САМЫЕ КРАСИВЫЕ В МИРЕ
Как менялась форма стюардесс «Аэрофлота»
со времен СССР
до наших дней
В честь 8 марта и в год 95-летия крупнейшей авиакомпании России мы рассказываем
о девушках, которые первыми встречают пассажиров на борту воздушных лайнеров
САМЫЕ КРАСИВЫЕ В МИРЕ
Как менялась
форма стюардесс
«Аэрофлота»
со времен СССР
до наших дней
В честь 8 марта и в год 95-летия крупнейшей авиакомпании России мы рассказываем
о девушках, которые первыми встречают пассажиров на борту воздушных лайнеров
А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса — надежная, как весь гражданский флот
– пел Владимир Высоцкий в 1978 году, ожидая посадки на свой рейс Москва – Одесса
«Королевы неба», «небесные ласточки» - как только пассажиры не называли бортпроводниц. Во все времена профессия стюардессы была окутана романтическим ореолом, несмотря на то, что за внешней легкостью скрываются тяжелый труд, рабочий день длинною в тысячи километров и огромная ответственность за жизнь и здоровье людей. Но пассажиры видят их именно принцессами – всегда улыбчивыми, приветливыми и неизменно красивыми. То, что наши девушки – самые привлекательные в мире, официально признанный факт: в рейтинге авиационного портала BS Aeronautics российский «Аэрофлот» вошел в тройку авиакомпаний с самыми красивыми стюардессами. А по итогам опроса авиапортала Skyscanner форма сотрудниц экипажей «Аэрофлота» названа самой стильной в Европе. Их эффектные костюмы цвета «красный мандарин» со знаменитой золотой аэрофлотовской «птичкой» создавались с легким намеком на ретро-стиль 50-х, вобрав лучшие традиции отечественной авиации.
17 марта «Аэрофлот» отмечает 95-летие. В год юбилея первой авиакомпании России и в честь женского праздника 8 марта мы вспомнили, как менялась форма бортпроводниц со времен СССР до наших дней.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
1920
Делегаты Всесоюзного Съезда Советов летят на съезд на самолете общества «Добролет», 1929 год. Фотохроника ТАСС
Точкой отсчета истории отечественного воздушного транспорта считается 9 февраля 1923 года – в этот день правительство молодого СССР учредило Совет по гражданской авиации. А уже через месяц, 17 марта, было организовано акционерное общество «Добролет» - его основали, чтобы привлечь средства граждан на создание собственного воздушного флота. Для продвижения нового детища был мобилизован лучший рекламный дуэт 20-х годов. «Тот не гражданин СССР, кто «Добролета» не акционер», - пламенно призывал Владимир Маяковский с плаката своего друга и соавтора, художника Александра Родченко.

Реклама возымела действие: всего за три месяца «Добролет» собрал 500 тысяч рублей золотом. Часть из них пошла на покупку 14 немецких самолетов «Юнкерс Ф-13». Летчиков, механиков и штурманов набирали из рядов Рабоче-Крестьянского Красного воздушного флота (так в те годы назывались Военно-воздушные силы СССР).
Первый регулярный рейс по маршруту «Москва – Нижний Новгород» стартовал 15 июля 1923 года: чтобы преодолеть расстояние в 416 километров, самолету «Промбанк» потребовалось 4 часа! Самолеты тогда летали вдоль железной дороги. Во-первых, по ней было легко держать направление. Во-вторых, в случае непредвиденной посадки помощь можно было вызвать по железнодорожному телеграфу. К тому же всех застрявших в пути пассажиров обещали доставлять до места назначения на паровозе.
ПЕРВЫМИ СТЮАРДЕССАМИ СТАЛИ МЕДСЕСТРЫ
1930
Встреча иностранных гостей у трапа самолета.
Фотохроника ТАСС
Гражданский воздушный флот страны Советов быстро рос. Появлялись новые маршруты, иностранные «Юнкерсы» постепенно заменялись на крылатые машины конструкции Туполева, Григоровича, Поликарпова, и уже к 1933 году авиапарк СССР на 90 процентов состоял из отечественных самолетов.

25 марта 1932 года у гражданской авиации СССР появилось официальное название – «Аэрофлот». Для его работников ввели форменную одежду, знаки различия и установили 12 категорий личного состава – гражданские аналоги воинских званий. Правда, стюардесс в составе экипажей пассажирских самолетов тогда еще не было. Хотя в других странах они уже начали появляться. Первой в мире стюардессой стала американка Эллен Черч – бывшая медсестра отправилась в полет 15 мая 1930 года. Авиакомпания «Boeing Air Transit» решила нанимать в качестве стюардов именно женщин: молодые девушки, не боящиеся летать на самолете, своим невозмутимым видом должны были успокаивать пассажиров и волнующихся за них на земле родственников.

Пассажирские самолеты того времени были не слишком комфортабельными: людям приходилось тесниться в салоне вместе с грузом и почтой. Поэтому в 1936 году начальник Главного управления Гражданского воздушного флота издал специальный указ о повышении качества сервиса на борту самолетов «Аэрофлота». Отныне перевозить грузы в салоне строго-настрого запрещалось. На полы постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами. А главное – оборудовали буфеты.

ПС-84 производили в СССР с 1939 года по лицензии американской авиакомпании «Дуглас». Самолеты собирали на заводе №84 – отсюда их название
Первой стюардессой Советского Союза стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая: она отправилась в полет 5 мая 1939 года по маршруту «Москва-Ашхабад». Тогда по этому направлению только-только начали летать новые 21-местные самолеты «ПС-84». Перелет длился 13 часов с двумя посадками по пути. Правда, должности «бортпроводница» (как, собственно, и слова «стюардесса») в то время еще не существовало, и Эльзу оформили на работу кладовщицей.
На хрупкую девушку (в то время в стюардессы принимали миниатюрных женщин – ростом не выше 162 сантиметра и весом не больше 52 килограммов) возложили множество обязанностей. Перед каждым полетом Эльзе нужно было самой убирать салон, закупать продукты в ресторане аэропорта, получать термосы с кипятком, упаковывать их вместе с посудой в чемодан и приносить на борт. В полете стюардесса готовила для пассажиров бутерброды и заваривала чай.
Техника такая: берешь большущий чемодан - чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочу мелочь, и тащишь все — килограммов сорок — в самолет. Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу - драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается. Я обычно после взлета начинала с того, что представлялась сама, потом представляла экипаж, рассказывала о маршруте. Такой порядок утвердился с тех пор везде
– рассказывала о своей работе Эльза Эдуардовна.
Целых два месяца Эльза Городецкая была единственной стюардессой в СССР, пока бортпроводницы не начали появляться и на других рейсах.
ШЕЛКОВЫЕ
КОФТОЧКИ,
ВАЛЕНКИ
И ГАЛОШИ
1940
Кадр из фильма «Небесный тихоход», 1945
В суровом 1941-м персонал «Аэрофлота» в полном составе отправился на фронт. Стране нужны были военные летчики, механики, бортинженеры. К тому же гражданское авиасообщение в небе над СССР практически прекратилось – шли ожесточенные воздушные бои.

Регулярные пассажирские рейсы возобновились сразу после Великой Отечественной войны. Уже в 1946 году начинается активное восстановление разрушенных воздушных трасс. Самым длинным внутренним маршрутом (почти 7000 километров) в то время был рейс Москва - Свердловск - Новосибирск - Иркутск - Чита - Хабаровск. Пилоты преодолевали его за два дня (гражданские самолеты тогда не летали по ночам, только в светлое время суток). Самой длинной международной трассой (3900 километров) был маршрут Москва – Куйбышев - Актюбинск - Джусалы – Ташкент - Термез – Кабул, самолет летел по нему больше суток.
Именно тогда у «небесных ласточек» появилось первое обмундирование. Правда, единую униформу для бортпроводниц в то время еще не ввели.
- В архивах мы отыскали приказ начальника ГУ ГВФ N 107 от 29 марта 1946 года «О нормах спец. обмундирования для стюардесс», - рассказал «Комсомольской правде» Анатолий Иваненко, руководитель музея «Аэрофлота». - Согласно ему девушкам, обслуживающим пассажиров на самолетах гражданского воздушного флота, полагались:

  • костюм шерстяной (юбка и жакет) на 2 года;
  • шелковые кофточки (две на два года);
  • чулки (две пары на год);
  • туфли модельные (одни на год);
  • берет (один на два года);
  • халат (два на два года);
  • куртка меховая (одна на пять лет);
  • шапка-ушанка (одна на четыре года),
  • валенки (одни на три года);
  • галоши (одни на два года);
  • перчатки шерстяные (одни на два года).
Строгого дресс-кода, по воспоминаниям ветеранов, тогда не было. Было одно для всех обязательное требование: темный низ, белый верх. Кофточки стюардессы носили самые разные, но обязательно строгого пошива.

При приеме на работу в то время преимущество отдавалось девушкам, имеющим медицинское образование - стюардессы с навыками медсестры не терялись в сложных ситуациях.

- Делалось это по одной причине: поршневые самолеты были очень тихоходные, часто попадали в «болтанку», из-за чего многие пассажиры чувствовали себя не лучшим образом, а некоторые даже нуждались в медицинской помощи, - объясняет Анатолий Иваненко.

В 1947 году «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией в мире и сохранял свое лидерство в небе вплоть до 1991 года.
АНГЛИЙСКИЕ КОСТЮМЫ
И ПИЛОТКИ
1950
Касса Аэрофлота. Сотрудница отвечает на телефонный звонок.
1 июля 1958 год. Фотохроника ТАСС
Первая единая униформа у стюардесс «Аэрофлота» появилась в 1954 году: ее разработали и сшили для девушек, летавших на международных рейсах. Строгие темно-синие английские костюмы очень нравились бортпроводницам: они хорошо сидели и подчеркивали фигуру, к тому же были сшиты из высококачественной шерсти. В комплект одежды входили блузка, юбка, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой (в теплое время года ее можно было отстегнуть), фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка.
Строгие темно-синие английские костюмы очень нравились бортпроводницам
В 50-е годы советская гражданская авиация совершила мощный рывок вперед – благодаря появившимся в ее авиапарке самолетам нового поколения. А пассажиры получили те удобства на борту, которыми мы с удовольствием сейчас пользуемся. 15 сентября 1956 года в небо взмыл реактивный самолет Ту-104 – он отправился в свой первый рейс по маршруту Москва-Омск-Иркутск. Расстояние в 4570 километров самолет преодолел за 7 часов – втрое быстрее своих тихоходных предшественников. Ту-104 создавался на базе бомбардировщика Ту-16 и стал первым в мире реактивным самолетом на службе гражданской авиации. А еще – первым советским самолетом класса «лайнер». Специально для него конструкторы разработали совершенно новые системы вентиляции воздуха, подогрева пищи, освещения, радио. Появились мягкие кресла с регулируемыми спинками, рассеянное освещение, гардеробные, туалетные комнаты, интерьеры из современных материалов.
Москва. На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету. Фотохроника ТАСС
Москва. На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету. Фотохроника ТАСС
Именно на Ту-104 впервые был введен стандарт обслуживания пассажиров: стюардессы начали рассказывать о правилах безопасности во время полета и произносили знаменитую фразу «не трогать без необходимости замки и ручки основных и аварийных выходов». Бортпроводницы стали предлагать горячее питание, алкоголь и прохладительные напитки, и впервые обеды на борту рейсов «Аэрофлота» стали бесплатными. До этого времени пассажиры сами платили в самолете за чай и бутерброды.
Первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, 1957 год.
Фотохроника ТАСС
Тремя годами позже, в 1959 году, авиапарк «Аэрофлота» пополнился новым самолетом «Ил-18»: на его креслах впервые появились чехлы с карманами для прессы и мелких вещей, а так же откидные столики для еды.
НЕБО, САМОЛЕТ
И ЛУЧШИЕ ДЕВУШКИ В СССР
1960
Встреча иностранных гостей у трапа самолета.
Фотохроника ТАСС
Знаменитый лозунг «Летайте самолетами Аэрофлота!» появился в 1961 году – годом раньше было создано Рекламно-информационное бюро «Аэрофлота», которое должно было продвигать гражданский флот СССР на международном рынке. Советские самолеты активно завоевывали небо над планетой, осваивая трансатлантические и трансконтинентальные трассы. «Аэрофлот» летал на четыре континента из пяти – от Сингапура до Гвинеи и от Канады до Малайзии. Перед «небесными ласточками» раскрывались новые горизонты – и ставились более серьезные задачи.
В 1967 году в «Шереметьево» была образована Служба бортпроводников (ранее стюардессы были приписаны к региональным подразделениям и не имели единого управляющего центра). Первые три отряда Службы, 180 человек, работали на международных рейсах. Службу возглавила легендарная советская летчица Мария Попова – командир бомбардировщика из женского полка, который немцы суеверно называли «Ночными ведьмами». В годы Великой Отечественной войны она совершила 640 боевых вылетов, а в мирное время сумела поднять сервис на рейсах «Аэрофлота» до заоблачных высот.

Мария Николаевна Попова
Мария Николаевна лично беседовала с каждой девушкой, стремящейся летать на международных линиях. Профессия стюардессы тогда была действительно работой мечты, ведь она давала возможность посмотреть мир, к тому же бортпроводницам платили 200 - 240 рублей в месяц, неплохая по советским меркам зарплата. Но и отбор претенденток был очень жесткий: на международные линии принимали действительно лучших девушек СССР. Предпочтение отдавалось выпускницам факультетов иностранных языков с хорошими внешними данными, миниатюрным, коммуникабельным и имеющим изысканные манеры. Дополнительные навыки – медицинские, психологические, технические – только приветствовались.
В 1962 году у «небесных ласточек» появился летний вариант формы. Летать в тропические страны в синих шерстяных «двойках» было жарковато, и для стюардесс разработали более легкий наряд: серый приталенный костюм, белая блузка и серая пилотка.
В 60-е годы форма бортпроводниц была выдержана в мягких серых тонах, жакет застегивался на три блестящие пуговицы-полусферы
В 1967 году был открыт рейс Москва-Токио, который первое время выполнялся совместно с авиакомпанией Japan Airlines («кабиные экипажи» были совместные русско-японские, а вот летный состав был исключительно аэрофлотовский). Этот рейс был очень важным и коммерчески выгодным для «Аэрофлота»: над территорией СССР проходил самый короткий воздушный путь из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. В Токио летал самый большой по тем временам советский самолет Ту-114, который без посадки преодолевал межконтинентальные расстояния за 10 часов 35 минут.
В 1967 году был открыт рейс Москва-Токио, который первое время выполнялся совместно с авиакомпанией Japan Airlines («кабиные экипажи» были совместные русско-японские, а вот летный состав был исключительно аэрофлотовский). Этот рейс был очень важным и коммерчески выгодным для «Аэрофлота»: над территорией СССР проходил самый короткий воздушный путь из Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. В Токио летал самый большой по тем временам советский самолет Ту-114, который без посадки преодолевал межконтинентальные расстояния за 10 часов 35 минут.
Двухпалубный лайнер казался пассажирам того времени настоящим чудом техники и комфорта: на первом этаже располагалась кухня, комната отдыха экипажа и грузовые отсеки, на втором - вверху – кабина пилотов, четыре пассажирских салона, буфеты, гардеробы и туалеты. Именно эта двухпалубная схема использовалась затем для проектировки современных аэробусов. На Ту-114 впервые появились кнопки вызова стюардессы, а в подлокотниках кресел – выдвижные пепельницы (тогда еще разрешалось курить на борту). Еду пассажирам стюардессы поднимали на второй этаж по лифту. Именно на рейсах в Токио появились привычные нам сегодня влажные салфетки для рук – осибори, которые были позаимствованы из японской культуры.
Билет первого класса стоил 315 тысяч йен, туристического – 193,9 тыс. йен. Если учесть, что средняя ежемесячная зарплата молодых сотрудников в Японии в 1968 году была всего 30 тысяч йен, становится ясно: такое воздушное путешествие было действительно нерядовым событием.
Фото с ретро показа
к 50-летию полетов в Токио

Год спустя «Аэрофлот» открыл еще один важный трансатлантический рейс: установлено регулярное сообщение с США. На первом рейсе Москва-Монреаль-Нью-Йорк 15 июля 1968 года работал усиленный состав стюардесс: пассажиров обслуживали семь девушек, все до одной выпускницы факультетов иностранных языков. Говорят, приглашенных в полет американских корреспондентов совершенно очаровала их внешность, так что один из журналистов воскликнул: «Какая у вас красивая форма, какие разрезы на юбках. Интересно, куда ведет это волнующий разрез?!» Но наши красавицы оставались невозмутимыми и флирту американского ловеласа не поддались.
На американском рейсе стюардессы работали уже в новой одежде: в 1966 году «Аэрофлот» снова сменил униформу стюардесс. Для девушек разработали костюмы из натуральных тканей, которые не мялись и отлично стирались: синий костюм, белые блузки и супермодный по тем временам аксессуар – круглая шляпка-таблетка, которая особенно нравилась бортпроводницам.
КСТАТИ
Таблетка (pillbox hat) - маленькая женская шляпка без полей с круглой или овальной тульей. Название получила из-за сходства формы с таблеткой. Таблетку закрепляли на волосах с помощью шпилек или невидимок. Считается, что она была придумана в 30-х годах ХХ века для актрисы Греты Гарбо. Шляпка стала необыкновенно популярной благодаря первой леди США Жаклин Кеннеди – это был ее любимый аксессуар. Таблетки носили Одри Хепберн, Софи Лорен и принцесса Диана.
Грета Гарбо, Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди
Именно в этой униформе на экранах появляются самые яркие киногероини того времени. Популярность профессии стюардессы была настолько велика, что в конце 60-х один за другим снимают сразу несколько фильмов о девушках в небе. И все они моментально становятся любимыми зрителями.
Именно в этой униформе на экранах появляются самые яркие киногероини того времени. Популярность профессии стюардессы была настолько велика, что в конце 60-х один за другим снимают сразу несколько фильмов о девушках в небе. И все они моментально становятся любимыми зрителями.
ФРАНЦУЗСКИЙ ШИК
1970
Особый восторг у пассажиров вызывала форма 70-х годов, которая состояла из малинового костюма во французском стиле, косоворотки, фетровой шляпы и перчаток
Самой известной стюардессой СССР была Татьяна Виноградова – ее называли «девушкой с плаката». Именно ее очаровательное лицо украшало постеры с призывом летать самолетами «Аэрофлота». В 1970 году на Международном конкурсе бортпроводников в Будапеште Татьяна завоевала Гран-при в номинации «Самая обаятельная». В финальном задании, в котором участвовали бортпроводники из 14 европейских стран, Татьяне нужно было пробежать по узкому коридору, в котором имитировалась турбулентность, с подносом, заставленным фужерами, наполнить их и проследовать обратно, не пролив ни капли. А потом пройти то же самое расстояние за пледами и подушками. Этот путь Виноградова преодолела за 3 минуты 6 секунд. Кстати, кто-то подсчитал, что за 3 часа полета среднестатистическая стюардесса «наматывает» по салону почти 10 километров!
Татьяна Виноградова была в составе экипажа, обслуживающего первый исторический советский рейс в Токио. Поступив на работу в 1962 году, Татьяна Сергеевна до сих пор работает в «Аэрофлоте» и делится опытом с молодыми бортпроводниками.
В 70-е годы в небесной моде царил французский шик: очередное обновление гардероба советских бортпроводниц произошло в 1971 году. Новая форма состояла из малинового костюма во французском стиле с золотыми пуговицами, косоворотки, фетровой шляпы и перчаток. Форма очень нравилась и пассажирам, и стюардессам.
Для работы в салоне самолета девушками сшили фартуки с национальным орнаментом – вертикальной узорчатой полосой на синем фоне.
Одновременно в 1971 году вводится летний вариант формы – для полетов в жаркие страны: женственное короткое платье с воротничком и застежкой на спине. Платье стюардессам предоставлялось двух цветов – красное и синее.
Именно такую форму носила актриса Александра Яковлева в фильме «Экипаж». Картина Александра Митты вышла на экраны в 1979 году. По многочисленным опросам зрителей бортпроводница Тамара в исполнении Александры Яковлевой признана самой красивой стюардессой отечественного кино.
В 1973 году изменяется и раскраска (или, как говорят в авиации, ливрея) самолетов «Аэрофлота». Лайнеры «одевают» в классические сине-белые цвета, с которыми они затем бессменно летали на протяжении почти 30 лет. На боковой поверхности фюзеляжа появляется название авиакомпании «Аэрофлот», ее символ – «птичка» в виде серпа и молота и темно-синие полосы.
Очередное обновление формы проходит в 1975 году: для стюардесс международных линий разрабатывают темно-синий костюм. Жакет, украшенный белой оторочкой и пуговицами с символикой «Аэрофлота», дополняют расклешенная юбка, белая водолазка и белые перчатки.
В конце 70-х в гардеробе бортпроводниц появляется еще одна модель: темно-синий костюм без воротника с золотыми пуговицами и белая водолазка. Костюм был простым по крою, но очень элегантным.
ОЛИМПИАДА, КНИГА РЕКОРДОВ ГИНЕССА
И «КРИСТИАН ДИОР»
1980
Форму начала 80-х стюардессы называли между собой «Кристиан Диор»
Москва принимает XXII летние Олимпийские игры – и это событие на несколько лет становится ключевым для советского воздушного флота. «Аэрофлот» получает статус генерального перевозчика гостей Олимпиады-80. Самолеты украшает олимпийская символика, появляются плакаты со знаменитым олимпийским мишкой. Чтобы принять спортсменов и гостей столицы со всего мира был специально построен новый международный терминал аэропорта «Шереметьево-2».
В 80-е годы «Аэрофлот» перевозит рекордное число пассажиров внутри СССР и на все континенты планеты – более 120 миллионов человек в год. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гинесса и до сих пор не побито ни одной авиакомпанией мира.
К началу «Олимпиады» новую форму получают и стюардессы: девушек одевают в синие жакеты и жилетки с юбками в мелкую темно-синюю клетку. Костюм дополняют элегантные аксессуары – повязанный на шею платочек и фетровая шляпка. Новая форма продолжает принятый за основу еще в 70-е французский стиль: между собой стюардессы называют ее «Кристиан Диор». Своими утонченными линиями костюм действительно соответствовал знаменитому «new look» - фирменному стилю Dior.
Для полетов в жаркие страны был разработан летний вариант – костюм теплого коричневого цвета. Форма приобретает характерные для своего времени черты – укороченный жакет и рукава, акцент на плечи.
В 1986 году вводится новая униформа: строгий темно-синий костюм с яркими цветовыми акцентами – красно-синими шелковыми шарфами и красными шляпками. Благодаря этим милым головным уборам стюардесс в то время называли «Красными шапочками».
Летний вариант формы выглядел особенно привлекательно: светло-голубое платье с поясом и белым отложным воротничком. Это сочетание цветов символизировало лето и нежный цвет неба.
ФОРМА
ОТ ВАЛЕНТИНА ЮДАШКИНА
1990
В 1994 году известный кутюрье Валентин Юдашкин разрабатывает новую форму: черный костюм с красным жилетом, белой блузкой и галстуком-бабочкой
В 1990 году «Аэрофлот» зафиксировал новый рекорд – годовой пассажиропоток компании превысил 137 миллионов 100 тысяч пассажиров. За рубежом работали 142 представительства «Аэрофлота», половина из них – в европейских странах.

Стюардессы в начале 90-х вновь переодеваются – дизайнеры возвращаются к красному цвету. Лаконичный красный костюм дополняет белая блузка.
В начале 90-х возвращается яркая красная форма
Советский Союз прекращает свое существование в 1991 году, но самолеты «Аэрофлота» продолжают работать на прежних направлениях. В 1993 году авиакомпания летала в 146 аэропортов в 105 странах мира. И оставалась крупнейшей среди авиакомпаний, работающих на международных маршрутах.

В 1997 году, к 30-летию создания Службы бортпроводников «Аэрофлота», стюардессы вновь получили новую форму. Разрабатывать ее поручили знаменитому кутюрье Валентину Юдашкину. Дизайнер одел «небесных ласточек» в строгие деловые костюмы: в линейке коллекции он использовал черные, красные и белые цвета. Черный костюм дополняла красная жилетка, белая блузка и галстук-бабочка. Кроить и шить форму Юдашкин поручил лучшим итальянским портным.
САМЫЕ СТИЛЬНЫЕ
В ЕВРОПЕ
2000
Известный отечественный модельер Виктория Андреянова в 2004 году разрабатывает форму темно-синего цвета
С приходом 2000-х «Аэрофлот» проводит масштабный ребрендинг, пересматривая и меняя почти все – от стандарта бортового сервиса и компоновки и оформления салонов воздушных судов до одежды бортпроводников. Отражением этих перемен стал новый слоган авиакомпании «Искренне Ваш, Аэрофлот!», передающий главный посыл: на первом месте - забота о пассажире.

Новую коллекцию одежды для экипажей «Аэрофлота» разработала дизайнер Виктория Адриянова – обладательница премии «Золотой манекен» Московской Недели высокой моды. Виктория использовала в своих эскизах три корпоративных цвета «Аэрофлота» - синий, оранжевый и серебристый. К новой палитре авиакомпания перешла в 2002 году в рамках общего ребрендинга, цвета были выбраны после многочисленных интервью с пассажирами и летным составом. Эти оттенки, по мнению компании, подчеркивают взаимосвязь с Россией, теплоту и гостеприимство: темно-синий символизирует преемственность «Аэрофлота», серебристый – цвет неба, оранжевый передает закат и восход солнца.
В 2003 году я выиграла тендер на разработку формы для «Аэрофлота», и это было судьбоносное событие. Победа позволила мне и моей команде вырасти как профессионалам, перейти на принципиально новый уровень. Например, я придумала принт на фартуке — коса через плечо. Она символизировала гостеприимство, женский характер. У нас в семье учили с детства, что у девушки должен быть открыт лоб и длинная коса. Поэтому Россия для меня — это коса, милосердие, русская кухня, гостеприимство.
– рассказывает Виктория Адреянова
В форменный гардероб стюардесс «Аэрофлота» входили три блузки и два шарфа, которые можно было комбинировать по своему вкусу. Принт на блузке изображал винт самолета. Полный комплект одежды для бортпроводников включал 19 предметов: две юбки, три блузки, трикотажные жилет и жакет, брюки, пиджак, два шёлковых шарфа, плащ с капюшоном, пальто, шерстяной палантин, зимнюю шапку-боярку с мехом, фартук, шейный платок, колготки, кожаные перчатки.
Большая часть гардероба была сшита из полушерстяной костюмной ткани, которая не мялась и хорошо поглощала влагу. Кроме одежды Виктория Адреянова разработала и целую линейку аксессуаров: багажные сумки в оранжево-синей гамме, зажимы для галстуков, кармашки для бейджей. Летать в новой форме бортпроводники «Аэрофлота» начали с марта 2004 года.
Последняя смена имиджа «небесных ласточек» произошла в 2009 году: новую коллекцию униформы «Аэрофлота» разработало дизайнерское бюро «Буннакова и Хохлов» (дизайнеры Юлия Буннакова и Евгений Хохлов). Молодые модельеры представили униформу в двух вариантах: летнем (цвета «красный мандарин») и зимнем (традиционного темно-синего цвета). На рукаве вышита золотая эмблема «Аэрофлота» - знаменитая «птичка», серп и молот. Впервые за долгие годы российские стюардессы вновь надели пилотки и белые перчатки. Стоимость одного комплекта одежды, который состоит из 29 наименований, - чуть менее 1500 долларов. В комплект входят костюмы, плащи, блузки, платья с рукавами три четверти, палантины, пальто-пуховики, шейные платки. Поскольку девушки много времени проводят на ногах, туфли и сапоги для них шьют из высококачественной итальянской кожи.
Последняя смена имиджа «небесных ласточек» произошла в 2009 году: новую коллекцию униформы «Аэрофлота» разработало дизайнерское бюро «Буннакова и Хохлов» (дизайнеры Юлия Буннакова и Евгений Хохлов). Молодые модельеры представили униформу в двух вариантах: летнем (цвета «красный мандарин») и зимнем (традиционного темно-синего цвета). На рукаве вышита золотая эмблема «Аэрофлота» - знаменитая «птичка», серп и молот. Впервые за долгие годы российские стюардессы вновь надели пилотки и белые перчатки. Стоимость одного комплекта одежды, который состоит из 29 наименований, - чуть менее 1500 долларов. В комплект входят костюмы, плащи, блузки, платья с рукавами три четверти, палантины, пальто-пуховики, шейные платки. Поскольку девушки много времени проводят на ногах, туфли и сапоги для них шьют из высококачественной итальянской кожи.
Работая над коллекцией, мы вдохновлялись ретро-стилем 50-х – эпохой, когда царила элегантность и женственность. Нам приятно, что до этого ни одна российская авиакомпания не имела такого международного признания в том, что касается формы сотрудников. Сегодня, когда ситуация в мире заставляет многих взглянуть на Россию под другим углом, образ стюардессы «Аэрофлота» становится еще более содержательным, в какой-то степени символизирующим лицо страны.
– рассказывают Юлия Буннакова и Евгений Хохлов
С 2010 года введена форма темно-синего цвета для выполнения полетов в осенне-зимний период, которая занимает первые позиции в международных рейтингах самой модной и элегантной униформы бортпроводников

Софи-Элис Бэкстор
Новая форма «Аэрофлота» оказалась настолько удачной, что сразу вошла во всевозможные международные рейтинги. Она была названа лучшей в Европе согласно опросу авиапоисковика Skyscanner, а также самой стильной в мире по мнению участников Петербургской недели моды и туристического поисковика Aviasales.ru. Эффектные костюмы цвета «красный мандарин» очень нравятся пассажирам – в том числе и знаменитостям. Британская поп-звезда Софи-Элис Бэкстор как-то летела рейсом «Аэрофлота» и пришла от формы бортпроводниц в полный восторг.
Я летела рейсом «Аэрофлота» и увидела эту потрясающую форму. Самые настоящие 60-е в красном и оранжевом исполнении с крупными белыми лацканами. Мне кажется, это очень-очень сильно. Я написала об этом в Твиттере, а в «Аэрофлоте» заметили это сообщение и предложили подарить мне комплект. Мы встретились в лобби гостиницы, в которой я остановилась. Они подарили мне не только платье, но и туфли на высоком каблуке, пилотку, перчатки и шарф! Теперь я могу использовать их в самых разных ситуациях. А в аэропорту в таком наряде я могла бы воспользоваться фаст-треком! Интересно, какие только вещи не приводят нас порой в восхищение…
– рассказывала певица Софи-Элис Бэкстор в одном из интервью
Последнее признание форма стюардесс «Аэрофлота» получила в конце 2017 года. Авиакомпания победила в трех ключевых номинациях престижной международной премии в области делового туризма Business Traveller Russia & CIS Awards 2017. Российский авиаперевозчик сохранил за собой звания «Лучшая авиакомпания Европы» и «Лучшая авиакомпания России и СНГ», а также был признан победителем в категории «Лучшая форма бортпроводников».

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda