Советы «Студента»:
КАК ВЫБРАТЬ ПЕРВЫЙ МОТОЦИКЛ

Что нужно знать, чтобы не ошибиться
в выборе железного коня

Наталья Антонович

Мотоциклист

Первый свой мотоцикл я выбирала спонтанно, может так у всех девушек устроено, но он был оранжевый и красивый, в моем понимании. И это решило его судьбу еще до того, как я додумалась на него сесть. Кроме того, я мало что тогда понимала в посадке на мотоцикле, что значит «удобно». Сидеть вразвалочку, в общем-то, очень удобно на всех мотоциклах, когда те стоят на подножке.

И первым моим мотоциклом случился KTM Dukе 200. В интернете, с одной стороны, много общей информации, как выбрать, да что посмотреть. Но конкретики ноль. Поэтому я решила опросить на эту тему несколько московских тренеров. И начала со своего бывшего тренера Сергея «Студента», основателя Motoshkola.ru
Сергей «Студент»
С 1999-го года обучает других вождению мотоцикла, основав проект Мотошкола.ру. Победитель Кубка России по Шоссейно-Кольцевым Мотогонкам в классе SuperStock-1000. Победитель Кубка Superbike Challenge в классе 600

— Ну начнем с типа мотоцикла. Есть же разделение: классика, чоппер, спорт, нейкед. Что для города можно посоветовать новичку, с ходу? Ну, если нет каких то специальных хотелок (типа: я хочу спорт и никакой другой)

— Нейкед из этого списка можно выкинуть. Вместо него эндуро. Нейкед — это среднее между спортом и классиком, в той или иной мере.

— Окей. Так какой лучше первым посмотреть, если не знаешь, какой хочешь, но вот точно знаешь, что хочешь мотоцикл. Есть какой-то универсальный для новичков? Мне советовали все honda cb400, но как-то мне на нем не сиделось.

— Сходу можно любой из перечисленных, ибо несмотря, на некоторые отличия, они одинаковые. За исключением спортов. Их не надо. А универсального рецепта тут нет и не может быть.

— Какой мотоцикл для города самый безопасный и заметный (ну если есть такие модели вообще)?

— Их очень много. Главное, чтобы у мотоцикла был АБС и маленький вес. Например КТМ Дюк (улыбается)

— Ну вот у меня был Дюк, он легкий и высокий, и когда я по городу еду 80 км/ч, у меня ощущение, что его из под меня выдувает. И посадка на нем оказалась не самая удобная для меня. Сейчас мотоцикл 200+ кило и мне удобнее гораздо. Вес вообще роль играет? Можно ли на первый сезон брать мотоцикл 200+ кг?

— Как правило, чем выше кубатура двигателя мотоцикла, тем больше он весит. Ездить на легком мотоцикле, а особенно маневрировать на маленьких скоростях, намного проще, чем на тяжелом. Один из главных критериев в выборе первого мотоцикла – его вес.
Эндуро

— Ну и мощность соответственно должна быть маленькая? Хотя ведь не экономно брать слабенький мот, а потом продавать, теряя деньги.

— Многие начинающие мотоциклисты, выбирая первый мотоцикл, думают так: он маломощный и простит мне ошибки. Если сравнивать мотоциклы с объемом двигателей 400-600-1000 куб. см, то для начинающего они все будут казаться чрезмерно мощными. Выбирая маломощный мотоцикл в качестве первого, не стоит убеждать себя в том, что он простит ошибки, что он будет тормозить за вас или же сдерживать. Сдерживающий механизм должен быть у вас в голове. Средняя скорость ДТП – 50 км/ч. Практически любая японская 400-ка разгоняется до 180 км/ч. Не стоит их недооценивать.
— А почему из списка мотоциклов вычеркнул спорт? Это, кажется, самый популярный сейчас тип мотоцикла

— Можно или нельзя покупать мощный спортбайк в качестве первого мотоцикла сугубо индивидуально. В любом случае, важно понимать, что чем мощнее игрушка, тем она опаснее, тем более уважительно нужно к ней относиться и не поддаваться на ее провокации. Бывали случаи, когда после первого же выезда люди, предварительно почистив сиденье, выставляли мотоцикл на продажу.

Кстати, во многих странах мира начинающий водитель не имеет права сразу же управлять мощным мотоциклом, первые два года он должен отъездить на малокубатурном, потом сдать экзамен и пересесть на тяжелую технику. У нас пока этого ограничения нет.

— А высота мотоцикла играет какую то роль? На высоком моте тебя виднее или нет? Про себя скажу сразу, мне, как новичку, на высоком моте некомфортно.

— Они приблизительно все одинаковые по высоте. Возьми, к примеру, самый простой и подходящий мотоцикл Ямаха YBR125, его все рекомендуют в качестве первого для совсем уж чайников. А, между ним и Дюком разница по седлу всего 2 см.

— А на дороге высокий все таки виднее или нет разницы?

— В этом плане разницы точно нет

— Посадка на мотоцикле, как правильно понять, что он тебе подходит. Ну вот просто сесть на него не очень сработало в моем случае. Есть какие то параметры, сравнив которые, ты поймешь, что ехать будет реально удобно

— Да, сидеть и примерять, потом привыкнешь
Спортивные мотоциклы

— А где реально можно в Москве приехать протестировать или даже прокатиться на мотоцикле? Есть конторы, которые дают такую возможность? Не только чтобы посидеть, а проехаться, есть какие то лайфхаки, где искать?

— Ну прокат есть, Мотопрокат.ру. У «Ночных волков» есть прокат Харлеев, за ядерный ценник (очень дорого — примечание автора)
— По прямой на мотоцикле может ехать и обезьяна, по-хорошему. Какие-то есть приемы, упражнения, которые стоит сделать, тестируя мотоцикл? Ну чтоб понять, как он управляется

— Низкоскоростное маневрирование и объезд препятствий. Все то, что ученики делают на площадке, готовясь к ГАИ.

— Что у мотоцикла надо посмотреть при покупке, чтобы быть уверенным, что он по дороге домой не развалится? У меня, например, был дохлый статер, понятное дело, что визуально тут не определишь сразу. Но какие-то основные есть показатели?

— Тут очень много всего надо смотреть. Расходники, резина, цепь, если виден герметик из под крышек, то лазили криворукие мастера, проверить состояние ограничителей поворота руля, если падал, то там набито, будут отметины. Подвески пожмакать, мотор на холодную должен с пол пинка заводиться, передачи не должны выскакивать при резком ускорении, особенно вторая. Сцепление должно мягко выжиматься. При отпускании рук мот должен ехать прямо. Год должен соответствовать документам. И хозяин должен четко ответить, когда и какое масло заливал. Это если вкратце.

— Б/у или новый мот? Какой лучше выбрать?

— Б/у, новый для менеджеров. Но желательно, чтобы мотоцикл был на гарантии, тогда и проблем будет меньше.

— Где искать мотоцикл? Есть куча сайтов, есть реклама в интернете, есть частники, есть салоны — где лучше/дешевле? Может есть какие-то тайные сайты, где мотоциклисты друг другу дешевле продают?

— Нет, только авто.ру и авито, каких-то секретных мест нет.
Круизеры

— Китайский мотоцикл? Сейчас десятки моделей есть, дешевые и красивые, очень разные. Стоит ли брать и если стоит, то какой? Плюсы и минусы

— Оно дешевле ровно настолько, насколько хуже.

— А опасности какие у китайских моделей? Я на «Минске» китайской сборки ездила, помню, в тормоза воздух попал и задний тормоз не сработал. Было страшно. Еще какие приколы они в себе скрывают?

— Они сделаны из г***на и веток. Металл низкого качества, рассыпается в руках. Инженерной мысли не прослеживается, просто копируют, не думая. Например в эндуро подножки должны быть немного сзади, чтоб подруливать телом. На китайском эндуро они ровно посередине. Потому что инженер, который копировал чертеж, не подумал об этом. Он приделал подножки туда, где для них есть место. И так во всем. Никогда не покупайте Китай. 20-ти летний японец в среднем в три раза надежней, чем новый китаец. При этом у него приделано все, как положено.
Китайские мотоциклы

— А девушке какой мотоцикл взять? Есть ли какие то гендерные различия и все такое?

— Низкий. Ну и красивенький.
— И последний вопрос. А если скутер? Сейчас это очень популярный вид транспорта, ну и для получения опыта по Москве, может лучше сначала потренироваться на «бешеной табуретке»?

— Скутер для девочек. Но эта техника либо тяжелая, либо не едет. Я категорически не приемлю скутеры. В городе они опасны, маленькая скорость, нет возможности добавить газ и уйти от опасности.

От себя добавлю. Советы сокурсники по мотошколе давали разные: не торопись, присмотрись, посиди на разных, но не дали главный для меня совет — пойми, как и где ты желаешь ездить, оцени свои возможности.

В итоге в моем случае чоппер и классика оказались более подходящим орудием пыток соседских ушей, чем спортивная торпеда. И только один совет сработал безотказно — мотоцикл должен быть таким, чтобы тебе каждый день хотелось на него сесть и поехать, даже если ты едешь в соседнюю булочную за хлебом.
КОММЕНТАРИИ


Автор: Наталья АНТОНОВИЧ
Фото с официального сайта Honda, KTM, Yamaha, Harley-Davidson,
Irbis, Triumph, Patron, Jiajue
Иллюстрация на обложке: Азер БАБАЕВ
Дизайн и верстка: Наиль ВАЛИУЛИН
Made on
Tilda