Конечно, для православных главный храм Иерусалима – храм Воскресения Христова или храм Гроба Господня. О нем написаны тома. Поэтому общеизвестные вещи я постараюсь описать кратко. Если интересны подробности – читайте другие источники.
У меня же ощущения после многих посещений храма Гроба Господня очень странные. Такого культового сооружения я не встречал больше нигде. Если храмы, церкви, базилики строятся всегда по одному плану (бывает, достраивают или перестраивают старое здание, но, обычно, учитывая в новой постройке мотивы прежней), то тут все нагромождено, эклектично. Почему – понятно. На месте распятия и погребения Иисуса Христа первый, еще языческий, храм был построен во втором веке. Потом храмы разрушали, перестраивали, увеличивали и углубляли в скалу.
Первый православный Храм Воскресения был освящён в 335 году. В XII веке крестоносцы на этом же месте воздвигли храм в романском стиле, сохранив планировку и украшения почти восьмисотлетней давности. Потом изменения в XVI веке, в XIX, в XX…
Сейчас Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. У каждой есть свои приделы и часы для молитв. И границы между церквями в Храме очень заметны. Приделы по-разному оформлены, в них разные иконы и разная атрибутика. Лестницы вниз, под землю. Лестницы вверх на второй этаж. Просторные залы и узенькие проходы.
Пример – Алтарь гвоздей принадлежит католическому ордену св. Франциска. Храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» – Армянской апостольской церкви. Могила святого Иосифа Аримафейского (того самого, который у римского префекта Пилата получил тело казнённого Иисуса, снял Его с креста и похоронил неподалеку в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому) – Сирийской церкви.
Голгофа – верхушка скалы, где был установлен крест, на котором распяли Иисуса, – принадлежит Иерусалимской греческой Православной Церкви.
Отдельно стоит Кувуклия – это маленькая часовня внутри храма, где находится Гроб Господен. Она используется по очереди различными конфессиями. Именно здесь сходит Благодатный Огонь. Кувуклия принадлежит грекам. Ротонда, возведенная над ней, общая.
Но с противоположной от входа в Кувуклию стороны к часовне пристроен небольшой придел изголовья гроба, принадлежащий коптам. Они здесь продают свечи, иконы… Уж, казалось бы, люди, исповедующие христианство, могли бы между собой договориться. Но…
Для меня лучшей иллюстрацией стала так называемая «Недвижимая лестница». Это деревянная лестница, приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма. Она опирается на карниз, не принадлежащий никому, а приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви.
Стоит она на этом месте уже неизвестно сколько десятилетий и стала символом статуса кво, закрепляющего за церквями строго прописанные наделы и запрещающего претензии на нейтральные территории. Символ есть – а вот согласия нет и по сей день.
Чтобы избежать конфликтов много веков назад ключи от храма были отданы арабско-мусульманской семье Джуди. А право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье – Нусейбе. Эти права на все эти века передаются в обеих семьях от отца к сыну.
Меня познакомили с представителем семьи Джуди – бородатым темноволосым парнем.
Первое, что видят все входящие в Храм – это плита из розового мрамора – камень Миропомазания. На этой плите, как считает традиция, омывали тело Иисуса миррой после снятия с креста. А потом завернули в саван. Интересно, что верхняя плита укрывает настоящую, которая находится ниже. Это сделано, чтобы не была повреждена главная реликвия.
На этот камень верующие выкладывают религиозные сувениры, купленные в многочисленных соседних лавках, и таким образом, считается, освящают их. Женщины часто снимают косынки и протирают ими камень и таким образом тоже освящают их. Я видел дородного мужчину, который на плиту положил рядом с богатыми и дорогими иконами ключи от дома и кошелек…
Если повернуть от камня Миропомазания направо – будет видна лестница, которая ведет на Голгофу. Понятно, что во времена Иисуса Голгофа была за границей Иерусалима, за его стенами. По сути это небольшая скала сразу за древним городом – не больше 150 метров от судных врат, которые прошел Иисус. Голгофа – в переводе с арамейского означает «Череп» – и она действительно была похожа на человеческую голову. В горе были выдолблены углубления для установки крестов – казни в виде распятия на кресте в этом месте проходили регулярно. Сейчас, конечно, верхушка Голгофы – одна из святынь, накрытых Храмом.
А если от входа повернуть влево, вы выходите к Кувуклии, где находится Гроб Господен. На самом деле во времена Иисуса это была пещера в скале совсем неподалеку от Голгофы. Пещер, скорее всего, тут было множество – в них хоронили усопших. Одна из пещер и принадлежала Иосифу Аримафейскому. Когда строился первый христианский храм, верхушка холма, которая скрывала пещеру, была срыта. В результате Гроб Господен теперь находится не в пещере. А вокруг него и построена Кувуклия.
Рядом – странный предмет, напоминающий большую чашу. Это Пуп Земли, еще один символ, подчеркивающий, что здесь находится символический христианский центр Земли.
Моя знакомая, человек глубоко верующий, мне рассказывала, что в первое свое посещение Храма у нее было ощущение, что оказалась она то ли на рынке, то ли на вокзале. Толпы людей. Большинство не паломники, а туристы. Шум, толкотня. Очереди для входа в Кувуклию. Зажигают и тут же тушат свечи – сувениры из Храма. Время от времени, с гимнами проходят процессии в различных одеждах. В общем, не было ощущения святого места. И только на следующий день, когда она в пять утра к открытию ворот пришла в Храм и оказалась один на один со святынями, почувствовала благостную атмосферу одного из самых намоленных мест в мире.