- С какими сложностями вы столкнулись, работая над проектом, и почему случилась задержка?
- На момент написания заявки мы уже имели опыт колокольного литья - никогда не решились бы начинать такой проект с нуля. Однако нам необходимо было освоить новые навыки, и на это ушло значительное количество времени. Несмотря на гуманитарный склад ума, мне пришлось освоить профессии оператора 3D-сканера, программиста, фрезеровщика, подмастерья литейщика, чернорабочего.
Проект предполагал достаточно жесткий временной регламент, все работы должны были начаться
1 июня 2018 года, а завершиться - 30 ноября 2019-го. К сожалению, мы выбились из графика, поскольку по не зависящим от нас причинам вынуждены были полностью перенести литейное производство и фактически запустить его заново буквально с нуля. Форс-мажоры случались и из-за здоровья исполнителей. За отведенный срок мы выполнили около 85% работы, но до литья так и не добрались. Сейчас начинается, пожалуй, самый интересный этап работы - отливка колоколов! Но даже не сам факт литья является кульминацией, а те самые голоса, утраченные, казалось бы, навсегда. То, что мы услышим, - сейчас спрогнозировать трудно. Мы понимаем, что попасть в оригинальный тон и тембр, скорее всего, не получится, но восстановленное звучание станет начальной точкой для дальнейших исследований.
Мы отольем по две копии каждого колокола. Одну отправим в место хранения разбитого оригинала (у нас впереди еще четыре экспедиции), а вторые составят полный комплект из всех 22 колоколов, который останется в Новосибирске, в нашем музее колокольного звона, кстати единственном за Уралом. И это будет поистине уникальное собрание! Каждый желающий сможет погрузиться в воссозданную нами звуковую атмосферу прошлого.