Евгений САЗОНОВ
|
Экспедиция «Комсомольской правды» прошла 700 километров по диким местам Карелии
Это в Москве в начале марта тепло и сыро, а в Карелии еще зима-зима-зима. Настоящая — со льдами и метелями. Да такими, что стоит посреди дня и замерзшего озера отбиться снегоходной группы (дабы снять на видео буйство снежинок), то можно реально потеряться. Всюду ледяные поля, тающие в белой мгле, и куда ехать — одному карельскому лешему известно. Главное здесь не паниковать. А хладнокровно (благо — мороз еще будь здоров) осмотреться и мягко прибавляя газ, мчаться к горизонту, надеясь нагнать товарищей и молясь, что с направлением ты не ошибся.

Так и шла экспедиция «Комсомолки» с помощью туроператора "Карелия ОК" почти 700 километров по озерному краю — от Петрозаводска до Беломорска, по озерам и лесам, по берегам Белого моря и по его льдам, вдоль Беломорканала и легендарной «Осударевой дороги». Наверняка читали про нее у Пришвина. А если нет — то вот вам краткая история.
Во Время Северной войны для переброски войск на Балтийское море приказал Петр построить сухопутный тракт. Пять тысяч местных жителей взявшись за топоры валили вековой лес, наводили бревенчатый настил и мосты. Управились за полтора месяца. А потом по дороге шириной более шести метров прошли несколько полков и волоком протащили два фрегата — «Святой дух» и «Курьер». Каждый тянули по сотне лошадей и столько же мужиков с солдатами. Путь занял 10 дней — 180 километров от Вардегоры до Повенца. Этот народный и солдатский подвиг стал маленьким кирпичиком, из которых впоследствии сложилась победа России, давшая возможность выйти к Балтийскому морю и стать морской державой.
До сих пор сохранилась не только дата (16 августа 1702 года), но и место, откуда дорога началась. На берегу Белого моря стоит эта табличка, крест и две рыбацкие избы. Это с одной стороны. А с другой — до самого края земли только солоноватые льды-льды-льды. Разных расцветок, форм и характеров. Местами — настоящие торосы, которые встречаются только на Северном полюсе. А местами — лед нагроможден вокруг макушек валунов. Словно камень сидел-сидел под водой, а потом вынырнул, пробив лед, чтобы глотнуть воздуха.
На берегу Белого моря ветер пробирается под самую теплую куртку, а затем лезет дальше — пронизывая до костей. Так что не секрет — почему изначально море называлось Студеным.
Но несмотря на свою чрезвычайную холодность к человеку, оно издревле отдавало ему свое главное богатство — рыбу. Сельдь здесь до сих пор водится в таких количествах, что ее гребут лопатой. В буквальном смысле. Правда, вот, куда эта красавица-селедка девается по пути в Москву — загадка…
Добраться туда и сейчас трудно — со всеми плодами научно технического прогресса: мощными снегоходами и спутниковыми навигаторами. И дорога изматывает так, что добравшись до любого теплого места и заняв горизонтальное положение, вырубаешься до утра, словно тебя моментально обесточили. Хотя — казалось бы — просто едешь верхом на мощной машине, для которой практически не существует преград. В Подмосковье за такое удовольствие поминутно платят. А тут ты готов и сам заплатить, лишь бы сократить сомнительную радость. Ибо 10 — 20 километров в седле по ровному полю или зимнему лесу в погожий денек — это, конечно, развлечение. Но 100 — 200 километров по полному бездорожью — это уже работа. Особенно при погоде, которая меняется трижды за сутки — со всеми оттенками и полутонами: от мороза до оттепели.
В мороз слезы замерзают на ветру. Однако запоминается проезд по озерам именно в плюсовую температуру. Скорость надо держать максимальную — поскольку между снежным настом и льдом образуется водяная линза. И чуть сбросишь газ — снегоход начинает погружаться. Это не опасно: утонуть — не утонешь, но забуксовать легко. А то и на бок лечь. Это максимум. Но все равно жутковато видеть, как за впереди идущими остаются широкие следы из кашеобразного мокрого снега и липкой мысли: вдруг лед не выдержит? И рука сама отпускает газ и гусеница начинает чавкать, снегоход вязнет… Здесь, как и в случае с потерей в белом поле, тоже надо просто взять себя и ручку газа в руки и просто мчаться вперед, выглядывая берег, который принесет конец твоим приключениям.
Только принесет ли? На берегу обычно ждет тебя другое испытание — поездка по лесу. Леса здесь такие же исполинские как озера, и такие же полные сюрпризов всех видов — и приятных и не очень… Одна колея за которой глаз да глаз. Вот здесь лучше не лихачить — деревья слишком крепкие и слишком близкие. А резкие повороты непредсказуемые. Да еще безумно красивые арки из заваленных берез. Только они очень низкие. Каждая требует, чтобы ты ей поклонился. Вообще в Карелии любая красота таит в себе опасность. Так что варежку лучше не разевать. Во избежание аварийных ситуаций. А в солнечный день так хочется отвлечься на — без преувеличений — сказочный лес. Прямо как из «Морозко». Ели с заснеженными лапами, березки припорошенные, девственно белый снег, миллиарды жемчужин, мегатонны серебра. Радость в каждой солнечной снежинке… Сказка — просто сказка… Кажется — свернешь не туда и налетишь на курью ножищу избушки Бабы Яги.
Насчет Яги не знаю, но леший тут явно чудит. И водяной от него не отстает. Едешь бывало по лесу или озеру. Долго едешь. Обстановка одинаковая, гипнотизирует, впадаешь в транс, засыпаешь с открытыми глазами. А просыпаешься резко, когда вылетев с трассы, зарываешься носом в снег. Или того хуже — вылетаешь из седла на лед. Так они развлекаются — леший с водяным. Так что лучше бдительности не терять. И обязательно задобрить на развилке сказочных героев печенькой какой или конфетами. Они хоть и миф — но черт их знает…
Именно по этим местам шла «Осударева дорога». Только сейчас значительная часть ее скрыта под водой. Над ней протянулся другой «государственный путь» — Беломорско-Балтийский канал. Построенный по приказу Сталина за 21 месяц — с сентября 1931 года по апрель 1933-го.
Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов. Автор: Василий Иванович Суриков - Государственный Русский музей, Общественное достояние
Строившие Беломорканал назывались каналоармейцами. И, так же как и мужики петровских времен, часть осталась здесь навсегда, а часть получила «кафтан с барского плеча» в виде наград и свободы (среди строивших было немало зэков, отправленных на перековку трудом).
Трасса Беломорско-Балтийского водного пути. Автор: Latitude (wikipedia)
И «Осударева дорога», и Беломорканал являются чудом технической мысли и ужасом технического воплощения в реальность. Так же как и детище Петра сталинский проект был возведен без какой-либо механизации — топором, лопатой, киркой и кувалдой. Даже сейчас (при экскаваторах, способных зачерпнуть петровский фрегат и нежно поставить его в кузов карьерного самосвала) Беломоро-Балтийский канал сложен для строительства. 227 километров, 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков…
Мы проезжали мимо одного из шлюзов. Для пришлого человека зрелище странное. Вмерзшие в лед полураздвинутые ворота с массивными красными звездами. И разум отказывается понимать, что запирать воду — это нормально.

На заметку — шлюзы тесноватые. Современный боевой фрегат через них не проведешь. Разве что — волоком — по суше. Гипотетически… Надеюсь не пригодится такой путь никогда больше военных целях.
Кстати, 80 километров Панамского канала рыли 28 лет... 160 километров Суэцкого канала строили 10 лет... 227 километров Беломорско-Балтийского – меньше двух лет. Знатоки возразят, что основная часть водного пути – это озера, и искусственно прорытых в нем всего 48 кэмэ. Однако одно дело рыть землю в теплом климате. И совершенно другое – в вечной мерзлоте. Причем основные работы пришлись на зимнее время.

Тот, кто там даже просто гонял на снегоходе, понимает, что зима в Карелии далеко не сахар. Даже весна там не сахар. Да уж откровенно – и лето не карамелька. Суровый край. Недаром именно здесь появился особый вид жилища – дом-кошель. Их много сохранилось в местных деревнях, даже покинутых. Огромное двухэтажное строение, в котором было все – жилые комнаты, мастерские, склады, загон для скота, колодец… Зимы суровые здесь – заносят дома по крышу. И в таком доме можно было жить как на подводной лодке – автономно – неделю, а то месяц. Выходить в непогоду во двор было не зачем, риск замерзнуть был сведен к минимуму. Очень полезное, на мой взгляд, архитектурное изобретение.
Но дома ни в какое сравнение не идут с деревянными церквами. Кроме Кижей здесь по деревянному храму практические в каждой деревеньке. Одни попроще — как просто разросшиеся дома. Другие — произведения искусства с деревянными куполами и крестами. И глядя на эту красоты кроме восхищенного возгласа: «О, Господи», — ничего в голову не приходит…

А леса в тех местах до сих пор дикие. Как и берега озер и моря. Но прекрасные в своем спартанском виде. Это ты успеваешь заметить даже на больших скоростях, проходя в день по бездорожью 100, а то и 200 километров. Конечно — не такой подвиг, как проложить «Осудареву дорогу» и уж точно — не как прорыть Беломорканал.

Но что-то героическое в этом явно есть…
Текст: Евгений Сазонов
Фото: Евгений Сазонов, Леонид Захаров, wikipedia
Верстка: Рушан Каюмов

Made on
Tilda