В маршрутке из райцентра Сигнахи из динамиков несется "Гони же, друг, гони, фартовый!". И как тут не понять, что на всех без исключениях бывших республиках Советского Союза, как сказано в том же шансонном шлягере, "лежит судьбы фартовая печать". У кого фарта больше, у кого-то меньше, а у кого и вовсе его нет. Полная непруха.
Возьмем Грузию. Замечательная природа – от пейзажей аж дыхание замирает, прекрасный климат, благодатная земля, палку воткни - бочка вина вырастет, а отчего же такая тотальная бедность и всеобщая безнадега за яркой витриной?
Ответ, в общем-то, известен: размашистые, зачастую нелепые решения политиков, действоваших по известному принципу "Мы наш, мы новый мир построим", отказавшись от прежнего опыта, закончились только разрушением. С созиданием пока не слишком получается.
Трагедия Грузии началась не сегодня. Не при Саакашвили и даже не при Шеварднадзе. Подтолкнул страну в пропасть первый президент независимого государства Звиад Гамсахурдия, когда в 1992 году выдвинул дурацкий лозунг: "Грузия - для грузин!".
Начался массовый исход: евреи уехали на историческую родину, русские и греки - тоже, каждые на свою, курды-езиды за отсутствием таковой присоединились к русским, осев в основном в Краснодарском крае. Что случилось с абхазами и осетинами, все и так знают. Оставшиеся армяне и азербайджанцы до сих пор смотрят в сторону Тбилиси с большим таким прищуром, стараясь поближе прислониться к пограничному боку своих национальных государств...
Саакашвили в августе 2008-го только усилил процесс, полив посеянные Гамсахурдия семена кровью, и своих, и чужих...
Еду в некогда полностью русское село Ульяновка (с 2012 года - Илиацминда, а до 1917 - Ново-Александровка, в честь императора Александра I, которого жившие здесь молокане, особая этно-конфессиональная группа русских, считают своим освободителем от религиозных гонений).
Вполне добротные дома, требующие только хозяйской руки. Но много и брошенных – с черными провалами окон и просевшей крышей. Бывшая большая русская школа. Рядом молельный дом, это что-то вроде дома культуры, с выборным пресвитером вместо худрука.
Из поколения в поколение старейшины молокан передавали изустную историю, как 200 лет назад сюда пришли их предки из саратовских степей. На телегах везли скарб и нехитрый сельхозинвентарь. Как их тепло встретили местные грузины. Как первые два года жили в землянках, а потом отстроились.
Как, уважая местных жителей и их традиции, всячески при том сохраняли и охраняли свою русскую идентичность. Вплоть до 90-х годов прошлого века, когда в Ульяновке вроде и колхоз был, и партком с комитетом ВЛКСМ, в село, как смеркается, не пускали грузинских мужчин, чтобы, не дай Бог (в его молоканский интерпретации), не случилось смеси кровей. Вечером и ночью русские мужчины дежурили на улицах. А что, типичная народная дружина, хотя и со своей спецификой и вслух не произносимыми задачами...
Как бы то ни было, но благодаря особым условиям существования в таких островках русского мира, молоканской, духоборческой общинах, среди закавказских староверов, казаков-некрасовцев и прочих религиозных "отщепенцев", удивительным образом сохранялись в нетронутом виде русский язык, национальные традиции, песни, одежда. Даже бытовые приемы и домовой уклад. Просто подарок какой-то для ученых-этнографов.
Сейчас из бывших 4 тысяч жителей села русских осталось всего 70. 20 семей. От маленького и до старенького. Почти все обитают на одной улице. Остальные вернулись в Россию. Часть в Краснодарский край, большинство в Саратовскую область, откуда когда-то вышли их предки.
Толчком для обратного исхода стало то самое знаменитое высказывание Звиада Гамсахурдия про необходимость мононационального государства. Сейчас сами грузины сильно жалеют, что эти слова вообще прозвучали, но менять уже что-то поздно: вслед за первыми семьями из Ульяновки на историческую родину потянулись все новые и новые, так что когда при Саакашвили село переименовали в Илиацминда, протестовать было уже некому.