АВТОЭКСПЕДИЦИЯ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

Васюганские болота - мировая тайна на вес золота
Новосибирские блогеры и журналисты «Комсомолки», несмотря на мороз, отправились в очередную автоэкспедицию. Да не куда-нибудь, а в северные районы области - испытать на себе настоящую сибирскую зиму вдали от мегаполиса и узнать о тайнах и легендах, которые хранят самые большие болота Северного полушария. Это уже третья экспедиция «КП»: в прошлом году мы совершили путешествия по следам ученого Александра Миддендорфа и искали «Ворота в Азию».

На этот раз мы проехали 2 тысячи километров по Убинскому, Северному и Кыштовскому районам. Углубились в самые дикие и безлюдные места региона. Ездили на снегоходах, погружались в прорубь, ночевали в избах, топили печки дровами и общались с колоритными сибиряками, которые рассказали массу интересного: легенды об истребителях, не дошедших до фронта и сгинувших в Васюганских болотах, о болотном робинзоне, снежном человеке и были о красных партизанах и жизни возле крупнейших болот нашего полушария.
Наш маршрут
1
Первый день - 275 км:
Новосибирск, Черный Мыс
2
Второй день - 390 км:
Черный мыс, Убинское, Витинск, Северное
3
Третий день - 367 км:
Северное, Бергуль, Ичкала, Кыштовка, Данилово озеро
4
Четвертый день - 860 км:
Данилово озеро, Кыштовка, Колбаса, Васюганские болота, Кыштовка, Новосибирск
Наша команда
Журналист "Комсомольской правды"

Журналист "Комсомольской правды"

Журналист "Комсомольской правды"

Старший специалист по работе с социальными медиа макрорегиона «Сибирь» компании TELE2
Экскурсовод туристического центра «Созвездие Близнецов»

Голубоглазые лайки, любовь
и Северный полюс

День первый
...Стартовали от автосалона «Альт Парк» на верных «Шкодах». Путь неблизкий.
Первая остановка - в пригороде мегаполиса, в Заельцовском бору. Мы в гостях у голубоглазых, сильных, выносливых и очень добрых собак - якутских лаек и их хозяев - Германа и Евгении.
Колонну из наших машин встретил настоящий полярник, как из программы «Клуб кинопутешествий» исследователя Юрия Сенкевича: солнцезащитная маска, яркая, теплая куртка, большие ботинки. Герман Грошев в офисной круговерти большого города - бизнес-тренер. В царстве вековых сосен и белого снега - каюр. Его хобби - далекие таежные походы.
Герман выглядит как настоящий полярник, хотя работает в офисе.
Четыре года назад Герман купил свою первую лайку - Амараха. Голубоглазый пес - мощный, с белоснежной шерстью, способный бежать в упряжке десятки километров без перерыва, но ласковый, почти как домашний кот, - ни на шаг не отходил от хозяина. И нам оказывал дружеское внимание - как выяснилось, такой характер у всех якутских лаек.

- Сначала мы запустим вас в вольер к нашим собакам, - пообещал Герман. - Они будут на вас прыгать, ставить вам на плечи лапы - бояться не нужно. Эту породу выводили в тех местах, где человек - диковинка. Собак, которые воспринимали людей агрессивно, просто не разводили. Когда якутские лайки видят незнакомого человека, готовы оказать ему помощь, но ни в коем случае не пытаются на него напасть. Так что не опасайтесь...

И действительно, в вольере с двумя десятками больших собак как-то не было страшно, что тебя укусят или свалят с ног.
Некоторые участники автопробега смогли почувствовать себя настоящими каюрами - сами управляли упряжкой. Оказывается, нарты - простые с виду сани, в которые запрягают собак, - оснащены серьезной системой безопасности: у них два тормоза. На случай экстренной остановки есть даже якорь. Корреспонденту «Комсомолки», чтобы проехать, никаких приспособлений не потребовалось. Мудрые лайки простили непрофессионализм своего пассажира и спокойно провезли его по берегу Оби.
- Я готовила конференцию в Новосибирске. Проект был под угрозой - я понимала, что не получается его реализовать. Я обратилась к Герману как к бизнес-тренеру, и он отвез меня в питомник, завел в вольер, дал лопату, сказал: «Будут ставить на тебя лапы - сбрось». И ушел. Я очень боялась собак. Именно тогда я поняла, что все мои проблемы ничего не значат - чтобы их решить, зачастую нужно просто преодолеть свой страх. Здесь понимаешь, что такое настоящая жизнь - в офисе этого нет, - поделилась Евгения впечатлениями от своего первого знакомства с лайками.

Вот так - общались в бизнес-центрах, решали важные дела. Он - коуч, она - из мира ивентов, пиара и маркетинга. Конференции, кофе-брейки, графики… Герман из города в город - вести тренинги и мастер-классы, она - сутками на работе, от мероприятия к мероприятию. Знали друг друга два года. По-настоящему познакомились только в собачьем питомнике.
- Сначала влюбилась в смелость Германа, решила помочь хорошему человеку, с которым была едва знакома, в его большой и сумасшедшей мечте. А потом и в него самого, - улыбается Евгения.

Большая и сумасшедшая мечта, теперь уже у двоих, - поход на собачьих упряжках на Северный полюс. Но сначала супруги собираются добраться до Обской губы. Для тренировки.

Курс свой хотят проложить по льду реки - почти 4 тысячи километров. Собираются уйти от весны: когда стартуют, вода в пределах мегаполиса будет скована льдом; пока доберутся до высоких широт, здесь уже вовсю будет припекать солнце и зелень распускаться. На дорогу отводят себе два месяца: расчетная протяженность дневного марша 50 - 60 километров. Сами путешественники будут ехать на нартах. Провизию для своих лаек повезут на снегоходах.

- Многие говорили, что затея Германа безумна, нереалистична, сообщество владельцев питомников и спортсменов-ездовиков со всех сторон тоже кричало: «Не получится! Уйдете под лед, погибнете, опасно!» Сейчас уже поддержки значительно больше: люди видят, что мы не остановились, идем дальше. И начинают верить в проект, - говорит сибирячка.
Участников автопробега с необычными новосибирцами познакомила компания Tele2 - официальный партнер нашей экспедиции. Технология 4G оператора в этот день, кстати, тоже пригодилась. Блогеры и журналисты выкладывали фотографии якутских лаек и всю дорогу вели онлайн-трансляции в Instagram с помощью скоростного мобильного интернета Tele2.
Контент загружался моментально, в несколько кликов, как будто мы находились в центре Новосибирска, а не в Заельцовском бору. На связь с близкими участники экспедиции выходили в основном благодаря социальным сетям и мессенджерам: на большинстве тарифов Tele2 трафик в WhatsApp, Viber, «ВКонтакте», Facebook - бесплатный.
Уже сумерки, а до ночлега еще ехать и ехать…
...А путь нашей колонны лежал дальше - в Убинский район. В первый день автопробега - самый длинный марш-бросок, от Новосибирска до села Черный Мыс. Правда, с остановкой – в Каргате заезжали в магазин с обувью «Корс». Участники экспедиции выбрали эффектные и удобные ботинки и полусапожки.
Местное озеро - Убинское - с капризным характером: то набирает воду из Васюганских болот, то стремительно мелеет.

На его берегу и решили заночевать блогеры и журналисты в конце первого дня автопробега. К нашим услугам был домик охотхозяйства, когда-то принадлежавшего Сибирскому военному округу.
По словам местного егеря Виктора, лет 35 назад этот домик строили солдаты. Обстановка по-военному аскетичная: в трех комнатах грубо сколоченные столы, лавки, кровати, железные печки. Для путешественников местные заготовили дрова, бумагу для растопки - живите. Горожане с отсутствием комфорта справились: и печку по очереди топили, когда замерзать стали, и водой из бутылки в 30-градусный мороз на улице умывались.
И даже в этой, казалось бы, глуши на экране гаджета высвечивается сигнал мобильного интернета Tele2. Участники экспедиции расселись по спальным мешкам, укутались пледами, затопили печку. Вокруг тихо, только огонь потрескивает. Блогеры и журналисты склонились над своими смартфонами - выкладывают в социальные сети впечатления от прошедшего дня: фоторепортажи и видео.

Мы обратились к представителям компании Tele2, чтобы понять, зачем оператору быстрый мобильный интернет практически на опушке леса.

- Мобильным интернетом наши абоненты активно пользуются не только в Новосибирске, но и по всей области. Нам важно, чтобы даже в путешествии по региону у них всегда была возможность для интернет-серфинга. Именно поэтому в 2017 году мы увеличили темпы строительства базовых станций по всей России. В Сибири же количество базовых станций 4G за 12 месяцев прошедшего года выросло в пять раз, - сообщил позже о природе такого качества связи Алексей Ядрышников, коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» Tele2. - Благодаря этому мы обеспечили конкурентное покрытие высокоскоростного интернета.
Также Алексей отметил, что, по результатам исследования Telecom Daily, которое было проведено в ноябре 2017 года, компания Tele2 показала второй результат по максимальной скорости в сети 4G - 68,5 Мбит/с и второй результат по успешности загрузки эталонной страницы (используется для определения качества серфинга с точки зрения пользователя).

- Это притом что нашей сети 4G чуть больше года, в то время как некоторые коллеги по цеху запустили первые станции 4G четыре-пять лет назад, - отметил Алексей Ядрышников.

Болотный
Робинзон
и забытые
истребители
для асов

День второй
Утром в местной школе, где с первого по четвертый класс учатся 9 детей, участников автопробега накормили очень вкусным и сытным завтраком из двух блюд.

- Приезжайте к нам и детей привозите, а то у нас учиться некому, - позвала, как радушная хозяйка, школьный повар.

В Черном Мысе - всего один первоклассник. В этом году вообще ни одного не будет.
- Хорошо мы живем: и дороги сейчас есть, и вода в домах, и школы, и недавно фельдшерско-акушерский пункт построили. У нас многие неплохо зарабатывают, по три-четыре десятка коров держат и в городе на вырученные от продажи мяса деньги покупают детям квартиры, - подтверждает глава местного сельсовета Валентина Серафимович. - А молодежь все равно тянется к огням мегаполиса.
А вот дома не пустуют - все охотники выкупили. Места здесь красивые, угодья дичью полны: в камышах озера Убинское, которое раскинулось тут же, прямо за оградами крайних домов, масса уток, по округе бродят косули, сюда даже лебеди стаями прилетают. Кстати, поведение водоема - одна из тайн Васюганских болот. Озеро наполняется водой из речки Майначка, которая берет свое начало в болотах. В 1990-е годы Убинское почти обмелело, но года четыре назад снова начало отвоевывать свою территорию. Непонятно откуда там появился карась. Причин этого не могут назвать даже ученые. Известно только, что подобное уже происходило в середине прошлого века.
Чтобы добраться до открытой водной глади, нужно километра три ехать через камыши. Автопутешественники из экспедиции «КП» преодолели этот путь на снегоходах. Ветер и снежные брызги в лицо, стены из камыша по сторонам дороги, а потом - открытая ледяная гладь, край которой сливается с горизонтом, - таково Убинское сейчас.
Таежные «Аэрокобры»
Местные уверяют: в тайге, возле села Крещенское, что почти в сотне километров от Черного Мыса, лежат два истребителя времен Великой Отечественной. Американские «Аэрокобры» перегоняли на фронт. Один из самолетов из-за неполадок совершил вынужденную посадку, второй - приземлился на зеленую полянку, чтобы забрать летчика, но сам увяз в трясине.

- Есть жители Крещенского, которые знают, где лежат «Аэрокобры». Ходили туда, снимали амортизаторы с машин. Во время войны один из жителей даже пулемет из самолета вытащил. А вот поисковая экспедиция не прошла, да и искала не там, где нужно, - уверен глава Убинского района Олег Конюк.
В той экспедиции - в 2004 году - участвовал новосибирский авиамоделист, энтузиаст истории крылатой техники и всего, что с ней связано, Валерий Колобов. Уверяет: это были точно «Аэрокобры» - сам видел детали именно этого самолета в селе Лисьи Норки Убинского района, в частности, аккумуляторный ящик - такого ни на одном самолете больше не было. Были и очевидцы, которые якобы видели самолет между селом Голубино и Лисьими Норками.

По словам Колобова, истребители пошли на вынужденную посадку в Васюганских болотах не летом, а зимой, было это в 1942 году. Пилоты вышли в Лисьи Норки.

Сейчас это село существует, но там живут всего несколько человек, которые слышали эту историю и видели диковинные детали от заморской техники.

Вот и председатель районного совета ветеранов Николай Картузов вспоминает, как еще ребенком играл с необычными деталями.
С боевыми машинами связана еще одна история. Будто бы водился в болотной глуши свой робинзон. Мужчина скрывался от призыва на фронт, ночевал в шалаше, ел грибы да ягоду. Он снял с истребителя авиапулемет и при его помощи и добывал дичь. Говорят, приносил мясо в окрестные села.

Потом его поймали и осудили за дезертирство.

- Прятался в тайге дезертир. Его родственники жили в Крещенке. Фамилия их - Красиковы. Иногда мужчина выходил к ним за продуктами. Девчонку туда утаскивал, но она сбежала от него. Из-за этого его поймали. Но за дезертирство не осудили - реабилитировали за истечением срока давности. Еще лет девять он после войны в избушке своей прятался, - пояснил Николай Картузов.
По другой версии, таежный робинзон Марк Гурский скитался по болотам 10 лет. Построил несколько землянок, даже картошку растил. С самолетов, оказавшихся в тайге, снял динамо-машину - обзавелся электрическим светом, из ствола пулемета сделал охотничье ружье - добывал дичь.
Потом его нашли охотники и даже пытались сделать бригадиром добытчиков зверя, но мужчина не прижился среди людей и снова пропал в тайге.
Есть разные версии и по поводу самолетов. Некоторые историки авиации думают, что это были не «Аэрокобры», а бомбардировщик двухмоторный – Пе-2 из Иркутска или Ил-4 с завода в Комсомольске-на-Амуре, некоторые предполагают, что в болотах пропали два Яка с Новосибирского авиазавода имени В. П. Чкалова.

Пока сибирской трясине удается хранить свою крылатую тайну, но корреспонденты «Комсомолки» попробуют ее раскрыть, отправившись в следующую экспедицию. Уже готовимся - и ждем информацию от тех, кто видел пропавшие в Убинском районе самолеты или что-либо о них знает.
Что может лежать в болоте?
P-39 «Аэрокобра»
Самолет производился в США. По ленд-лизу в СССР были поставлены 4952 машины. Первый истребитель этой марки пришел в СССР в 1941 году. Первый бой на Восточном фронте – 16 мая 1942 года – в Заполярье. На «Аэрокобре» летал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.

Размах крыла 10,36 м / Длина 9,21 м / Нормальная взлетная масса 3160 кг /
Максимальная скорость 588 км/ч / Экипаж 1 чел.
Як-7
Производился в Новосибирске с 1941 по 1943 год. В дальнейшем НАЗ им.
В. П. Чкалова перешел на выпуск Як-9 – усовершенствованной модели Як-7.
За годы войны было выпущено 15 500 Яков

Размах крыла 10,00 м / Длина 8,50 м / Нормальная взлетная масса 2960 кг /
Максимальная скорость на высоте 560 км/ч / Практическая дальность 643 км /
Экипаж 1 чел.
Ил-4
Советский средний бомбардировщик. Производился в том числе и в Комсомольске-на-Амуре с 1941 по 1945 год.

Размах крыла 21,44 м / Длина 14,76 м / Нормальная взлетная масса 10 055 кг /
Максимальная скорость на высоте 398 км/ч / Практическая дальность 4000 км
Экипаж 3-4 чел.
Пе-2
Основной фронтовой бомбардировщик ВВС РККА во время Великой Отечественной войны. Было выпущено 11 500 штук. Производился в том числе и в Иркутске с 1941 по 1943 год.

Размах крыла 17,60 м / Длина 12,60 м / Нормальная взлетная масса 7775 кг /
Максимальная скорость на высоте 540 км/ч / Практическая дальность 1500 км /
Экипаж 3 чел.
Болотная узкоколейка
В совсем уже непроходимой глуши, где вязнут гусеничные вездеходы геологов и куда охотники летают только вертолетами, было раньше село Голубино. Жили там ссыльные из Эстонии, валили лес. Оттуда проложена узкоколейка - по ней раньше бревна возили до реки Омь, там их собирали в плоты и сплавляли по течению.

- Рельсы этой узкоколейки из стали какого-то особенного качества. Старожилы говорят, что из немецкой. Железную дорогу построили вручную. Она сохраняется до сих пор, хотя, если бы она располагалась на открытом месте, уже давно бы разобрали ее и продали на металлолом, - уверен Олег Конюк. - Обезлюдел таежный край - здесь исчезли четыре десятка сел.
Зачем чуваши забрались в болота
После Убинского мы двинулись в Северный район. Первая остановка - в селе Витинск. Поселение образовалось в 1905 году. Сюда приехали чуваши из центра России - сбежали от малоземелья. Но здесь оказалось, что за поля нужно еще побороться и с людьми, и с природой. Удобные пашни были уже заняты - вот и пришлось отвоевывать землю у болот.
- Земли были заняты. Пришлось каналы копать, осушать болота, чтобы можно было поля засеять. Работали, конечно, очень много, - соглашается идейный вдохновитель местного чувашского народного ансамбля Светлана Орлова.

В девичестве она носила фамилию Блинова, как и большинство артисток ансамбля. Оказывается, все певицы - сестры.

Кстати, село назвали в честь прадеда Светланы, которого звали Виктором.

- Есть предание, что, когда в 1930-х годах в стране начали создавать колхозы, многие чуваши потянулись обратно на родину. И тогда, чтобы село не умерло, по старинному обычаю запрягли семилетнюю девочку в плуг, и она пропахала вокруг села три раза - конечно, ребенку помогали мужики. Вот и до сих пор наше село не только не умирает, но и процветает.

Где живут настоящие кержаки?

День третий
С первыми лучами солнца журналисты и блогеры были снова в пути: следующий пункт назначения - село Бергуль. Опять за окнами машин проносятся заснеженные поля, березняк, молодая поросль - белое безмолвие, слышны лишь скрип снега под шинами и уверенное бормотание моторов.
Казалось, только что стартовали - и вот уже колонна автопробега «Комсомольской правды» въезжает в Бергуль. Еще пара минут езды от околицы - и виден дом-музей известного сказочника Павла Бажова. Внешне его не отличишь от других, по-сибирски основательных изб, если бы не ограда да не табличка с указанием на то, что это - памятник.
В местном краеведческом музее внушительная экспозиция: представлены предметы быта, приспособления для охоты: например, огромный медвежий капкан, где в качестве пружины - железные полосы внушительной толщины, - а также есть библиотека. На стенах - зеленые пластинки, как малахит из сказки «Медной горы хозяйка».
Экскурсию ведет Татьяна - коренная кержачка с неповторимым тембром голоса, особой плавностью движений, манерой себя держать. Ей бы в театре играть - даже Станиславский бы поверил.

- Я росла в этой культуре. И даже в обиходе употребляю слова, которые в городе показались бы необычными. Например, женскую рубаху я называю станухой, маленькую миску - черепкой, китурка - это часть штанов. Мой отец знал традиции и историю села - вот и для меня это не работа, а сама жизнь, - выпевает Татьяна Подъява.
И показывает пару старинных игр. Например, «Охотник и утка». Соревнование не только на быстроту и ловкость, но и на знание психологии. Двое игроков кладут руки ладонями вверх, между ними ложка. «Охотник» должен схватить ложку и ударить ею соперника. «Утка» наблюдает за движениями глаз противника, ее задача - молниеносно убрать свою руку.

Вообще это не музей, а настоящий, хоть и небольшой, исторический парк. Тут же участники автопробега могли попробовать блюда старинной кухни, послушать народные песни сибиряков.
Против Колчака


Павел Бажов приехал в сибирскую глубинку, чтобы воевать с белыми, активно сотрудничал с местными партизанами.

Сказочник жил в Бергуле под чужой фамилией, трудился учителем.

Жители таежной глубинки и не подозревали, что рядом с ними живет автор «Малахитовой шкатулки».
Еще один местный герой Гражданской войны – Иван Пешков из соседнего села Ичкала. В 1919 году сюда наведался карательный отряд. Три сотни солдат и офицеров искали партизан. Заставили сибиряка провести их по местным болотам к соседней деревне.
Пешков крепким был мужчиной - в свои 72 года мог часами бродить по болотам. Знал их как свои пять пальцев. Вот и завел колчаковцев в партизанскую засаду. На ближайший тракт вышли тогда только 60 карателей из всего отряда. А Пешков прожил до ста лет. Большевиком при этом он не был: колчаковцы много тогда насолили крестьянам - за казни, пытки и грабеж вольнолюбивые сибирские мужики платили пулями.
До Васюганских болот 30 километров
Автоэкспедиция «Комсомолки» вплотную приблизилась к кромке Васюганских болот. Влияние уникальной экосистемы ощущается уже в десятках километров от нее. Северный район - тоже в болотах. На его территории 11 сельских поселений, и в каждом из них - рям, кусочек тундры, да не один. Здесь растут карликовые березы, клюква, брусника, голубика.

- Есть зыбуны - это очень страшно. Однажды отправились мы за брусникой и шли по такому зыбуну: сверху мох, а под ним болото. Наступаешь, а по сторонам от тебя мох волной идет, как гора поднимается. Не туда ногу поставишь - засосет, а ухватиться не за что: деревьев нет. После того похода я года два в рямы не ходила, - рассказывает Людмила Ляхнович.

Людмила родилась в Тульской области. В сибирскую глубинку попросилась сама - думала, что в Новосибирской области всю тайгу академгородками застроили. Но, оказавшись среди болот и сосен, не разочаровалась - так и осталась в Северном.
До Кыштовки
И снова за окнами наших машин пролетают сибирские версты. Следующий пункт маршрута - Кыштовка. Хорошо очищенная дорога практически без встречных машин - есть возможность поддать газу и почувствовать, на что способны наши авто.
Едем там, где и мобильной связи ни у кого нет - не то что интернета. Но минут за 15 до Кыштовки у блогеров появился интернет Tele2. В райцентре сигнал был настолько уверенным, что блогеры спокойно вели трансляции, за несколько секунд загружали тяжелые файлы в Instagram и даже слушали музыку в приложении Zvooq, где трафик для абонентов Tele2 на большинстве тарифов бесплатный. И это в сотнях километрах от Новосибирска!
Трансляции блогеры вели настолько активно, что у некоторых почти закончились гигабайты на пакетных тарифах. Проблему ребята решили просто - с помощью опции «Обмен минут на гигабайты», которая позволяет бесплатно обменять сэкономленные минуты на интернет-трафик. Несколько кликов - и гаджет снова в строю, помогает нам освещать нашу экспедицию.
Баня
После Кыштовки нас ждали жаркая баня с нырянием в снег и прорубь, ночевка в настоящей избе на полатях - и все это на магическом Даниловом озере. Местные считали, что в его воде много серебра, ученые выяснили, что она богата кислородом. Когда-то в этих местах рухнули сразу пять метеоритов - при падении одного из них и получилось Данилово озеро.
По преданию, даже простое пребывание на берегах этого озера придает человеку сил.
Блогерам и журналистам придал сил еще и вкусный и сытный ужин от компании «Дымов».

КРАЙ ЙЕТИ

День четвертый
Жизнь у болота
Кыштовка - внешне типичный райцентр Новосибирской области - небольшая, всего 5 тысяч жителей, но имеет богатую историю. Впервые о ней упоминается в документах XVIII века. Самые старые из сохранившихся зданий - два дома, купцов Щеглова и Бармина, построенные в конце позапрошлого века.
Живут в Кыштовке русские, украинцы, татары - переселенцы из европейской России. Здесь много свободной земли - вот и ехали из тесной России огромные просторы осваивать.

Многие обосновались в сибирских снегах не по своей воле: в Кыштовском районе было много поляков. После каждого восстания на свободолюбивой окраине Российской империи пополнялось население села Колбаса и деревни Тынгиза.
Сейчас неподалеку от Тынгизы есть польское кладбище с непривычными для нас крестами и деревянной фигурой Христа. Там же стоит и памятник жертвам политических репрессий, по-европейски добротный и всегда ухоженный.
Само название Колбаса не имеет ничего общего с мясным деликатесом. Произошло оно от названия травы, которую используют в окрошке и салатах - колбы, черемши по-другому. Вторая часть слова «су» - ручей.
Снежное безмолвие
Первая остановка в самой Кыштовке. Блогеры тут же, не выходя из машин, припали к экранам своих гаджетов - делать посты с озера. Фото и комментарии ушли в Сеть легко и непринужденно. Тем более что в каждом экипаже – роутер Tele2, способный «раздавать» интернет примерно на 10 смартфонов одновременно.
Коммерческий директор макрорегиона «Сибирь» Tele2 Алексей Ядрышников рассказал, что обеспечение высокоскоростным интернетом райцентров – один из приоритетов мобильного оператора.

- Мы планируем в следующем году реализовать проект по расширению сети 3G именно в сельской местности. Сейчас наш быстрый мобильный интернет доступен 83% жителей региона, а мы хотим увеличить это покрытие как минимум до 90%, - отметил Алексей Ядрышников.
Дальше наш путь лежал к Васюганским болотам - конечной точке экспедиции. Снова десятки километров: расчищенная, широкая дорога, лес по бортам - от берез до огромных, почти черных кедров или безмолвная снежная степь - и ни одной машины, ни одного человека навстречу!
До села Колбаса было еще ничего, а потом как-то жутко стало – ощущаешь, что ты песчинка в океане природы. В машине двигатель шумит, плечо коллеги рядом, но стоит выйти, начинаешь слышать тишину - она воспринимается как низкий непрерывный гул.
В Колбасе
За очередным поворотом наши «Шкоды» забираются на небольшой пригорок и оказываются между добротных изб-пятистенок. Как будто в позапрошлый век попали - черные бревна срубов, огромные огороды, ни одного листа сайдинга или плаката с номером телефона.
На улице только наши машины. Свет горит в одном здании - деревянной школе. Из примет цивилизации - большой клуб в центре.
- Обратите внимание на фреску, - это уже в холле здания рассказывает Ростислав Алиев, редактор районной газеты «Правда Севера», который вызвался быть нашим экскурсоводом. - Не правда ли, колхозница на памятнике Веры Мухиной одета необычно?
Блузка, в которую одета крестьянка, и вправду не скрывает от взора внимательного посетителя ДК обнаженную грудь героини. Владимир Ильич на картине тоже необычен - с модной прической из имеющихся волос и в плаще, как у героя Джека Николсона в фильме «Сияние». Картина без редактуры просуществовала с 70-х годов прошлого века. Похулиганил художник Владимир Пасканов, а те, кто клуб принимал, или не заметили, или просто возмущаться не стали.
В Доме культуры вместе с нами только два посетителя - двое мужиков: один пожилой, другой помоложе, оба крепкие и высокие, как верещагинские кедры. У молодого сверстников в селе нет. В местной школе сейчас тоже всего один ученик.

Работать негде, климат суровый: когда в Новосибирске весной уже вовсю зеленеет листва, под Кыштовкой только-только почки распускаются. Вот и разъезжается народ. Остаются заядлые охотники да рыболовы. Еще те немногие, что скот разводят.
Мистика да и только
Если набрать в интернете слово Кыштовка, можно найти массу историй про снежного человека - его тут зовут Мужик. Существо в 2,5 метра роста, покрытое седой шерстью, частенько фигурирует в местных байках.
- Вот только одна из таких историй. Мужчина 1936 года рождения - сейчас он уже умер - пошел на покос. Работал в поле один весь день. И вдруг в какой-то момент он увидел, что из леса к нему идет Мужик, ростом под 3 метра, покрытый седой шерстью. Селянин начал выкрикивать имена своих знакомых, чтобы напугать снежного человека - создать у него впечатление, что в поле много народу. Мужик ушел в лес. А потом люди, имена которых он выкрикивал, начали один за другим умирать. По деревне пошел слух, что таким образом тот, кто работал в поле, перевел смерть с себя на односельчан, - поделился одним из таких мистических рассказов Ростислав.

По словам Ростислава, подобные истории рассказывали фермеры, чиновники, руководители колхозов - люди статусные, облеченные властью. И употреблением местной забористой горилки такие рассказы объяснить нельзя: не пьют на покосе - алкоголь означает верную смерть от теплового удара, а рядом - ни души, иногда на десятки километров.

Впрочем, один «йети» до Васюганских болот все же добрался: наша маленькая «Шкода» резво поспевала за уазиком по зимнику - там, где только лесовозы ходят.
- Машина «Шкода-Йети», за рулем которой я уже третью экспедицию подряд, вообще удивила своими внедорожными качествами. «Да не может быть!» - иногда восклицал я, когда «Йети» преодолевал очередной сложный участок дороги. Мои пассажиры тому свидетели, - поделился впечатлениями водитель нашего «проходимца» Дмитрий Чечуров.
А Татьяна Чечурова провела тест-драйв обуви от фирмы «Корс». Полусапожки без проблем выдержали самые суровые испытания.

- Мои полусапожки из натуральных меха и замши, легкие и удобные, сшиты как будто специально для меня. Я в них ни разу не поскользнулась и не замерзла, даже в –30, - поделилась впечатлениями от обновки Татьяна.
На Васюганских болотах
Час езды по узкому коридору между березками. Немилосердная тряска в уазике местной газеты.
И вот редколесье сменяется кочками, а также немилосердно покореженными стволами деревьев и совсем уже прутиками. Говорят, что трехметровым тонким березкам несколько десятков лет, но в трясине они никогда больше не вырастут. Такая территория: десятки километров и потом еще сотни - непроходимая трясина.

В болота проникают только геологи и лесозаготовители. Летом здесь не пройти. Зимой - узкая дорога, где не разъедутся даже две легковушки. Мощные лесовозы ходят тут по расписанию: полдня в одну сторону, полдня - в другую.
Колонна автопробега углубилась на территорию Васюганских болот на несколько километров. Здесь трясина достаточно промерзла - рядом с дорогой можно стоять, как на твердой земле.

На территории Васюганских болот люди уже давно не живут: последние деревни перестали существовать в 70-х годах прошлого века, хотя остались дома и даже улицы.
По легендам, есть здесь где-то и заброшенный монастырь, до которого не добраться.
Домой!
Обратный путь занял у путешественников почти всю вторую половину дня. В дороге балагурили, даже радио свое придумали - «Васюган ФМ»: по рациям, которые были в каждой машине, приветствовали друг друга, обменивались впечатлениями и заказывали песни.
За бортом крепла стужа, а на пассажирском сиденье нашей машины «Шкода-Октавия» было тепло и уютно, как дома.

- Я проехал на автомобиле «Шкода-Октавия» почти 2000 километров, и машина ни разу не подвела. Автомобиль уверенно держит дорогу, в нем удобно и комфортно как водителю, так и пассажирам. Большое количество электроники непривычно после машины ниже классом. Бортовой компьютер постоянно о чем-то напоминает, но практически сразу к этим напоминаниями привыкаешь и понимаешь, что такая начинка делает поездку более комфортной. Еще один приятный факт: в условиях Сибири в 27-градусный мороз автомобиль заводился без проблем, - поделился водитель нашего экипажа Михаил Докукин.
Хоть в Кыштовке мы и пообедали, через пару часов пути все-таки захотелось перекусить. На этот случай у каждого экипажа был сухой паек - «Пиколини» от «Дымова». Вкусно и сытно!
В Новосибирск приехали глубоко за полночь. После четырехдневного рейда по сельским дорогам как-то в диковинку было увидеть в это время светофоры, залитые светом фонарей дороги, многоэтажки. И еще очень хотелось в душ. А потом - снова в тайгу!
Кто помог автопробегу состояться?


Генеральный партнер:
Tele2


Tele2 - один из крупнейших в России сотовых операторов. В декабре 2015 года компания объявила о подключении к своей сети миллионного абонента в Новосибирской области.
В позапрошлом году компания запустила в регионе 4G-интернет. Заявленная скорость загрузки составляет до 75
Мбит/с. Сейчас покрытие сети 4G активно расширяется, и посмотреть качественный фильм на своем смартфоне можно уже в сотнях километров от сибирского мегаполиса.
Компания Tele2 обеспечила автопробег «Васюганские болота - мировая тайна на вес золота» качественной связью и 4G-интернетом. «Комсомольской правдой» проверено: фото, видео и посты с сим-картой Tele2 можно отправлять в интернет даже в самом северном райцентре Новосибирской области.

www.tele2.ru

Автомобильный партнер:
Компания «Альт-Парк»

В нашей экспедиции автомобили «Шкода» показали себя только с лучшей стороны: удобные, комфортабельные, быстрые и легкие в управлении. А еще - оснащенные максимальным количеством бортовой электроники. Официальный дилер «Шкода» - компания «Альт-Парк» предоставляет клиентам максимально полный диапазон услуг: покупка автомобиля «Шкода», страхование, автокредитование, гарантийное и сервисное обслуживание.

По результатам работы в 2016 году компания «Альт-Парк» получила ряд наград:
1-е место в области продаж автомобилей SKODA в регионе «Сибирь - Дальний Восток»
1-е место в области продаж автомобилей с пробегом в регионе «Сибирь - Дальний Восток»
2-е место – в области послепродажного обслуживания автомобилей SKODA в регионе «Сибирь - Дальний Восток»

www.alt-park.ru



Наш партнер:
Компания «Дымов»

Компания «Дымов» - одно из крупнейших российских предприятий по производству колбас и мясных деликатесов. Под этой торговой маркой производятся такие продукты, как вареная колбаса «Докторская», сосиски «Молочные», колбаса полукопченая «Армавирская», «Краковская» - всего более 300 наименований. Все эти колбасы производятся только по госту. Принцип компании «Дымов» - изготавливать продукцию обязательно из натуральных продуктов по эксклюзивным рецептурам.
В состав группы компаний «Дымов» входят три завода - в Москве, Красноярске и Дмитрове, а также три животноводческих комплекса - в Краснодарском крае, Красноярске и во Владимирской области.
Сосиски «Молочные» и «Салями с кедровым орехом» - стали лучшими продовольственными товарами Красноярского края по итогам прошлого года в своих категориях. В ассортименте ТМ «Дымов» более 150 разнообразных видов колбас и мясных деликатесов!
Участников автопробега компания «Дымов» обеспечила вкусными и питательными «Пиколини» и различными колбасами.

www.v-dymov.ru

Наш партнер:
Компания «КОРС»

Обувное предприятие «КОРС» 80 лет успешно работает на российском обувном рынке. В его состав входят обувное производство, химико-технологическая лаборатория и дизайн-центр. Новые модели созданы с применением последних разработок подошв и колодок отечественных и зарубежных дизайнеров. Коллекция постоянно обновляется, и сегодня «КОРС» предлагает покупателям более 300 моделей различных видов обуви: женскую, мужскую, школьную для мальчиков и девочек, детскую на все сезоны.
Немаловажным преимуществом является широкая линейка размеров выпускаемой обуви с 26-го по 48-й и комплектация по заявке покупателя. Компания продает обувь крупным и мелким оптом через оптово-розничную сеть.

г. Новосибирск, ул. Сухарная, 35, e-mail: sbit@kors34.ru
www.kors34.ru



«Комсомольская правда» благодарит за помощь в проведении автоэкспедиции «Тайны Васюганских болот»:

Главу Убинского района Новосибирской области
Олега Федоровича Конюка

Главу Северного района Новосибирской области
Сергея Владимировича Коростелева

Главу Кыштовского района Новосибирской области
Николая Владимировича Кузнецова


Узнать больше


В программе «Говорит Новосибирск!» участники автомобильной экспедиции рассказали о своих впечатлениях и открытиях.

Гости прямого эфира – Ксения Блажиевская (Tele2), Марина Жвакина (турагентство «Созвездие Близнецов»), Михаил Докукин (блогер), Василий Ковбасюк (блогер и фотограф), Александр Сульдин (ИД «Комсомольская правда»), Дмитрий Чечуров (ИД «Комсомольская правда»).

Все подробности – в записи программы: nsk.kp.ru/radio/26791/3825632/
Текст: Александр СУЛЬДИН
Фото: Василий КОВБАСЮК
Видео: Вадим ВОРОНЦОВ
Монтаж видео: Владислав КОМЯКОВ
Дизайн и верстка: Евгений ПРОКИНОВ

На правах рекламы
© 2018 «Комсомольская правда» - Новосибирск»
Made on
Tilda