Эдвард ЧЕСНОКОВ, Анна СЕЛИВАНОВА

НОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ФЕДОРА КОНЮХОВА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ:
ВОКРУГ СВЕТА ЗА 14 ДНЕЙ

«Комсомолка» начинает следить
за невероятной экспедицией знаменитого путешественника
Федор Конюхов всегда готов покорять неизведанное. Освоившись во всех четырех океанах, он нацелился на пятый — воздушный! Цель новой экспедиции потрясает не меньше, чем выход человека в открытый космос — осталось несколько недель до его беспосадочного перелета вокруг Земли на воздушном шаре. Взлет из австралийской пустыни планируется 15–20 июня — все будет зависеть от погоды. Отправившись в стратосферу, Конюхов намерен не только совершить это невероятное для человека путешествие, но и поставить мировой рекорд, обогнув планету всего за две недели. Подробностями своего дерзкого проекта рекордсмен и первопроходец поделился в эфире Радио «Комсомольская правда».
Маршрут из книг Жюля Верна
— Федор Филиппович, вы, наверное, последний романтик на земле. По-моему, других таких мужчин не осталось!..
— Ну отчего же? Путешественников нынче полно — по земле, океану и воздуху. На эту экспедицию меня вдохновил один из таких романтиков — американец Стив Фоссет. Он облетел вокруг света на воздушном шаре в 2002 году. С шестой попытки! Недавно Фоссет погиб — разбился на самолете, но мы о его подвиге помним и посвящаем нашу экспедицию ему. В отличие от него, попытка обогнуть землю мне дается всего одна!
— Но вы-то известны как мореплаватель. Почему стихию сменили?
— Никому я не изменял — потому что всю нашу планету люблю. Воздух, вода, земля принадлежат каждому. По земле я поднимался на Эверест, по океану — ходил на яхте, пять раз огибал мыс Горн. И теперь пойду тем же маршрутом — только по воздуху.
— По 37-й параллели Южного полушария — как в «Детях капитана Гранта» у Жюля Верна?
— Не точно по 37-й, конечно, — мой маршрут на воздушном шаре «Россия-Мортон» пройдет между тридцатым и сороковым градусами Южного полушария. Я с Божьей помощью поднимусь из австралийской пустыни — и полечу через Тасманово море, Новую Зеландию, Тихий океан, Чили, Аргентину, перевалю через Анды. Потом — Атлантический океан. Если ветер будет благоприятный, зайду на Южную Африку.
В полете планировалось использовать космический скафандр российского производства «Сокол». Федор даже примерял его. Однако позже выбор был сделан в пользу менее громоздкого и более легкого комбинезона для альпинистов, в котором Конюхов штурмовал Эверест.
— И приземлитесь снова в Австралии?
— Желательно, чтобы так же, в пустыне. Но это уж как Бог даст. Займет мое путешествие 14–18 дней (в зависимости от скорости ветра). Лететь будет шар без остановки. Высота — от 5 до 11 тысяч метров.
— Раз уж мы Жюля Верна вспомнили, у него прекрасная книга есть — «Пять недель на воздушном шаре». Технологии воздухоплавания с тех пор шагнули вперед?
— Конечно. Воздушный шар «Мортон» — это комбинированная конструкция из нескольких оболочек. Внутренняя оболочка наполняется гелием. Это газ легче воздуха — шар нагревается на солнце и поднимается на эшелон. А ночью придется работать горелками, подогревать газ, чтобы сохранить подъемную силу. И шар превращается в обычный традиционный тепловой аэростат. Поэтому он называется комбинированным. Если точно сказать — это шар типа «розьер».
— Большой?
— На сегодня — крупнейший аэростат такого типа в мире. 56 метров в высоту! Как Успенский собор Кремля.
— Что произойдёт с шаром, когда вы приземлитесь?
— Планируем доставить в Россию. Мы музей собираемся открывать, посвященный российским путешественникам. В Москве, в Лефортово.
«С момента полета Гагарина, я мечтал увидеть как земля сгибается»
— Почему вы в свои экспедиции ходите в одиночку?
— Без спутников только за себя боюсь. А позвал бы, например, сына, — было бы тревожнее вдвое. Это же большой грех — жизнь другого человека опасности подвергать. Все-таки путешествие — это моя идея, мои расчеты, моя мечта, которой грезил с детства.
— И о чем вы мечтали?
— Когда Гагарин полетел в космос, мне было 10 лет. Все мы хотели стать космонавтами. И увидеть, как Земля сгибается.
— Из гондолы с десяти километров вы этого не увидите.
— Но увижу, как прекрасна наша Земля. Я так люблю Землю! Представьте — вы летите. Под вами все время бушующий океан. Скорость ветра — 200–300 км/ч. Но выходя наружу, ты этого не чувствуешь — аэростат идет вместе с воздушным потоком. А внизу — айсберги... Я ходил на яхте шесть в раз в этом районе. И все думаю: смогу ли их увидеть сверху?
«По документам я пенсионер, в метро прохожу бесплатно»
— Жена с легким сердцем вас в экспедиции отпускает?
— Переживает, конечно. Когда мы познакомились 30 лет назад, я уже был путешественником, привыкла. И этим проектом очень давно занимаемся. Моему сыну и помощнику Оскару — уже за сорок, а экспедиция начала готовиться, когда он был юношей. Часто говорят: Федор Конюхов ни с того ни с сего на Эверест поднялся или еще куда. Люди просто не знают, насколько долго это готовится. Например, я в 1997 году подписал контракт о строительстве батискафа с компанией «Рубин», которая проектирует атомные подлодки. И в 2021 году мы планируем погружение на этом батискафе в Марианскую впадину вместе с Артуром Чилингаровым.
— С вами поехать в экспедицию можно?
— Ко мне часто приходят молодые люди и говорят: мы бы тоже хотели участвовать! А я отвечаю: да, но на это уйдет 15–20 лет. О, так долго!.. И где-то сейчас подготовкой своей экспедиции занимается тот, кто через 10 лет мой рекорд побьет. Однако меня это не смущает.
— Но хоть что-нибудь вас пугать должно?
— Экспедиции — это очень большие финансы. Получить их может лишь тот, кто хорошо подготовил проект. Нельзя подвести партнеров! Нельзя допустить, чтобы сказали: шар-то под флагом России, а Федор Конюхов на нем облететь не смог…
— А зачем такие сложности — воздушный шар? Сейчас же самолетом можно куда хочешь долететь...
— Часто говорят — вот, мол, техника. А сейчас французы прошли вокруг света на яхте (из Ла-Манша–в Ла-Манш) за 45 дней. На тримаране под парусом. Скорость — 30–40 узлов. Атомная подводная лодка может идти под 42 узла в течение 8 часов, на форсаже. Но дальше турбины сгорят. То есть, на Земном шаре семь миллиардов людей не придумали двигатель, который может в кругосветке побить скорость яхты под парусами. Мы технически еще отстаем от природы.
Поисково-спасательные работы после приземления в Австралии будут вести на джипах. Конюхов уверен: все закончится хорошо — в полете он уповает не только на технику, но и на Бога — берет с собой Библию и православный крест.
— Кругосветка не должна проводиться только ради рекорда. Научные наблюдения планируете вести?
— Все-таки сам рекорд — с первой попытки облететь вокруг света — это тоже важно. Ведь шар называется «Россия-Мортон», почти все оборудование в нашей стране изготовлено. Пусть весь мир видит, что Россия — может! Но и научная программа у нас тоже будет, конечно. В основном медицинская — будем изучать влияние экстремальных условий на организм. На мой.
— А вам ведь скоро 65. Многие российские мужчины уже пять лет как на пенсии...
— Нас Ричард Брэнсон (британский бизнесмен-авиатор — прим. ред.) поддерживает. Он эту кашу заварил, еще с 1993 года разрабатывал проект кругосветки на шаре. Это к вопросу, остались ли на земле романтики… Но и у него тоже возраст — на год старше меня. Я, кстати, по документам — пенсионер, в метро прохожу бесплатно.
— Книгу какую-нибудь с собой берете?
— Евангелие, молитвенник, — духовное чтение, которое при мне во всех путешествиях. А еще дневник и альбомчик для зарисовок.
— Что ж, Федор Филиппович, увидимся в Австралии!
— Первое, что там нам нужно будет сделать, — уйти в пустыню и набрать в мешки песок для балласта.

За ходом кругосветной экспедиции Федора Конюхова на воздушном шаре «Россия-Мортон» вы сможете следить на сайте «Комсомольской правды» KP.RU в режиме реального времени. Каждый день полета прославленный путешественник будет выходить в эфир радио «Комсомольская правда».

Как устроен шар «МОРТОН»

Объем оболочки: 15 тысяч кубических метров.
Высота: 56 метров (Успенский собор Кремля).
Стартовый вес: 10 тонн.
Балласт: мешки с песком.
Принцип работы: воздушный шар, типа «розьер» называется комбинированным, так как состоит из двух оболочек. Внутренняя наполняется гелием. Днем, под воздействием солнечного тепла газ нагревается и поднимается в высоту. Ночью газ нагревается с помощью горелок, работающих на пропане, и шар превращается в тепловой аэростат. Для перелета приготовлено 34 стальных баллона с газом, весом 180 кг каждый.

Гондола:
прямоугольник из карбона, шириной 2 метра и высотой 2,2 метра. Оборудована люком и одним смотровым окном.
Внутри гондолы: спальное место и навигационная рубка с приборами для контроля высоты, автопилотом, метеорологическими приборами, спутниковой связью.
Гондола оснащена российским оборудованием, в том числе спутниковой системой ГЛОНАСС, солнечными батареями и другими приборами.

Федор КОНЮХОВ:
— Днем на солнечной стороне шара может быть плюс 50–60, на другой — минус 20–25, поэтому следить за тем, чтобы газ был все время нужной температуры придется и днем и ночью. А еще нужно все время ловить нужное направление ветра: чуть выше он один, чуть ниже — другой, придется постоянно регулировать высоту полета.
Маршрут
Полет пройдет между 30–40 параллелями Южного полушария:
Пустыня Западной Австралии–Тасманово море–Новая Зеландия–Тихий океан–Чили–Аргентина–Атлантический океан–Южная Африка–пустыня Австралии.
Самый сложный участок: Анды, длиннейшая (9000 км) и одна из самых высоких горных систем Земли.

Федор КОНЮХОВ:
— В Австралии сейчас зима, а зимой нет гроз. Мне надо не прижиматься к Экватору, потому что там могут быть бури. И к Антарктиде не подходить, там полярная ночь, мало светового дня, чтобы нагревать шар. Самое большое препятствие в полете — Анды, там горные вершины до 7 тысяч доходят. Чтобы перевалить чрез них, придется набирать высоту 10–11 километров. Скорее всего, это будет самая высокая точка моего полета.
Старт
Место: Большая пустыня Виктория штата Западная Австралия.
Дата: середина июня. Как только лучшие метеорологи мира, которые консультируют экспедицию, поймут, что появилось подходящее погодное окно.
Время: на закате, на стартовом поле разложат оболочку шара. В нее закачают гелий. К оболочке пристегнут гондолу, обвешанную баллонами с пропаном — топливом для горелки и балластом — песком в мешках. Все нужно будет успеть сделать в течение ночи, чтобы на рассвете, пока солнце не начало активно светить, шар уже взлетел.
Подготовка: взлет обеспечивает команда из 50 специалистов.

Федор КОНЮХОВ:

— Поле, с которого мы взлетим, будет закрыто специальной пленкой, чтобы ни одна травинка, ни один камешек не повредил оболочку аэростата. Два первых дня над Австралией лететь будет очень сложно — большой поток самолетов и, хоть я буду все время держать связь с авиадиспетчерами, спать почти не придется. Только когда выйду к океану станет легче.
Полёт
Высота: 5–11 километров.
Протяженность: порядка 33–35 тысяч километров.
Скорость: 200–300 км/ч. Если будет меньше, топлива не хватит, чтобы вернуться в Австралию.
Температура за бортом: от минус 25 до минус 60 градусов цельсия.
Температура в гондоле: плюс 5 градусов — вентилятор будет задувать в нее теплый воздух от работающих ночью горелок.
Задачи: следить за высотой полета, направлением ветра, работой приборов. Регулярно (со страховочным поясом) выходить за пределы гондолы, проверять и очищать ото льда горелки, переключать баллоны.
Сон: всего 4 часа в сутки, урывками по 30–45 минут.
Еда: сублимированные супы (из них вымораживается влага, они становятся легкими, а перед едой их нужно развести в воде). Супы австралийские — в эту страну запрещен ввоз продуктов.
Вода: 50 литров — из расчета по два литра в день.
Обмундирование: альпинистский пуховый комбинезон и пуховая куртка, рассчитанные на температуру -30 градусов и ниже; теплые перчатки, флисовая шапка, балаклава и маска на лицо. Планировалось использовать космический скафандр "Сокол", в котором космонавты возвращаются с МКС, однако от идеи отказались из-за громоздкости скафандра и малого объема кабины.
Дыхание: в разряженном воздухе пилот будет дышать кислородом из баллонов с помощью специальной маски, но чтобы не сжечь легкие, кислород будет смягчаться, проходя через воду.

Федор КОНЮХОВ:
— Очень жаль, кофейку хорошего или чая сделать невозможно — это для меня большая потеря в полете, но открытый огонь рядом с газовыми баллонами в моей маленькой гондоле недопустим. Гондола моя не герметична, но вентилятор будет нагнетать в нее теплый воздух. На нем я буду разогревать теплую водичку, бульончик — и жить при температуре плюс 5.
Нештатная ситуация
Посадка на воду: гондола воздушного шара спроектирована так, что может превратиться в спасательную шлюпку с возможностью автономного плавания в океане до 7 суток — под ее днищем установлены два киля и плавучий якорь.
С собой путешественник берет: аварийный буй, спутниковый телефон. Обязательно парашют — без него не дают медицинскую страховку, а значит и разрешение на полет.

Федор КОНЮХОВ:
— Мне летчики сказали, что нужно смотреть в небо: над тобой днем все время должно быть солнце, а ночью — звезды. Если над шаром нет звезд или солнца, значит, ты падаешь. А если я спущусь в тучи, они меня придавят и сбросят в океан. Я сейчас мало сплю — все ночи уходят на то, чтобы продумать каждое движение: какие клапана открыть, какие закрыть, если нештатная ситуация. Днем-то времени нет — занят подготовкой.
Посадка
Место: Австралия, пустыня, минимум, 10 километров чистого поля.
Вес при посадке: три тонны.
Снижение: начиная с острова Мадагаскар пилот будет постепенно уменьшать высоту полета, чтобы приземлиться плавно.
Поиск шара: на Западе, Севере и Востоке Австралии будут одновременно дежурить три команды подбора на джипах. Домчаться до шара нужно как можно быстрее — «погасить» его 56-метровую оболочку одному пилоту не под силу — нужна команда.

Федор КОНЮХОВ:
— Самое сложное — обогнув землю, вновь отыскать Австралию. У ветра ведь разные потоки и надо будет найти нужное направление. Попасть и не промахнуться. И под эту махину — найти площадку в пустыне, потому что если в горах — разобьешься. Под старт еще можно метеосводки подгадать, а под финиш — никак. И важно, чтобы световой день был. Тут уж придется ввериться в руки Божии.
Мнение эксперта

Александр Суворов
«Это путешествие на шаре опасней, чем полет в космос»
Какому риску подвергает свой организм прославленный путешественник, «КП» рассказал Александр Суворов, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН.
— Человек способен выжить в таком перелете, но риск, которому он себя подвергает, очень высокий, — считает доктор Александр Суворов.
— Стоит человеку тяжело заболеть в космосе, его в течении суток спускают на Землю. Можно ли спустить шар в автоматическом режиме, если что-то пойдет не так? Куда он приземлиться или приводняться? Как быстро найдут путешественника? На мой взгляд, перелет Федора Конюхова, с этой точки зрения, опасней, чем полет в космос.

Самый большой риск, по мнению ученого, представляет длительное дыхание чистым кислородом:
— На высоте 5–10 километров путешественник не сможет дышать просто воздухом, поскольку кислорода там в 2–3 раза меньше и появится гипоксия. Конечно, лучше всего дышать смесью кислорода и инертного газа, но на 10 и более километров это невозможно из-за низкого давления, поэтому придется использовать чистый кислород. Путешественник собирается пропускать его через воду, это хорошо и правильно, ведь охлажденный воздух ещё и очень сухой. Но кислород в чистом виде — опасный для организма газ. Космонавты, например, выходя в открытый космос, дышат чистым кислородом, но лишь несколько часов, а Конюхову придется использовать его, как минимум, две недели. Уже через несколько дней могут появиться проблемы с легкими, нарушится газообмен, появится дыхательная недостаточность, нарушится работы всех ферментных систем, будет страдать иммунитет. И это скажется психической и физической работоспособности, следовательно на операторской деятельности воздухоплавателя.

Прерывистый сон более критичен для не подготовленных людей:
— Возможность спать только урывками по несколько часов, конечно, утомит путешественника. Для неподготовленного человека такой режим мог бы стать критическим, но, насколько я знаю, в своих океанских переходах на лодке Федор Конюхов использовал такой режим труда и отдыха. Его организм уже натренирован и быстрее приноровится к этому режиму. Поэтому отсутствие полноценного сна, вероятнее всего, не сможет критически повлиять на четкость его мыслей, а значит и на управление шаром.

Сублимированное питание — наименьший риск:
— Сублимированные супы, которыми запасся путешественник в полет, способны обеспечить суточную норму калорий и основных питательных веществ. В течение двух недель организм спокойно перенесет такой рацион. Компании-производители много лет ведут исследования и разработки, выпуская его для альпинистов, военных, экстремальных путешественников, поэтому меню Федора Конюхова, мне представляется, наименьшей опасностью, которой он подвергает себя в полете.
ВСЕ РЕКОРДЫ КОНЮХОВА

Побывал на Северном географическом полюсе (трижды), на Южном полюсе, на полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, на Эвересте — полюсе высоты, на мысе Горн — полюсе яхтсменов.

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой Шлем» — Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Эверест.

Первый в СНГ закончил программу 7 вершин, побывав на вершинах всех континентов.

Первым в истории России совершил одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок.

Поставил мировой рекорд, пройдя в одиночку Атлантический океан на гребной лодке УРАЛАЗ за 46 суток и 4 часа.

Поставил мировой рекорд, пройдя в одиночку Тихий океан на гребной лодке К9 за 159 суток 14 часов 45 минут.

Рекордсмен парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка.

АВТОРЫ: Эдвард ЧЕСНОКОВ, Анна СЕЛИВАНОВА

ФОТО: Евгения ГУСЕВА, пресс-служба «Мортон», личный архив Федора КОНЮХОВА

ДИЗАЙН И ВЕРСТКА: Рушан КАЮМОВ

КОММЕНТИРОВАТЬ
Made on
Tilda