В 1825 году крепостной графа Шереметева Филипп Вишняков открыл «лакерную» мастерскую. А именно «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.». И откуда что взялось?! Ведь извозчиком всю свою жизнь работал. С 1960 года на родине промысла в Жостово работает фабрика декоративной росписи. В 1993-м предприятие включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. И расписывают тут не только подносы
И все же о традиционном — подносах. Были они почти в каждой советской семье. Удобно, красиво, надежно. Их, ни минуты не сомневаясь, везли в подарок за рубеж: хоть частники, вырвавшиеся в Болгарию, хоть официальные лица по линии МИДа на всемирные форумы.
Что такое «цветочек», «ладошка», «телевизор», «кудрявый»? Это названия стандартных форм подносов. Их штампуют. Нестандартные куют вручную. В края для крепости, чтобы поднос «не гулял» закатывается проволока. Обжиг, обезжиривание, грунтовка, покраска, сушка — так вкратце выглядит второй этап изготовления с виду несложного предмета. Потом заготовка попадает к художникам и начинается тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, нанесение орнамента... В финале на поднос наносят несколько слоёв лака с обязательной просушкой после каждого нанесения.
Над одним стандартным подносом художник работает две недели. Над нестандартными мастер может корпеть годами — отставляя в сторону и возвращаясь. Главные герои жостовских мотивов — цветы. Но встречаются пейзажи, натюрморты и даже — портреты. Главный материал — металл. Но рисунок научились наносить и на дерево, и на кожу, и на керамику, и на другие поверхности