Умные дороги и беспилотные машины: возможно ли такое в России?
И почему всё это так сильно нас пугает
Попытка заговорить про интеллектуальные транспортные системы в стране, где есть две извечные беды, первоначально вызывает недоверие и даже смех. Чем тут интеллектуально управлять, когда не все дороги в стране имеют твердое покрытие? Ямами? С другой стороны, у нас уже появились скоростные дороги, по которым официально разрешено ехать со скоростью 130 км/ч.
Пришло время и для подобающих машин.
ИТС и т. д.
Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) – это уже тема международных конференций дорожников, которые собираются не только мечтать о завтрашнем дне, но и показывать конкретные наработки. Как иностранные, так и отечественные.

На одной из таких, организованных госкомпанией «Автодор», Оливер Брандт из австрийской компании, которая занимается внедрением «умных» систем для управления движением на трассах и в городе, говорил о необходимости организации связи автомобилей между собой и с единой управляющей системой. Машины не столкнутся, если они предупреждены в режиме реального времени о скорости и направлении движения друг друга. Они выберут правильную скорость и нужную траекторию в соответствии с организацией движения на этом участке. Им не нужен светофор, не надо блокировать движение на перекрёстке, потому что машины сами контачат между собой, учитывают движение друг друга и избегают столкновения.
Машина сама «видит», что дорогу ей пересекает другой автомобиль
При движении грузовиков в колонне такая связь позволит соблюдать оптимальную дистанцию и скорость для экономии топлива и безопасности. Для этого нужна только защищенная связь (быстрый мобильный интернет), «железяка», которая передаст и получит информацию, и центр организации трафика на дороге. Каждый автомобиль передает информацию о своем местоположении, направлении, скорости соседним машинам и в этот центр.
Автомобили могут «общаться» между собой, а также обмениваться информацией с объектами на дороге
— В Европе такие системы используют для обеспечения безопасности и организации движения. В России у них могут быть свои функции, – говорит Оливер Брандт. И правильно говорит. Например, погода у нас любит разгуляться. Появился негативный прогноз — система замедлила рекомендованную скорость на дороге, обеспечила автоматический выброс реагента на подъемах, предупредила всех о плохой видимости и скользком покрытии.

Главная дорога на юг — М-4 «Дон», строящаяся сейчас скоростная дорога Москва–Санкт-Петербург (трасса М-11) и недавно полностью открытый Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (ЗСД) — это три дороги, на которых уже сейчас применяются элементы ИТС. А активным круиз-контролем, выдерживающим нужную скорость и подтормаживающим перед впереди едущим автомобилем или препятствием без участия водителя, сейчас уже никого не удивить.
Объекты инфраструктуры скоростных дорог — это тоже элементы интеллектуальных транспортных систем
Водитель — лишний
Новости про беспилотные автомобили появляются каждый день. Почти со всех уголков планеты, в том числе и из нашей страны; от автопроизводителей, IT-компаний, служб такси или военных. Такое ощущение, что человек за рулем оказался слабым звеном и все подряд его хотят выбросить с водительского сиденья.

В Швеции уже запустили крупнейший в мире проект по тестированию беспилотных автомобилей под названием Drive Me. Первый этап программы пройдёт в городе Гетеборг, потом ее география расширится. На дороги уже выехал кроссовер с функцией автономного вождения, однако позже количество таких автомобилей должно увеличиться до ста.

Американские автопроизводители планируют к 2025 году наладить выпуск полностью беспилотных автомобилей для широкого круга покупателей. У машин будут отсутствовать руль и педали, поэтому водителю не понадобится брать управление транспортным средством на себя.

— Мы прилагаем все усилия, чтобы автономные транспортные средства стали доступны миллионам людей, а не только тем, кто может позволить себе тратить миллионы на роскошные автомобили, — это слова главы одного из крупнейших автопроизводителей в мире.
Уже сейчас автомобили научились синхронизироваться со светофорами, получая в режиме реального времени информацию о смене сигнала
В Питтсбурге (США, штат Пенсильвания) беспилотные машины начали использовать в качестве такси. Пассажиры в такой машине едут не самостоятельно, в каждом из них находятся водитель и инженер, чтобы при необходимости взять управление на себя. Для езды без помощи водителя автомобили оснащены 3D-камерами, лазерными и GPS-датчиками для ориентирования на дороге. К концу года обещают вывести на дороги Питтсбурга сотню беспилотных автомобилей. И это уже вторая точка на карте, где таксуют беспилотники. Первым был Сингапур.
А у нас?
Пожалуйста! Сервисы такси тоже ведут переговоры с автопроизводителями по поводу беспилотного такси. Они хотят разработать систему помощи водителю, способную удерживать машину в полосе, инициировать экстренное торможение, контролировать степень усталости шофёра.

И отечественные автопроизводители уже создали прототипы, построенные на базе серийных грузовиков, которые умеют обходить препятствия, пропускать пешеходов, двигаться в колонне и справляться со сложными поворотами. Для этого у машин имеются радары, лидары (активные оптические сенсоры), видеокамеры, системы связи и прочая умная электроника (включая джойстик для дистанционного управления). Сейчас максимальная скорость автономного управления не превышает 60 км/ч, но ее собираются увеличить до 80–90 км/ч. Испытания машины пока проходят на закрытом полигоне в подмосковном Ногинске. А первые дорожные испытания автономного грузовика начнутся после будущего года. Где? Расскажем ниже.

В России, кстати, есть государственная программа по выделению бюджетных средств на разработку беспилотных автомобилей. Суммы там — закачаешься. Вот здесь мы оставляем пока в стороне машины. И вновь переходим к дорогам. Они тоже могут быть умными! Зайдём издалека.
Скоростной режим можно автоматически регулировать, исходя из погодных условий
Доктор интернет
Телемедицинские технологии — это, оказывается, тоже про дороги. Предрейсовые осмотры можно проводить и удаленно. Плюсов здесь несколько: это делает медосмотр дешевле в разы, осмотры водителей можно проводить даже там, где нет специального медперсонала. Например, водитель находится в Якутии, а медкабинет — в Москве, связь и оборудование позволяют его «продуть» и оценить его состояние. При этом такой осмотр не будет профанацией, и по знакомству никто не глядя штамп в путевку не поставит. Законодательство пока еще делать подобное не позволяет, но закон скоро появится. В России. Естественно, это касается водителей грузовиков, автобусов, такси и т. п., то есть коммерческого использования. Это важно, дальше объясним — почему. А сейчас выезжаем.
Привет, Танзания
Ездить мы любим быстро, еще классик говорил. Но где ездить? Даже в Центральной России плотность дорог примерно на уровне Индии, в целом по стране — на уровне Монголии или Танзании. В России протяженность скоростных магистралей — около 5 тысяч километров, на уровне США в 60-е годы прошлого века. Ввод дорог регионального значения — приблизительно 0,3–0,4% от общей протяженности. Если двигаться такими темпами, для достижения нормальной плотности дорог в нашей стране нужно лет 400, — такие безрадостные цифры приводит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортного планирования. И вспоминает слова Пушкина из «Евгения Онегина»:

Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет через пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно…


Нам с вами явно не дотянуть, даже если напрочь отказаться от жареного мяса, соли и табака. Это настоящая фантастика. Приходится начинать с малого. И вот что мы увидим уже скоро.
Взимание оплаты не обязательно предполагает установку шлагбаума, но при нынешней привычке рассчитываться наличными это наиболее оптимальное решение

Готовьтесь платить по-честному
Транспортный налог, который никак не зависит от того, сколько мы ездим, но рассчитывается исходя из мощности мотора машины и региона проживания, скоро собираются заменить на покилометровый сбор. На Западе это называется словами Pay-As-You-Go — «Сколько едешь, столько платишь».

— За рельсы всегда нужно было платить, но идея введения платы за проезд по автодорогам принимается в штыки.
Автомобильные дороги традиционно воспринимаются как общественное благо. Поэтому деньги на дороги выделяются государствами, а собираются в виде налогов или топливных сборов, — объясняет Михаил Блинкин, говоря о необходимости строить, обслуживать и ремонтировать дороги.

— Постатейное перераспределение бюджетных расходов в пользу строительства нереально, особенно в нынешней бюджетной ситуации. Привлечение денег в рамках государственно-частного партнерства возможно, но не повсеместно. Остается прямое взимание платы с автомобилистов.

По словам эксперта, переход на такую схему произойдет в текущем десятилетии. Плюсы называются такие: справедливое налогообложение, нормализация для работы бизнеса (уход от «дорожного социализма») и расширение для высокотехнологичной сферы IT. Топливо опять же должно подешеветь, поскольку упразднятся акцизы.
Дорога – это не просто заасфальтированный участок земли, это сложное техническое сооружение
При чём здесь умные машины и умные дороги? А всё при том же! Все чаще у нас теперь говорят о внедрении «черных ящиков» в легковых автомобилях, которые позволят собирать, передавать и хранить информацию о движении. В том числе и о маршрутах следования и пройденных километрах. Тут уже ничего сложного нет, навигатор из любого смартфона запишет вам историю ваших поездок с маршрутами. Передаем эту информацию в налоговую, они там умножают километры на ставку тарифа, вот вам и новый налог. И никакой конспирологии, так и будет. К 2020 году нам обещают приспособить для этих целей систему экстренного реагирования, которая в обязательном порядке появится на всех новых машинах.
Нас обгоняют!
— Нам нужно запараллелить некоторые процессы по созданию беспилотных автомобилей и интеллектуальных транспортных систем. Последовательное движение уже не позволит нам догнать зарубежных коллег. Если мы этого не сделаем, все равно ИТС у нас появятся, только это будет не резидентный бизнес, а бизнес, принадлежащий иностранным компаниям. За рубежом бизнес-модель коммерциализации ИТС и автономных автомобилей уже разработана. Россия пока не готова, чтобы ассоциироваться с этим бизнесом. Значит, на сегодняшний день мы можем рассматриваться только как рынок сбыта этих технологий. А нам очень важно создавать свой российский резидентный бизнес, чтобы не стать просто платежной системой для чужих сервисов. В горизонте 15–20 лет мы можем безвозвратно потерять этот рынок для России, сейчас этот рынок нами очень приблизительно оценивается в триллион рублей, поэтому не стоит недооценивать эту тему, — предупреждает Султан Жанказиев, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

— Сейчас автономный автомобиль не является большой технической загадкой. У меня студенты буквально на коленке способны собирать эти автомобили, которые управляются в движении дроном, могут сами ездить по техническому зрению, по заложенному маршруту, могут ехать в границах, которые определены радиочастотными коридорами, могут парковаться с точностью, которая измеряется сантиметрами. Технически это делается элементарно, речь не идет о технической проблеме. Речь идёт о том, что у нас не сформированы правовые и нормативно-технические условия, чтобы перейти к разговору об автономных автомобилях и автономном движении.
При начальных испытаниях автономных автомобилей используются закрытые участки дорог
То есть сделать умную машину или построить умную дорогу — это еще не всё. Нужно предусмотреть все правовые моменты, создать соответствующее законодательство. Проработать все возможные конфликтные ситуации, потому что в первые десятилетия эры беспилотных автомобилей они будут соседствовать на дорогах с обычными машинами с водителями за рулём.
Машина «ЗИС», груженная бензином…
Шофёры-дальнобойщики, это тревожный звоночек для вас!

— Мы живём на пороге шестого технологического уклада, переход к нему произойдет, по данным разных специалистов, между 2020 и 2030 годами. Будем брать для ориентира 2025 год, что совпадает с предполагаемым горизонтом массового появления беспилотных автомобилей, по крайней мере, на дорогах Евросоюза, — прогнозирует Александр Носов, заместитель председателя правления по инвестициям и стратегическому планированию госкомпании «Автодор».

Нанотехнологии, биотехнологии, технологии искусственного интеллекта, которые будут заложены в основу беспилотных автомобилей, сложные информационные системы, интегрированные высокоскоростные транспортные перевозки — вот ключевые технологии шестого технологического уклада.
Предполагаемая технологическая эволюция перехода к полностью автономным автомобилям, по мнению эксперта, будет выглядеть так:
  • частичная автономизация движения,
  • появление колонн с управлением водителем в головной машине,
  • появление автомобилей, в которых водитель будет дублировать робота,
  • переход к полностью автономным автомобилям.
Предполагаемые эффекты от внедрения интеллектуальных транспортных систем и беспилотных автомобилей таковы. Первый и главный: снижение аварийности на 80–90%, потому что основная причина ДТП — человеческий фактор. Вот это поворот! Мы боимся, что автопилот будет убивать людей, а эксперты говорят об обратном! Хотя определенная логика в этом есть. Робот не будет осознанно нарушать, не будет превышать, не бросится обгонять по встречной с расчетом проскочить. Но мы сейчас не об этом.
Рекомендация не превышать максимальную разрешенную скорость для роботизированной машины станет табу
Продолжим об экономических выгодах дальше по списку: экономия топлива и эксплуатационных расходов, сокращение фондов оплаты труда для транспортных компаний (роботу не нужна зарплата), безостановочное движение до 24 часов в сутки. Машины будут меньше ломаться, поскольку робот не «рвёт» автомобиль быстрыми разгонами и резкими торможениями, а использует его наиболее верным способом. Ну и далее: из-за упорядочения движения увеличится пропускная способность автомобильных дорог, можно будет убрать светоотражающие элементы на дорогах, сузить полосы, убрать обочины, барьерные ограждения и т. д. Это даст до 30% экономии для дорожной отрасли.

— Сейчас мы слышим много про разработки IT-компаний в области проектирования беспилотных автомобилей, но ряд экспертов (и я разделяю эту точку зрения) полагает, что приоритет будет не у легковых беспилотных автомобилей. В первую очередь в нашу повседневную жизнь будут внедряться те беспилотные транспортные средства, которые в состоянии обеспечить максимальный экономический эффект. Это грузовые автомобили, способные обеспечить экономию до 50% на автоперевозках, — говорит Александр Носов.
Водители не всегда об этом подозревают, но дорога находится под контролем, и ей управляют
А для этого нужны роботизированные транспортные коридоры (РТК), это адаптация скоростных дорог для организации движения беспилотников. В городе это сделать сложнее, там много факторов риска: светофоры, пешеходные переходы, перекрёстки. А в рамках РТК на скоростных дорогах это сделать проще, поскольку там меньше факторов риска, и ответственность за возможное ДТП можно возложить на оператора дороги. В принципе создание автомобиля, который будет адаптирован для движения по автомагистрали, — это задача более близкого будущего, чем решение задачи создания беспилотного транспорта для движения в городской среде.
Мониторы, показывающие состояние участков дорог на скоростной трассе М-4 «Дон»
А теперь смотрим, как беспилотные грузоперевозки смогут изменить мир. Сейчас 90% грузооборота на планете обеспечивает морской транспорт. Евразийские страны в эту систему плохо интегрированы, в отличие от Западной Европы. Но это очень нужно Китаю, например. Китайцам нужен новый Великий Шелковый путь, связь с Европой. Для европейских стран это тоже будет выгодно, если автоперевозки станут дешевле и почти сравняются с морским транспортом.
Для регулярного движения беспилотных автопоездов потребуется создание специальных транспортных коридоров
Представьте себе проезд фуры по маршруту Шанхай — Гамбург за 6 дней! Сейчас так быстро доставит грузы только авиация, но это безумно дорого. А по скоростной дороге при круглосуточном режиме движения беспилотные автомобили это могут сделать, ведь роботам не нужно спать. Такие транспортные коридоры из Китая в Европу могут пройти по территории России. Направление Санкт-Петербург–Новороссийск, соединяющее порты двух морей, тоже является идеальным для создания РТК.

Ну и вывод эксперта: примерно к 2035 году беспилотные автомобили на скоростных дорогах появятся массово, в локальных системах (проезд по карьерам в горнодобывающей отрасли и др.) — гораздо быстрее.
Современная дорога - не просто сложное техническое сооружение, это еще и простор для внедрения IT-технологий
Нет, все понятно!
Но что конкретно?
Звучит все красиво, планов — громадье, целая отрасль на подходе, а нам что с того? Где сейчас все это? Вот вам конкретные названия и даты: в России тестирование беспилотных грузовиков в скором времени начнется на скоростной трассе М-11 (Москва – Санкт-Петербург). Об этом уже говорил председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах. По его словам, первые испытания пройдут в 2020 году:

— Задача стоит — к 2020 году начать тестовое испытание автопоездов на трассе М-11. Трассу «Москва–Санкт-Петербург» мы достроим в 2018 году. Но для того, чтобы должным образом обустроить дорогу, полноценно отвечающую характеристикам, необходимым для беспилотных транспортных средств, нужны технические и технологические решения, а также время.

И вот здесь всё сошлось воедино. И беспилотные технологии, и оснащенные ими отечественные грузовики, и скоростные дороги, и интеллектуальные транспортные системы. Пазл сложился.
Выделенные транспортные коридоры позволят автопоездам беспрепятственно проезжать большие расстояния за короткие промежутки времени
Выводы есть?
Есть! Не стоит бояться, что уже в скором времени вокруг нас с вами на дорогах окажутся сплошь роботы. Это действительно фантастика.

— Безусловно, нужно учитывать перспективу развития беспилотного транспорта в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но подходить к этому нужно с осторожностью. Нам рисуют такое будущее, что скоро повсеместно будут ездить автономные автомобили, но без поддержки инфраструктурой это невозможно. Беспилотный транспорт без специально оборудованных дорог — это очень дорого, и это достижимо только лет через 50. К примеру, в метро относительно несложно и недорого организовать беспилотное движение, наличие машиниста там — это вопрос, скорее, психологический. Но в обычной городской среде это действительно очень сложно, — говорит независимый эксперт Евгений Белянко.

— Беспилотные автомобили — это такой тренд, он будет присутствовать, но о большом спросе или большом влиянии на продажи говорить нельзя. Это пока у нас экзотика, — сказал недавно Владимир Моженков, экс-президент ассоциации автодилеров, глава крупной дилерской сети в России, бизнес-тренер.
Будущее с умными дорогами и умными машинами гораздо ближе, чем кажется
А вот дороги явно поумнеют. В интересах не только взимания платы, но и повышения безопасности дорожного движения. В том числе и для проезда беспилотных большегрузов или такси, которые планомерно начнут сокращать число вакансий для профессиональных шофёров. Но увеличивать потребность в кадрах IT-сферы.
Made on
Tilda