Николай БОГОМОЛов

Мото, квадро или сайд? Выбираем внедорожник

Лето заканчивается, ездить по асфальту становится холодно, зато за его пределами начинается самая горячая пора. Бескрайнее российское бездорожье дает бесконечные возможности для эксплуатации оффроадной мототехники. При выборе которой главное — не запутаться в ее разновидностях
Самый заслуженный вид внедорожного мототранспорта — эндуро. Именно с него началась история мотостроения. В начале прошлого века дорог с покрытием было значительно меньше, чем сейчас. И первые мотоциклы должны были уметь ездить по кочкам, камням, колеям, грязи, при этом не разваливаться на куски и не вынимать из водителя все жизненные силы. Сегодня дороги проложены даже в далеких от цивилизации уголках земного шара, так что до бездорожья чаще всего приходится добираться по асфальту.
И именно на это рассчитаны эндуро, они же мотоциклы двойного назначения. У них есть два полюса. На одном находятся туристические мотоциклы вроде BMW GS или Yamaha Tenere. Они с легкостью преодолевают тысячи километров асфальтовых и грунтовых дорог и при этом способны не слишком быстро проехать по не слишком сложному бездорожью. Их противоположность — гоночные эндуро наподобие Honda CRF и KTM EXC. Чтобы было понятнее не слишком разбирающемуся читателю, в глубоко тюнингованном виде их можно увидеть на знаменитом ралли-рейде «Дакар». Такие мотоциклы используются в основном для спорта, проезжают по пескам, глубоким болотам и вертикальным скалам, но на дорогах общего пользования они медленны и некомфортны. К тому же у форсированных моторов очень короткие межсервисные интервалы, так что время замены масла может наступить уже после пары дней плотной асфальтовой езды.

Между этими двумя полюсами находится множество моделей с различным соотношением дорожных и внедорожных качеств, которые нужно выбирать, имея представление о том, как они будут использоваться. Если твои друзья гоняют на легких мотоциклах по песчаным карьерам и лесным грязям, ты не сможешь за ними угнаться на туристическом эндуро вроде Triumph Tiger. А они не поедут с тобой в путешествие по Сибири или Африке с длительными асфальтовыми перегонами.

Многие путают эндуро с кроссовыми мотоциклами. Которые, на самом деле, предназначаются не для катания по лесам и полям, а для спорта под названием «мотокросс».

Отличить кроссовый мотоцикл от эндуро очень просто, у него нет фары, если ее, конечно, кто-то не прикрутил. Также нет документов для езды по дорогам и, за редкими исключениями, электростартеров, это единственный из распространенных видов мототехники, где для запуска надо не жать кнопку, а прыгать на рычаге кикстартера. В общем, все удобства урезаны, чтобы быть легче, а значит быстрее. Поэтому на кроссовых мотоциклах можно на предельных скоростях гонять по кроссовой трассе и прыгать огромные трамплины, но нельзя ездить по улице. К катанию по лесам и полям они пригодны ограниченно, то есть умеют ездить быстро, но недолго. Бензина в баке мало, расходуется он быстро, сидеть неудобно, приборов нет, передачи короткие. Некоторые используют кроссовые мотоциклы в соревнованиях по эндуро, но вне спорта применение им найти трудно.
KTM EXC

Популярные модели
мотоциклов

Среди больших туристических эндуро самые заслуженные — BMW R 1200 GS и его младший родственник BMW F 800 GS. Их очень любят участники кругосветных путешествий за продуманность конструкции и развитую дилерскую сеть BMW, где можно обслужиться и починиться. Вечный конкурент — австрийский KTM 1190 Adventure и его более свежая модификация 1290 Super Adventure, визитка которых — спортивный характер. Очень популярные спортивные эндуро — Yamaha WR450F и Honda CRF450X, а также их малокубатурные версии WR250F и CRF250R. Их любят за надежность, большое количество тюнинга и хороший выбор на вторичном рынке.
Из промежуточных вариантов, которые хорошо себя чувствуют и на улице, и в грязи — любимая в народе тройка «четвертушек» Honda XR250R, Suzuki Djebel 250 и Yamaha TTR250. Они представлены в варианте «дремучий секонд-хенд», но отличаются потрясающей неубиваемостью и после десятка лет в Японии при надлежащем уходе могут еще столько же прожить здесь. Для любителей универсальной техники помощнее есть Suzuki DR-Z400, Yamaha XT660, Honda XR650L и KTM 690 Adventure.

Что является главным препятствием росту популярности мотоциклов? Они падают. Чтобы просто поехать на двух колесах, нужно долго учиться, чтобы ездить хорошо — еще дольше, но каким бы мастером ты ни был, все равно на грунте будешь падать и ушибаться. Квадроцикл, он же ATV (All-Terrain Vehicle, вседорожное транспортное средство), управляется намного проще. Он твердо стоит на четырех точках, так что водителю не нужно балансировать, переключать передачи, неусыпно контролировать снос или блокировку колес, в общем, выполнять массу непростых действий, отвлекающих от дороги. Люди, впервые увидевшие квадроцикл, начинают на нем уверенно ехать с первой же попытки. Правда, при определенных стараниях почуявшего вседозволенность водителя ATV опрокидывается не хуже мотоцикла, а ушибает даже больнее, так что следить за своими действиями все-таки нужно.

В глобальном масштабе квадроциклы делятся на полноприводные
и заднеприводные.

И именно машины с передачей тяги на все четыре колеса составляют основу, на которой держится вся индустрия. На них по большей части ставится вариаторная трансмиссия, не требующая переключения передач, передний привод включается вручную или автоматически, блокировка дифференциала — тоже. Делить полноприводные ATV принято на рабочие и развлекательные с огромным количеством промежуточных вариантов. В последнее время появилось много мощных спортивных моделей и удобных туристических. Средний полноприводный квадроцикл — транспорт универсальный, на котором можно и сено возить, и на рыбалку ездить, и просто кататься. Бывают двухместные варианты, где спокойно усаживаются два человека. Пассажира можно возить и на одноместном, но инструкции это обычно запрещают по каким-то своим соображениям.

Заднеприводные квадроциклы у нас в стране, да и за рубежом, куда менее популярны, чем полноприводные. За редкими исключениями в виде сверхдешевых рабочих моделей, задний привод ставится на гоночную технику, предназначенную для кросса, ралли-рейдов и тому подобных дисциплин, где малый вес и надежность важнее проходимости. На таких квадроциклах интересно прыгать и носиться по относительно ровной поверхности, но преодолевать болота и бурелом, перевозить грузы и пассажира получается с огромным трудом. В большинстве случаев задние колеса стоят на неразрезной оси, которая приводится в движение цепью, коробка передач — механическая. Приборов — минимум, если есть вообще, эргономика спартанская. Так что для «просто покататься» заднеприводные квадроциклы практически не покупают.
Polaris Sportsman Scrambler XP1000

Популярные модели
квадроциклов

Основные производители квадроциклов базируются в Японии и Северной Америке. В Стране Восходящего Солнца их делает вся моточетверка — Honda, Yamaha, Suzuki и Kawasaki. Легендарный одноцилиндровый Yamaha Grizzly в больших количествах встречается не только в новом виде, но и на вторичном рынке. Его конкурент — Honda TRX с уникальной АКПП автомобильного типа.

Североамериканские производители квадроциклов на мотоциклы если и размениваются, то по минимуму, внедорожные четырехколесники для них — основная специализация. Отсюда большое количество моделей и их постоянное обновление. Polaris из США прославились большими комфортными машинами из линейки Sportsman. Их канадские соседи, выпускающие технику под маркой CanAm, напротив, делают акцент на активную езду.
Полноприводные квадроциклы научились делать и у нас. Конечно, плоды российских трудов пока рано сравнивать с японскими или американскими, но Stels, Baltmotors и Русская Механика достаточно успешно продают недорогую технику, сделанную на базе китайских ATV. Много техники приходит из Азии. В ней надо хорошо разбираться, чтобы понимать, какая развалится на следующий день, а какая будет жить достаточно долго.

Раньше двухколесные считали квадроциклистов слабаками, но теперь в моду вошел еще один класс, еще более безопасный и простой в управлении. Этому полноприводному транспортному средству даже не придумали звучного русского названия. Кто-то его называет по-английски, «Side-by-Side», другие сокращенно «сайдом», третьи — «кибиткой». Оно тяжелее квадроцикла, но легче автомобиля, а внешне больше всего напоминает багги. Двигатель и ходовая часть изначально были очень похожи на квадроциклетные, но сейчас постепенно уходят в своем направлении. Особенно в спортивном классе, где ставятся турбированные моторы мощностью под 150 лошадиных сил.
Если на мото и квадро водитель активно работает телом, то на Side-by-Side приходится сидеть в автомобильном кресле, привязанным ремнями безопасности, жать педали и крутить круглый руль. Так что для ленивых лучше варианта не придумать. При определенных навыках «кибитку» легко можно положить на бок или перевернуть через крышу, но водителя в этой ситуации страхует, помимо ремней, каркас безопасности, который крупные производители тщательно тестируют, сертифицируют.

Если раньше в мотоциклетные походы в качестве грузовика-технички с топливом, едой и запчастями отправляли ATV, то теперь квадро-туры сопровождают Side-by-Side. Грузоподъемность у них потрясающая, в самосвальных кузовах утилитарных моделей можно перевозить массу всего — от палаток до кирпичей. По рабочим возможностям это нечто среднее между пикапом и трактором с массой дополнительного оборудования вроде отвалов и прицепов. Спортивные «кибитки» развиваются в направлении багги со сверхмощными моторами и подвеской, «проглатывающей» огромные кочки. По умолчанию в машине сидят два человека, но есть варианты с тремя, четырьмя и шестью местами.

В плане проходимости на сложном грунте Side-by-Side сравним с квадроциклом, но ему требуется больше места для маневра, так что в лесу нужна уже не тропа, а дорога.

Размер и вес вызывают некоторые сложности при хранении и перевозке. Среднестатистический «сайд» требует полноразмерного гаража, а чтобы отправить его в сервис для ремонта, потребуется большой прицеп. Поскольку машина достаточно тяжелая и небольшой прирост в весе не так заметен, как на остальной мототехнике, производители экспериментируют с дизельными и электрическими моторами. Правда, массовыми пока альтернативные источники энергии не стали.
Can-Am Maverick

Популярные модели
Side-by-Side

Ситуация на рынке примерно та же, что и в квадроциклетном классе. Американцы и канадцы, для которых это один из основных источников дохода, экспериментируют, особенно в спортивном направлении. Polaris RZR — первый гоночный «Side-by-Side», достигший невероятных вершин в постройке мотора и подвески. Его конкуренты из Нового Света CanAm Maverick и Arctic Cat Wildcat в данный момент несколько уступают в характеристиках, но периодически делают рывки и оказываются впереди. Также Polaris выпускает уникальный гибрид под названием Sportsman Ace. Это одноместный «сайд» с центральным расположением водителя, очень похожий по конструкции на квадроцикл.
Японские концерны осторожничают и зарабатывают на простой и надежной утилитарной технике. Kawasaki Mule, один из первооткрывателей класса, стоит разумных денег, расходует мало топлива и везет много груза. Его конкурент, Yamaha Rhino, строится на базе квадроцикла Grizzly и отличается такой же надежностью. Правда, мощности у мотора и по квадроциклетным меркам немного, а тяжелый «сайд» ему возить совсем тяжело. Китайцы и им подобные пока выпускают Side-by-Side не так активно, как квадроциклы. Конструкция сложная, работает под большой нагрузкой, легко ломается, так что сделать работоспособную машину по силам разве что гигантам вроде китайского Cfmoto или российского Stels.

Закон

С ездой по дорогам общего пользования на мотоциклах все понятно, за исключением немногочисленной чисто гоночной техники, они ставятся на учет в ГИБДД и могут ездить по городу и магистралям, сколько им заблагорассудится. С четырехколесными вездеходами дело обстоит сложнее. Они считаются внедорожными мототранспортными средствами, не предназначенными для движения по дорогам общего пользования.

Чтобы ездить по бездорожью, четырехколесные вездеходы нужно ставить на учет в Ростехнадзоре и сдавать экзамены на получение «Удостоверение тракториста-машиниста категории А»

На практике это делают далеко не все, но в тусовочных местах периодически происходят облавы с выписыванием внушительных штрафов. Кстати, нетрезвым ездить не рекомендуется по той же причине. Небольшое количество квадроциклов, например Polaris Sportsman 570 Forest, импортер оборудует зеркалами, поворотниками, стоп-сигналами, сертифицирует как обычный дорожный мототранспорт и продает в комплекте с ПТС. Они, как и мотоциклы, ставятся на учет в ГИБДД, получают номера и ездят по улицам.

КОММЕНТАРИИ


Автор: Николай БОГОМОЛОВ
Фото из архива производителей
Иллюстрация на обложке: Азер БАБАЕВ
Дизайн и верстка: Наиль ВАЛИУЛИН
Made on
Tilda