Игорь ФЕКЛИСТОВ
Эксперты и археологи: ЦКАД спасет исторический ландшафт Подмосковья
Уже в сентябре в Подмосковье запустят самый первый (по хронологии) участок ЦКАД — обход древнего города Звенигорода. Он станет частью 76-километрового Пятого пускового комплекса (так он называется официально) Центральной кольцевой автодороги, который пройдет через Одинцовский, Наро-Фоминский и Солнечногорский районы Подмосковья. Основная задача Центральной кольцевой автодороги понятна — она разгрузит вылетные федеральные трассы, ведущие из Москвы, МКАД. Но как ни странно, запуска ЦКАД ждут не только автомобилисты, но и… историки. По крайней мере, для них очевидно: Пятый пусковой комплекс фактически спасет уникальные старинные усадьбы и сам древний город. Как это? Едем разбираться на месте.

В Больших Вяземах находится знаменитая усадьба князей Голицыных. Сегодня это часть музея-заповедника Александра Сергеевича Пушкина. В этих местах будущий поэт провел свое детство.
Немного истории. В 1584 году царь Федор I (сын Ивана Грозного) пожаловал село Большие Вяземы Борису Годунову, который сразу же развернул на этой земле масштабное строительство. От того размаха до наших лет дошел очень красивый каменный Спасо-Преображенский собор. Через сто с лишним лет Петр I подарил эти земли знатному роду Голицыных. Здесь часто гостила Мария Ганнибал, бабушка будущего поэта Пушкина. Да не одна, а с внуком. К слову, имение самой Марии Алексеевны всего в нескольких километрах отсюда — в Захарово. (Туда мы заедем чуть позже).
У ограды храма сохранилось несколько дворянских могил более позднего времени. Под одной из плит покоится младший брат Пушкина Николенька, умерший в возрасте шести лет.
Настоящий расцвет усадьбы связывают с именем Дмитрия Голицына - генерала от кавалерии, участника Бородинского сражения, который в течение без малого четверти века занимал должность военного генерал-губернатора Москвы.
Украшающий ныне усадьбу двухэтажный дворец с флигелями был построен в 1780-х. Тогда же здесь разбили большой липовый парк. В 1812 году во время отступления русской армии в этом особняке останавливался полководец Михаил Кутузов. А когда Большие Вяземы заняли французы, в усадьбе ночевал Наполеон.
На пару квадратных километров — 20 памятников культуры и истории. Неспешно по тенистым тропинкам в парке — к особняку (говорят, имение Евгения Онегина Пушкин списал в своей поэме именно с него). Через поляну — к старому пруду, по берегам которого, должно быть, когда-то носился курчавый смуглый озорник по имени Саша. Кто его знает, может, если по стене дома поскрести, выступит надпись «Здесь был Пушкин». (Шучу, конечно).
На смотровой площадке у пруда и дорожках у дома — много туристов. Здесь прекрасно. Ты в своем воображении отматываешь время назад, на сто пятьдесят лет, на двести. Щелкаешь фотоаппаратом, как чумной, жадно. Хочется любоваться этими видами. Но впечатления, честно говоря, немного смазываются…
Впечатления, говорю, смазываются. Потому что справа, в какой-то сотне метров, гудит автомобильная дорога и машины туда-сюда: легковые, грузовые. Мимо усадьбы проходит как раз Можайское шоссе, часть старой «бетонки».
Здешний усадебный пруд — это небольшая плотина на реке Вяземка. Мост как раз переброшен через нее.
Из пейзажа явно выпадают большетонные машины, которые каждую минуту проносятся по мосту.

— Этот мост — исторический, — говорит историк Алексей Алексеев, замдиректора Государственного историко-литературного и художественного музея-заповедника А. С. Пушкина. — Он был построен еще во времена Пушкина, в 1820-х годах. Это, пожалуй, единственный сохранившийся в Подмосковье каменный мост того времени. Но через него проложили «бетонку» и используют как самую обычную дорогу! По нему каждый день проезжают сотни грузовиков, фур. Мост буквально трещит по швам. Думаю, еще лет пять, и он бы погиб. Нам очень повезло, что «Автодор» здесь начал строить участок ЦКАД в обход Звенигорода.

Специалист объясняет: Центральное «кольцо» на километр-полтора отведет автомобильный трафик от усадеб Большие Вяземы и Захарово, с восточной стороны обойдет Звенигород.
Действительно, нехорошо как-то. Сотрудники пушкинского музея-заповедника жалуются, что от проезжающих большегрузов трясется усадебный дом. Да и с экологией непорядок.

— У нас в Больших Вяземах парк времен Екатерины Великой, его разбили в 60−80-х годах 18 века, — говорит Алексей Алексеев. — Но тут сейчас такая загазованность, что наши липы просто сохнут! Такие же проблемы у ландшафтного парка в Захарово.

Это факт: в Больших Вяземах многие липы стоят еще с тех самых времен, когда парк только закладывался. То есть, фигурально выражаясь, они помнят и маленького Пушкина, и Кутузова с Наполеоном. Из европейских пород деревьев липы, пожалуй, самые серьезные долгожители. В среднем они могут расти по 300−400 лет.

— Я уж не говорю, что такое соседство с шоссе мешает многочисленным посетителям и туристам нашего музея воспринимать внешний вид усадеб так, как они выглядели когда-то! — говорит мой собеседник.
Можайское шоссе с фурами — буквально в сотне метров от зданий старинной усадьбы.
По закону перед началом любых строительных работ на участке должны быть проведены предварительные археологические исследования. Поэтому перед запуском проекта ЦКАД государственная компания «Автодор» обратилась за помощью в Институт археологии РАН. К раскопкам на участках, по которым планировали пустить новую дорогу, приступили еще в 2015 году.

— Цель этой работы — полностью изучить территорию археологических памятников, которые могли пострадать, — рассказывает Алексеев. — В западной части ЦКАД несколько таких мест. Раскопки велись в районе Кубинки, в Голицыно и Звенигороде.
— Это была кропотливая работа. В Голицыно копали почти все лето. В селище Игнатьево-2 — почти четыре месяца, — говорит Алексеев.

Того села Игнатьевское, где пройдет новая дорога, давно уж нет. Оно сгорело еще в начале 17 века, в Смутное время. Когда-то село принадлежало боярам Елизаровым, которых царь Иван Грозный в свое время внес в так называемую «Избранную тысячу» — список самых преданных ему дворян.

Специалисты признаются: поначалу они не надеялись обнаружить на месте старого села что-то интересное. Но в Игнатьевском их ждала настоящая сенсация. Археологи полагают, что наткнулись на место, где когда-то стоял деревянный боярский терем. Снимая слой за слоем, специалисты наткнулись на подпол. В течение нескольких недель был найден целый арсенал. Кольчуги, пояса, клинки, стрелы. Но вершиной этой коллекции стали два шлема, украшенные золотой и серебряной инкрустацией.
Один из шлемов хранился в специальном кожаном чехле. Этот футляр, увы, за более чем четыре проведенных в земле века сохранился лишь фрагментами. Но российские археологи отмечают: это вообще первая в истории находка кожаного чехла для шлемов тех времен.

— Благодаря этим раскопкам, мы впервые смогли «увидеть» воинский быт русского дворянина — основу русской армии Московского государства того периода, — говорит Алексей Алексеев, — Теперь мы лучше понимаем, как готовились к военным походам. Знатный дворянин должен был за свой счет обеспечивать оружием свою дружину, поэтому у него в подвале хранился примерно такой арсенал, на случай «мобилизации».

После реставрации уникальные экспонаты были переданы в экспозицию Звенигородского музея.
Алексей Алексеев уверен, если бы не строительство ЦКАД и археологические исследования, этот клад так никогда и не нашли бы. Остался бы лежать в земле навечно.
До усадьбы Захарово, где будущий поэт Пушкин часто гостил у бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, пять минут на машине. Осматриваем восстановленный двухэтажный дом, старый пруд.
У ведущей через парк аллеи и бронзовой скульптуры Пушкина-мальчика как всегда многолюдно. Туристы: одиночки, семьи с детьми, гиды с группами.
Эксперты уверены, что когда дороги вдоль усадеб разгрузятся, и основной поток машин уйдет на ЦКАД, туризм от этого только выиграет. Любителей истории, приезжающих в Вяземы и Захарово, станет больше.
По дороге в Звенигород минут на двадцать застреваем в пробке на железнодорожном переезде. Шлагбаум опущен, «хвост» из машин по нашей полосе (а она тут всего одна) быстро вытягивается на несколько сотен метров. И сразу бросается в глаза, что чуть ли не каждый шестой-седьмой автомобиль — грузовик. И это, я напомню, днем в воскресенье, когда на дорогах все должно еще быть более-менее.
— Звенигород — один из древнейших городов Подмосковья, основан в 12 веке. Там практически на каждом шагу памятники истории, — напоминает Алексей Алексеев. — И сейчас вся эта бетонка проходит через город.

Что такое идущий через Звенигород транзитный поток, мы через несколько минут убеждаемся сами.
Вот. Это уже Звенигород. Игнатьевская улица. Тоже полно большегрузов.
Главная достопримечательность Звенигорода — стоящий на холме Саввино-Сторожевский монастырь. Монастырь был заложен в 1398 году монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского. В будущем сюда часто приезжали на моления представители царских фамилий. Кстати, эта башня, не смотря на цвет, называется Красная. А ворота — Святыми.
Царь Алексей Михайлович (отец Петра I) сделал монастырь своей загородной резиденцией, для него за укрепленными каменными стенами возвели дворец и палаты.
Некоторые историки утверждают, что также царь дал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой русской лавры.
Саввино-Сторожевский монастырь привлекает огромное количество паломников и туристов.
В монастыре-крепости можно запросто провести целый день. Осмотреть до мелочей здешнюю архитектуру, дворцы, башни, храмы. Пройти от белокаменных стен по тропинке до скита преподобного Саввы. Вкусно отобедать в кафе у ворот монастыря. Отстоять вечерню в храме.
У этого места особое очарование.
Справа — Звенигородский музей. Он находится именно здесь, в монастыре, в царициных палатах, построенных для жены Алексея Михайловича. И, кстати, после реставрации именно сюда переехали те два шлема времен Ивана Грозного, найденные при раскопках в местах, где пройдет ЦКАД (см. выше).
От стен монастыря открываются прекрасные виды на окрестности.
Многие туристы обходят многовековые стены монастыря вокруг. Чтобы проникнуться духом этого места и историей.
На повороте от монастыря снова вливаемся в пробку. И это, я вас уверяю, не только местные жители и туристы. Транзит, все тот же транзит!

Потом на несколько минут останавливаемся в центре. И мой разговор с местной жительницей снова сам собой почему-то выруливает к транспортной обстановке…

— Туристы иногда жалуются: к вам сюда пока доберешься! — машет головой продавщица из газетного киоска Мария Петровна. — Ждем открытия ЦКАД. К бабке не ходи — город станет потише, дороги — посвободней. Весь этот поток, который сейчас идет через нас с Можайки на Новорижское шоссе, пустят восточнее Звенигорода. Уж скорее бы!
Текст: Игорь Феклистов
Фото: Владимир Веленгурин
Верстка: Рушан Каюмов
Инфографика: Дмитрий Полухин
Made on
Tilda