительной автомобильной тряски - и вы в Каргаске.
(Сравнительная таблица - сколько времени займет путь из Новосибирска в Каргасок и Новый Васюган - в конце нашего репортажа).

Сейчас, с открытием рейса «СиЛА», появились просто «космические» возможности - отправившись из Толмачево, оказываетесь в конечной точке - Новом Васюгане.
Пока рассуждали с представителем авиакомпании «СиЛА» о преимуществах, удобствах и комфорте авиации, услышали историческое объявление:

- Пассажиры, вылетающие рейсом № 59 Новосибирск - Каргасок, приглашаются на посадку к выходу номер 3.

На перроне нас ожидает небольшой турбовинтовой L-410-UVP-E20 2017 года выпуска, на котором и будут выполняться рейсы из Новосибирска в Каргасок.

L-410:
полет в безопасности
и с комфортом

Обратите внимание на год выпуска самолета! Мы мало слышали, чтобы компании, которые не претендуют на «большое небо», могли похвастаться такой модернизацией. И ведь не рекламный это был трюк, а, как оказалось, вполне сознательная политика перевозчика.

И об этом нам напомнил Михаил Богданов:
- В парке авиакомпании «СиЛА» пять турбопропов Ан-28. А в этом году мы пополнили его двумя новыми L-410UVP-E20. Самолеты взяты в лизинг при поддержке государственной лизинговой компании. В планах - полное обновление парка.
Чем хорош L-410? Да всем. Такой же трудяга, как Ан-2: и на грунтовку сесть может, и на бетонную полоску. Он неприхотлив к условиям, только берет больше пассажиров и летает на более дальние расстояния.

Его также хорошо помнят авиапассажиры СССР, с той лишь разницей, что в то далекое время самолет собирали в Чехословакии, а теперь - на Урале.
Так что можно сказать, что импортозамещение состоялось...
Снаружи самолет кажется игрушечным, но внутри все «по-взрослому»: кресла просторные, существует и специальный багажный отсек, куда можно сдать багаж. Салон рассчитан на 19 человек. На борту четыре члена экипажа, включая бортинженера. В широкие иллюминаторы можно разглядеть, что происходит внизу. В отличие от больших «собратьев» это «воздушное такси» высоко в небо не забирается - земля как на ладони. Так что любуйтесь, изучайте родной или незнакомый край...

...Члены экипажа приветствуют первых пассажиров, напоминают о правилах полета, прогревают двигатели. Выруливаем на взлетно-посадочную полосу.
Секунда - разгон, взлет, набираем высоту. Все плавно, без рывков и гула. В самолете становится тепло, и кажется, что незнакомые пассажиры, которые сидят в салоне, - твои родственники. Ощущение, что люди едут к знакомым в таежный поселок на краю Томской области.

Крыши домов за иллюминаторами становятся все мельче и мельче, самолет проходит сквозь облака, и салон наполняется ярким солнцем. Вот мы уже летим на высоте 3300 метров над землей, преодолевая расстояние со скоростью 360 километров в час.

Под крылом самолета
о чем-то поет...

Через час в иллюминаторе сквозь облака проглядывает Колпашево - город в соседней области, имевший когда-то солидный аэропорт, откуда совершались постоянные рейсы в Новосибирск, Томск. Но все это уже история. Еще через полчаса показывается замерзшая Обь, самолет заходит на посадку в райцентре Каргасок.
Аэропорта здесь пока нет. Вернее, когда-то был. Статистика такова: в 1992 году Каргасокский аэропорт перевез свыше 70 тысяч пассажиров, это время называют расцветом малой авиации. А потом наступило затишье и запустение. В итоге воздушная гавань превратилась в посадочную площадку. Полноценное авиасообщение в Каргасок вернулось в 2017 году - и то благодаря колымской авиакомпании «СиЛА».
- Именно 2017 год стал переломным. «СиЛА» возобновила регулярные рейсы из Томска в райцентр и обратно. Рейсы пользуются популярностью. Вслед за этим ожидаются изменения и в инфраструктуре аэропорта: 20 лет он пребывал в запустении. Есть планы, что появится новый павильон, количество пассажиров увеличится. С 15 ноября в Каргасок можно добраться и из Новосибирска, - говорят представители авиакомпании.
В авиакомпании убеждены в том, что рейсы из Новосибирска в Каргасок тоже найдут своего пассажира.

Сейчас жители райцентра могут купить билет на самолет, зарегистрироваться на рейс и дождаться вылета в здании автовокзала. Оттуда автобус отвозит пассажиров в аэропорт. Предполетный досмотр проходят в помещении метеоцентра.
Минувшим летом «СиЛА» открыла еще один рейс - в самый северный райцентр Томской области - Новый Васюган. Зимой сообщение с «большой землей» осуществляется по зимнику, в период распутицы и летом - только благодаря авиации.

Кстати, еще один исторический факт: рейсы в Новый Васюган из Томска не выполнялись 24 года. Сейчас до Нового Васюгана могут добраться как томичи, так и жители Каргаска.
В населенный пункт пассажиров доставляет 15-местный турбовинтовой Ан-28.

Самолет, несмотря на свой возраст (1990 года выпуска), развивает скорость порядка 300 километров в час и способен садиться на неподготовленных аэродромах.

А вообще-то в Томской области авиакомпания «СиЛА» появилась не вдруг и не случайно.
Стоимость авиабилета Томск - Каргасок - Новый Васюган
в одну сторону составляет 7000 рублей.

Администрация Томской области проделывает кропотливую работу по возрождению региональной малой авиации:

- В 2016 году в администрацию обратились представители авиакомпании с предложением организовать полеты в местные населенные пункты, - вспоминает Виктор Шендель, заместитель начальника департамента транспорта администрации Томской области. - Мы не стали возражать - более того, у нас есть программа развития региональной авиации. Определились, что начнем с Каргаска и Нового Васюгана - там есть определенная база, в том числе две площадки, куда могут заходить небольшие воздушные суда. И я хочу сказать, что мы видим это развитие.
Рейсы в эти населенные пункты стали регулярными. Дальше, с развитием внутренних региональных перевозок, стали крепнуть и межрегиональные связи.

Действительно, сегодня у жителей отдаленных населенных пунктов появляется возможность совершить полеты не только в областной центр, но и в такие города, как Новосибирск, Барнаул, Абакан. Следующий этап - открытие рейсов в Парабель и Кедровый.

Мы со своей стороны будем оказывать содействие развитию этой авиакомпании, потому что в ее деятельности заинтересованы и власти, и население.

Курс на Новый Васюган

В Каргаске сделали остановку и пересадку, сменив салон L-410 на Ан-28. Полет длится 55 минут. Свободных мест нет.

Заходим на посадку. Посадочная площадка окружена заснеженной тайгой. Недалеко от взлетной полосы зал ожидания, больше напоминающий домик охотника. Немногочисленные пассажиры ждут приглашения на рейс.

Новый Васюган - одно из самых северных и отдаленных от Томска мест, не все знают, где это и что это…

Здесь добывают нефть и газ.
Еще в 50-е годы прошлого века на Васюганье начались работы по изысканию нефти и газа, что и предопределило дальнейшую судьбу территории на многие десятки лет. Нефть - богатство и одновременно головная боль. Раньше добраться до села можно было без проблем. Теперь, благодаря открытию новых рейсов, расстояние тоже не помеха. Как говорится, было бы желание, а возможность благодаря новому авиаперевозчику есть.

Участники экспедиции получают посадочные талоны, выписанные вручную, возвращаются в самолет и вылетают из Нового Васюгана в Каргасок, где их уже ждет L-410 до Новосибирска.
У малой авиации свои особенности: небольшие самолеты и доступные цены на билеты. Здесь нет бизнес-класса, бортового питания, стюардесс и пледов. Зато расстояния преодолеваются быстро, комфортно и безопасно!

Авиаперелет Новосибирск - Каргасок

Автобусы Каргасок - Новосибирск отменены в 2004 году.
585 км
Расстояние
9 часов
Время в пути на автомобиле
1 ч 40 мин
Время в пути на самолете
2800 руб.
Цена авиабилета

Авиаперелет Каргасок - Новый Васюган

374 км
Расстояние
от Каргаска
631 км
Расстояние
до Томска
55 мин
Время в пути
на самолете
5000 руб.
Цена авиабилета
+ сборы агенства
Выгоду считайте сами...
Наша справка

ООО «СиЛА» (ООО «Сибирская легкая авиация») - авиапредприятие, базирующееся в Магадане, создано в 2008 году. Офис авиакомпании находится в Иркутске.

Эксплуатирует самолеты местных воздушных линий: пять Ан-28 на 17 мест, выкупленных у авиакомпании «Регион-Авиа», и два новых Let L-410 Turbolet, взятых в лизинг.
Верстка: Евгений ПРОКИНОВ
Текст: Михаил ДОКУКИН,
Владимир ЛОГИНОВ
Фото: Михаил ДОКУКИН
Видео предоставлено ООО «СиЛА»
На правах рекламы
© 2018 «Комсомольская правда» - Новосибирск»
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ экспедиция:
Дневник путешественника

Made on
Tilda