Великий Сибирский Путь

Сто лет назад завершилось строительство Транссибирской магистрали, связавшей восток и запад России. Корреспондент «Комсомолки» Сергей Андреев проехал по самой длинной железной дороге в мире

Государева дорога

Как в Сибирь добирались до строительства
железнодорожной магистрали
«Сибирский тракт — самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете», - писатель Антон Чехов за несколько лет до начала строительства Трассибирской магистрали испытал на себе все тяготы долгого и трудного пути через всю империю во время путешествия на остров Сахалин.

«Звеня кандалами, идут по дороге 30—40 арестантов, по сторонам их солдаты с ружьями, а позади — две подводы… Арестанты и солдаты выбились из сил: дорога плоха, нет мочи идти… До деревни, где они будут ночевать, осталось еще десять верст», - пишет прозаик в сборнике записок «Из Сибири».

До строительства железной дороги путь из европейской части России к дальневосточным рубежам занимал месяцы. Это была вереница из сухопутных дорог, водных путей, волоков и переправ через реки длинною более 8 тысяч верст. Грузы в Тихоокеанские порты и вовсе доставлялись морем вокруг Азии.
Переправа в Сибири
Вторая половина 19 века. Британская империя подбирается к рубежам России в Средней Азии. Завязалось противостояние мировых империй за Китай. Еще живы воспоминания о Крымской войне, когда англо-французские эскадры безнаказанно атаковали тихоокеанские гавани. Безопасность восточных рубежей под угрозой. Горнозаводчики Урала и купцы Сибири молят о железной дороге: богатства земли русской невозможно осваивать и вывозить.

После многих лет обсуждений вариантов прокладки Великого Сибирского Пути принимается решение начать строительство магистрали одновременно с запада и востока.
19 мая 1891 года во Владивостоке будущий император Николай Второй на торжественной церемонии собственноручно отвез тачку с землей на полотно будущей дороги.
Транссиб строился не одно десятилетие, у дороги несколько юбилейных дат. 1916 год - самая важная. Сто лет назад, 5 (18) октября, в Хабаровске через Амур был пущен в эксплуатацию самый длинный в империи железнодорожный мост. Транссибирская магистраль с этого момента на всем протяжении получила сквозное движение без природных препятствий, а главное - полностью по территории Российской империи.
Великий Сибирский Путь всю историю играл ключевую роль в развитии государства. До революции позволил переселить миллионы крестьян за Урал, во время Великой Отечественной войны - эвакуировать предприятия на Восток, доставлять войска и стратегические грузы со всей страны на фронт. В наше время магистраль превращается в глобальный транспортный коридор Евразии.

Как сегодня живет Транссиб? Корреспондент «Комсомолки» Сергей Андреев совершил путешествие по Транссибу и самым интересным объектам магистрали.
Вехи магистрали
1891 год
1891 год
Начало строительства.
Во Владивостоке была проведена церемония торжественной закладки дороги с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая Второго.
1901 год
1901 год
Начало движения поездов по Транссибу через Китайско-Восточную железную дорогу.
1905 год
1905 год
Окончание строительства Кругобайкальской магистрали.
Непрерывный рельсовый путь из Санкт-Петербурга во Владивосток.
1916 год
1916 год
В Хабаровске сдан в эксплуатацию самый длинный в стране железнодорожный мост.
Начало сквозного движения по всей длине Трассиба по территории Российской империи.
1938 год
1938 год
Завершено строительство второго пути.
2002 год
2002 год
Завершена полная электрификация магистрали.
0-й километр

Москва.
Начало Транссиба

Где в столице находится 0-й километр, и где посмотреть
на поезда, которые ходили по магистрали 100 лет назад
Депо «Подмосковная».
Ощутить мощь паровой тяги
Прежде чем отправиться в путешествие, узнаем с чего начинался Транссиб 100 лет назад. Прикоснуться к истории в столице можно в депо «Подмосковная», расположенном в районе Сокол.

Посреди мегаполиса попадаешь в другую эпоху. Старый вокзал с водокачкой, гудки и дым паровозов. Все говорит о том, как работала железная дорога до эпохи электрической тяги.

В депо обслуживаются раритетные поезда, многие из которых на ходу и активно бегают по путям по сей день. Вот, пыхтя паром, на поворотный круг депо въехал паровоз.
Наши поезда пользуются большой популярностью, - помощник машиниста Сергей Бендюков старательно смазывает механизмы паровоза из ручной масленки. - Летом возим туристов по туристическим маршрутам с Рижского вокзала и по «Золотому кольцу». А еще постоянно снимаемся в историческом кино. Недавно участвовали в съемках сериала про войну. Было все: стрельба, взрывы!

Поезда движутся по старинке на паровой тяге. Железнодорожник приглашает в кабину машиниста на давний ритуал - отведать яичницу из паровозной топки. Сергей ловко справляется с ингредиентами, разбивает яйца в лопату для угля и отправляет ее в раскаленное нутро топки. Через пару минут ароматный завтрак готов.

Хранится в депо и скромный в размерах маневровый паровоз 1897 года постройки. Его собратья бегали по первым рельсам Транссиба 100 лет назад. Поезда на паровой тяге теперь история. В 2002 году закончилась полная электрификация магистрали.
Ярославский вокзал. Поезд №1
На Ярославском вокзале столицы, откуда отправляются поезда во Владивосток, пассажиров встречает памятный верстовой столб: «9298 км». Такой же стоит и в столице Приморья. Путь между этими двумя российскими городами – самый протяжённый маршрут в мире, к тому же проходящий по территории одного государства. Поневоле задумаешься: какая же ты, матушка-Россия, огромная!

В начале прошлого века состав из Москвы к берегу Тихого океана шёл 16 суток. Сейчас скорый поезд №1 «Россия» преодолевает это расстояние почти втрое быстрее, за 6 дней.

Вот он стоит на посадке, проводники в красных беретах проверяют документы у пассажиров.

- Куда путь держите? Неужели до конца? - интересуемся у одного из пассажиров.

- А как же! Почти каждый год езжу в отпуск по Транссибу, - устраивается в купе Александр Денисенко, монтер пути из Старого Оскола. - Очень нравится мне путешествовать поездом, рассматривать страну из окна вагона. Поэтому в юности и стал железнодорожником.


Ярославский вокзал - самый загруженный в стране.
Ежедневно через него проходят:
300 пар поездов.
200 тысяч пассажиров с пригородных электричек.
25 тысяч пассажиров с маршрутов дальнего следования.
Время в пути пассажирского поезда
Москва-Владивосток

1903 год
16 суток 6 часов
1940 год
10 суток 12 часов
2016 год
6 суток 10 минут
В соседние вагоны садятся заморские гости.

- Наш поезд очень популярен среди иностранцев, которые любят путешествовать по Транссибирской магистрали, - приветствует пассажиров начальник поезда. - Особенно стремятся увидеть Байкал.

Раздается гудок, поезд неспешно трогается, начинается наше большое путешествие.
1814-й километр

Екатеринбург.
Первые «Ласточки» за Уралом

Как современные поезда связывают города крупнейшего промышленного района страны
Делаем остановку в Екатеринбурге. Рядом с громадой современного здания вокзала красуется его предшественник. Первое здание вокзала в Екатеринбурге было построено в 1878 году по проекту петербургского архитектора Петра Шрейбера. Теперь здесь железнодорожный музей. Его окружают забавные сценки с участием бронзовых скульптур путейцев и пассажиров.
На Транссибе расположено 87 городов, в том числе пять с населением свыше миллиона человек.
Трассибирская магистраль связала главную кузницу империи с ее окраинами. Ныне множество промышленных городов Урала опутывает разветвленная сеть железных дорог. По объему пригородных перевозок Екатеринбург уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу.

Принято решение: по примеру обеих столиц пустить маршруты с «Ласточками», скоростными электропоездами нового поколения. С ноября 2015 года современные составы курсируют между областным центром и городами Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Экспрессы способны развивать скорость до 160 км в час. Время в пути сократилось на треть. Чистые, светлые, бесшумные и быстрые электрички пришлись по душе уральцам. Пассажиропоток вырос в три раза!

Строятся «Ласточки» здесь же на Урале, в городе-спутнике Екатеринбурга Верхней Пышме, по технологии концерна Siemens на совместном российско-германском предприятии «Уральские локомотивы». Но отечественная модификация экспрессов, созданная для более широкой российской железнодорожной колеи мощнее европейских аналогов.
Посещаем депо, где обслуживаются новейшие электропоезда. Здесь непривычно чисто. В руках мастеров не грязные от технических масел инструменты, а ноутбуки и электронные инструменты. «Ласточки» нашпигованы современным электрооборудованием. Российские специалисты прошли подготовку у немецких коллег и под их контролем обслуживают техническую часть поездов.

За пять лет «Уральские локомотивы» поставят ОАО «РЖД» 1200 выгонов электропоездов «Ласточка». В последние два года экспрессы были запущены в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Свердловской области. В ближайшее время современные и уютные электрички придут во многие регионы страны.
3336-й километр

Новосибирск.
Рекорды Транссиба

Самый большой на магистрали вокзал, крупнейшая в стране сортировочная станция и один из самых больших в России музеев железнодорожной техники. Прогуляемся по этим объектам.
Самый большой вокзал магистрали
Когда мимо окон поезда проплывает Новосибирск, не верится, что всего-то 100 с небольшим лет назад – срок по историческим меркам ничтожный – на месте города-миллионника стояла деревня в полсотни дворов. Именно благодаря Транссибу Новосибирск стал крупнейшим промышленным городом и транспортным узлом страны, украв у Томска, оставшегося в стороне от Великого пути, славу столицы Сибири.
Наш поезд останавливается у перрона самого большого вокзала на магистрали в Новосибирске. В момент окончания строительства в 1939 году он был крупнейшим во всем СССР. Под сводами здания могут уместиться почти четыре тысячи пассажиров. По замыслу архитекторов здание вокзала походит на огромный паровоз, направляющийся на восток. В прекрасных интерьерах общественного здания разместился зимний сад с огромными пальмами и нередко устраивают концерты.

Когда мы входим в вестибюль под сводами раздаются ласкающие слух звуки классической музыки. Выступает супружеская пара. Муж - на скрипке, его супруга Наталья - на синтезаторе. Михаил Блан 48 лет играл в составе городского симфонического оркестра местной филармонии, возглавляет ансамбль скрипачей.

- После выхода на пенсию регулярно выступаем на вокзале, - говорит скрипач. - Здесь хорошая акустика и публика благодарная.
Крупнейшая сортировочная станция страны
Забираемся на крышу поста станции Инская в Новосибирске. В обе стороны до горизонта - железнодорожные пути в несколько десятков рядов. Здесь можно разом увидеть все, чем богата наша страна. Тысячи вагонов с углем, лесом, нефтепродуктами, оборудованием и множеством других грузов. Это крупнейшая сортировочная станция российских железных дорог. Поезда с грузами прибывают и отправляются по пяти крупнейшим направлениям: Кузбасс, Урал, Средняя Азия и, конечно же, в обе стороны Транссиба.
На станции Инская обрабатывается 22 000 вагонов в сутки. Площадь - 800 тысяч кв м. 423 стрелки. 164 пути общей длинной более 180 км.
Безостановочно железнодорожники расцепляют и формируют десятки поездов. Работу значительно упрощает давнее изобретение - сортировочная горка, с которой вагоны скатываются под уклон под силой тяжести к определенному пути, где соединяются в состав в состав.

С каждым годом на сортировочных станциях все меньше ручного труда, его вытесняют автоматические системы.
Масштабный музей железнодорожной техники
Как изменилась железнодорожная техника за сто лет? Узнать об этом мы заглянули в Новосибирский музей железнодорожной техники, один из крупнейших в России. Вблизи станции «Сеятель» собраны более 60 экспонатов. Можно проследить всю эволюцию рельсового транспорта от пароходного дилижанса Черепановых до скоростного ЭР-200. Много и специальной техники. Например, вагоны для заключенных, жидкого чугуна, котлованокопатели, санитарный состав и разнообразная техника для уборки снега с путей. Это же Сибирь.
Главный экспонат - дореволюционный вагон для перевозки особо важных персон. Внутри прекрасно сохранился интерьер салона первого класса с хромированными светильниками, тканевыми обоями и коврами на полу. Помимо спальных купе - комната для совещаний.

Для контраста по соседству - вагон для перевозки простых пассажиров той же эпохи с деревянными скамьями и печками-буржуйками для обогрева.
Музей железнодорожной техники имени Н.А.Акулина основан в 2000 году. Адрес: Новосибирск, Академгородок, Разъездная улица, 35.
4098-й километр

Красноярск.
Кто и как путешествует по Транссибу

Почему Транссиб - один из самых популярных маршрутов передвижения россиян и путешествия иностранцев по нашей стране
На третьи сутки пути, когда все напитки выпиты, все анекдоты рассказаны и все фильмы просмотрены, поезд проходит Красноярск. Состав выкатывается на огромный мост через могучий Енисей. В 1900 году 27-аршинная модель этого сооружения, построенного по проекту профессора Лавра Проскурякова, паровозы и вагоны стали гвоздём Всемирной выставки в Париже и получили там Гран-при.

Французы, узнав о Транссибе, назвали его «становым хребтом русского исполина» и «грандиозным продолжением эпохи Великих географических открытий».
Миновав Енисей, поезд петляет по холмистой сибирской степи. Пройдемся по составу. Кого только не встретишь на полках вагона. Вот студенты возвращаются из образовательного лагеря. Парни играют на гитаре, девушки мечтательно слушают песни. Романтика… В другой части вагона крупные мужики, гогоча, рубятся в домино. Настоящие сибиряки. Едут на вахту, строят газопровод где-то в забайкальской тайге. А вот еще одна группа работяг. Кто такие - не понять. Похоже китайцы возвращаются домой.

По Транссибу ежесуточно двигаются сотни пассажирских поездов. Маршруты связывают десятки регионов страны. Для многих сибиряков и жителей Дальнего Востока железная дорога - единственный доступный вид транспорта для путешествия на дальние расстояния. Авиабилеты до сих пор не всем по карману.
Многие пассажиры приникли к окнам. Транссиб пересекает более двух десятков российских регионов. Петляет по степи, тайге, горным перевалам, пересекает десятки могучих рек. Удивительное разнообразие ландшафтов, возможность посмотреть десятки городов и пересечь почти всю Евразию привлекают множество туристов.

Немало среди них иностранцев. По соседству с нашим поездом на перроне останавливается фирменный поезд Москва-Улан-Батор-Пекин. Сначала выходят строгие, как сотрудники спецслужб, китайские проводники, следом - веселая молодежь. Перрон оглашается громким смехом и голосами на нескольких языках. Удивляемся улыбчивой француженке - та босиком бегает по серой плитке перрона. Говорит, постигает какие-то восточные практики. Рядом обнимаются высокие парень с девушкой. Это студенты из Голландии. Все они путешествуют по Транссибу в Азию.

- Этот маршрут очень популярен среди европейцев. Очень увлекательное путешествие! За несколько дней можно посмотреть множество русских городов, а также Монголию и Китай, - говорят Каспер и Ники.
Компания РЖД-Тур даже запустила по Транссибу элитный туристический поезд «Императорская Россия». Маршрут разработан для состоятельных иностранных граждан. Билет стоит кругленькую сумму - от 5000 до 10000 евро. Насыщенная программа тура проходит при полном комфорте. В купе туристического поезда - ванная, шкаф, ТВ. Туристов кормят как в вагоне-ресторане поезда, так и в лучших заведениях городов. Желающих совершить путешествие с таким комфортом немало.
5311-й километр

Байкал.
История покорения величайшего озера на планете

Как самый сложный участок Транссиба трижды менял направление
Миновав Иркутск, поезд начинает петлять по невообразимым дугам. На крутом спуске от вида из окна захватывает дух. Перед нами огромное зеркало величайшего озера на планете.

История покорения Байкала железнодорожниками длилась более полувека. К началу 20-го столетия магистраль была готова в обе стороны от его берегов, но проектировщики ломали голову, как обойти огромный водоем. Сложнейший рельеф гор, окружающих котловину самого глубокого озера в мире потребовал годы на изыскания пригодных для прокладки маршрута участков. В итоге было решено протянуть железнодорожное полотно от Иркутска по левому берегу Ангары и на 260 километров вдоль южной оконечности озера.
Кругобайкальская железная дорога стала сложнейшим проектом для того времени. Строительство заняло почти 10 лет - с 1896 по 1905 год. Потребовалось огромное количество земляных работ. В одних местах отвесный берег нужно было срезать, а в других, наоборот, засыпать. Сотни мостов, туннелей и других инженерных конструкций возвели путейцы. Вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал железобетон. Активно привлекались иностранные специалисты. В сооружении туннелей участвовали 600 итальянских мастеров.
На Кругобайкальской железной дороге было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 9 км.
Именно здесь, на берегу Байкала, произошла стыковка Великого Сибирского пути. Последний костыль 13 сентября 1904 вбил министр путей сообщения России Михаил Хилков. Участок стали величаво называть «Золотой пряжкой стального пояса России».

Но пока велось строительство обходного пути, поезда с одного берега на другой в течение пяти лет доставлял паром.

Высаживаемся на берег Порт-Байкала, начальной станции Кругобайкальской дороги, расположенной на мысе в истоке Ангары. Здесь до сих пор сохранились следы паромной переправы. Бревна защитной стены сдерживают натиск мощного течения реки. В местном музее, устроенном в здании бывшего вокзала, осматриваем прекрасную экспозицию, посвященную «кругобайкалке» и переправе.
- Основой стали паром «Байкал» и ледокол «Ангара», - показывает экскурсовод макет паромной переправы. - Оба судна были спроектированы на английских верфях и в разобранном виде доставлены на Байкал, где достраивались несколько лет. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги в течение пяти лет, с 1900 по 1905 год, паром дважды в день совершал рейсы. Зимой, когда озеро намертво сковывал ледяной панцирь, прокладывали пути временной железной дороги прямо по льду. При этом вагоны, каждый по отдельности, тянули лошади.
Паром «Байкал» сгорел во время Гражданской войны. Судно «Ангара» сохранилось и превратилось в музей на воде. Это самый старый существующий ледокол в мире.

После ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги паромная переправа обеспечивала бесперебойную работу магистрали в случае ее сбоев. А их было немало. Обвалы, сели, подмывы берега, особенно мощные после землетрясений, не раз прерывали транспортное сообщение.

К 40-ых годам прошлого века назрела необходимость значительно укрепить сложнейший участок дороги вокруг Байкала. Стоимость работ была огромна. Проектировщики пришли к решению построить через горный массив более короткий участок от Иркутска до Слюдянки. Теперь здесь самые крутые повороты и спуски на всем Транссибе. Линия была пущена в 1949 году.
Самый крутой спуск на Транссибе находится между станциями Андриановская и Слюдянка-2. За 30 км железная дорога спускается к берегу озера Байкал более чем на 400 метров.
А спустя несколько лет была построена Иркутская ГЭС на Ангаре. Уровень реки поднялся и частично затопил участок от областного центра до Порт-Байкала. Ныне поддерживается движение только на части исторического маршрута от Слюдянки до Порт-Байкала. В 80-е года этот 89-километровый участок, насыщенный природными красотами, тоннелями и мостами, был объявлен архитектурно-ландшафтным заповедником и взят под государственную охрану. Ныне летом здесь часто ходят экскурсионные поезда, в том числе и на паровой тяге, привлекая тысячи туристов со всего мира.
Маршрут начинается на станции Слюдянка, расположенной на южной оконечности Байкала. Здесь находится единственный в мире вокзал, возведенный целиком из мрамора. Он был построен в 1904 году как памятник, венчающий грандиозный труд строителей уникальной Кругобайкальской железной дороги.
8523-й километр

Хабаровск.
Как «Амурское чудо» связало империю

Сто лет назад был пущен в эксплуатацию самый длинный в стране железнодорожный мост.
Мост в Хабаровске планировали возвести на 20 лет раньше, в первой очереди Транссиба. Но от идеи отказались, когда поезда пустили по более короткому пути - Китайско-Восточной железной дороге через Маньчжурию. Затем было тяжелое поражение в войне с Японией. Безопасность восточных рубежей оказалась под угрозой. Власти приняли решение достроить Транссибирскую магистраль целиком по российской территории, а на берегах могучего Амура возвести невиданный доселе мост.
Мост через Амур - самый длинный на Транссибе. Был построен в 1913 - 1916 годах. Длина - 2568 м. Включает 18 пролетов по 127 метров.
Строительство сооружения началось в 1913-м и заняло всего три года, рекордные сроки для того времени. Торопила разразившаяся Первая мировая.

В 1920 году во время Гражданской войны отступавшие японские войска взорвали два пролета моста. Движение на этом участке Транссиба прекратилось на 5 лет. Одну ферму восстановили из остатков взорванной, а вторую привезли по частям из европейской части страны. Конструкция предназначалась для моста через Волгу, но по размерам подходила взамен утраченной. Правда, своими очертаниями ферма отличалась от соседних и до конца века напоминала о лихих временах.

До строительства железнодорожного моста у Комсомольска-на-Амуре в 1975 году, Хабаровский мост был единственной постоянной переправой через Амур.

Еще в 80-ых годах назрела необходимость реконструкции моста. Проект получился масштабным. Работы длились почти 20 лет. Старые фермы демонтировали. Опоры расширили для прокладки второго пути. Поверх железнодорожного полотна устроили автомобильный путепровод. Железнодорожное движение по мосту возобновилось в 1998-м.

Мы прибыли на мост в апреле. На Амуре как раз начался ледоход, а железнодорожники готовили сооружение к новому сезону. Путейцы в оранжевых спецовках осматривали, чистили и красили конструкции.

- Состояние моста отличное. В 2013 году выдержал мощный паводок, - гордится хозяйством мостовой мастер дистанции мостовых сооружений Павел Ворон.
Уровень Амура в тот тревожный год в районе моста поднялся на рекордные восемь метров.
Последняя из ферм «царского» моста стала самым большим экспонатом музея в Хабаровске, устроенного в честь грандиозного сооружения. Здесь можно ознакомиться с раритетной железнодорожной техникой и увидеть прекрасную панораму «амурского чуда».
9288-й километр

Владивосток.
Как обновляется Транссиб

Магистраль превращается в крупнейший в Евразии транспортный коридор
Поезд наконец-то прибывает на вокзал Владивостока. Как раз напротив памятного столба в честь Транссибирской магистрали с отметкой 9288 км. Десятки китайских туристов фотографируются на его фоне.

Владивосток - ворота России в Азию и весь тихоокеанский регион. Получить транспортный доступ к этому огромному экономическому пространству и планировали власти, когда задумывали проект Транссиба.

Сегодня Владивосток - один из самых бурно развивающихся городов страны. Обновляется и железнодорожный транспорт. После саммита АТЭС в 2012 году городу достался в наследие Аэроэкспресс - маршрут скоростной электрички в обновленный аэропорт Кневичи. Меньше чем за час теперь можно добраться из центра города в авиагавань.
Модернизируется в том числе и Транссиб. Старые пути меняются на новые. Как это происходит, мы увидели на станции города Артема.

По одному из двух путей магистрали перекрыли движение на 92 часа. Ремонтные бригады должны уложиться в это окно, чтобы полностью обновить путь на участке более четырех километров. Это позволяет работать без перерывов, сократить холостой ход путевой ремонтной техники.

Работа действительно спорится. Первым делом снимают старые 25-метровые рельсы. Их век прошел. Взамен укладывается так называемый бесстыковой путь - рельсовые плети длиной около 800 метров. Рельсосварочный поезд сыплет искрами и скрепляет плети в единую нитку пути. Рабочие двигаются дальше.

От бесстыкового пути много пользы. Он надежен, экономит расход энергии и топлива для локомотивов, уменьшает износ колес, увеличивает скорость поездов и комфорт пассажиров. Поезд движется плавно, колеса поездов не стучат по стыкам рельсов.
Модернизация Транссиба - один из крупнейших инфраструктурных проектов в современной истории России. Реконструкция касается не только пути, но всего хозяйства: сортировочных станций, пограничный и портовых станций. Внедряются современные технологии во сферы управления железнодорожным хозяйством. От регулирования движения до электронного документооборота.
Проект модернизации Транссиба и БАМа, утверждённый в 2014 году, предусматривает, что в развитие этих магистралей до 2020 года будет вложено 560 млрд рублей.
Сегодня тысячи тонн грузов с заводов Китая доставляются в Европу. Путь по железной дороге в три раза быстрее, чем морским путем, и занимает около 15 суток. В 2013 году был запущен проект «Транссиб за 7 суток» - контейнерные поезда добираются от Находки до Москвы всего за неделю. Постепенно Транссиб превращается в крупнейший в Евразии транспортный коридор. Наступает новая эпоха в его истории.

Текст и фото: Сергей Андреев
Дизайн и верстка: Наиль Валиулин
Редакция выражает благодарность ОАО «Российские Железные Дороги» за подготовку проекта

Made on
Tilda