Правопреемник Госстраха СССР — единой союзно-республиканской системы органов государственного страхования в Советском Союзе
С тех пор и до распада СССР Госстрах был монополистом в страховании. Советское страхование начиналось с обеспечения защитой имущества крестьянских хозяйств от пожаров, падежа скота, гибели урожая. В период индустриализации интенсивно развивалось страхование имущества государственных и кооперативных предприятий и организаций. Госстрах не прекращал работу даже в годы войны — так, например, в музее «Росгосстраха» хранятся документы, свидетельствующие о том, что инспекция в Сталинграде возобновила свою работу сразу после полного освобождения города от фашистов.
В послевоенные годы наряду с обязательным страхованием активно развивались и добровольные виды рискового страхования жизни и имущества, накопительное страхование. К моменту распада СССР полисами Госстраха и его республиканских подразделений обладали десятки миллионов советских граждан, в начале 1992 года только договоров накопительного страхования жизни действовало около 52,5 млн. В 1992 году правительство принято решение о создании Российской государственной страховой компании как правопреемника Госстраха. «Парад суверенитетов» 90-х годов затронул и страхование — компания быстро распалась на десятки региональных страховых обществ и территориальных управлений. Объединить их под сильными крыльями мощной компании-лидера рынка удалось лишь к середине 2000—х.
Иллюстрированная энциклопедия страхования
По рекламным плакатам Госстраха можно изучать изменение быта советских людей. За без малого вековую историю работы на страховом рынке в «Росгосстрахе» накопилась богатейшая коллекция маркетинговой продукции разных лет: фасадных страховых досок, плакатов и афиш, объявлений в прессе, спичечных этикеток, календарей, значков. Этот «золотой фонд» собран в выпущенной с 2013 года уже несколькими тиражами подарочной книге «Плакат Госстраха» и виртуальном музее компании в интернете
Эксперты отмечают, что рекламная продукция советского страхового монополиста развивалась в русле общемировых тенденций и соответствовала лучшим зарубежным образцам, но представляет она не только художественную ценность. По плакатам, открыткам, листовкам и календарям Госстраха можно проследить, как от десятилетия к десятилетию изменялась жизнь в Советском Союзе, как росло благосостояние людей, как менялись их приоритеты и ценности. Сборник плакатов старейшего страховщика страны по праву считается иллюстрированной энциклопедией жизни в СССР, учебником истории советского быта
Возможно, из нашего XXI века советская страховая реклама кажется наивной и прямолинейной, но мы видим, что основное послание, которое в ней содержится, не изменилось и по сей день, в какую бы языковую форму оно ни было обличено: позаботься о том, чтобы не потерять все самое дорогое! И сейчас, с окончанием страховой монополии в России, можно только добавить: «Доверять финансовую защиту своего благосостояния следует только самому надежному и заслужившему свою репутацию страховщику, работающему под самым известным в стране брендом уже многие десятилетия»
снято с голливудским оптимизмом
Рекламные фильмы «Росгосстраха» обвиняли в злоупотреблении «хэппи эндом». Сегодня уже мало кто помнит, что Главное управление государственного страхования РСФСР было и своего рода кинопродюсером. Первые фильмы с пропагандой страхования, еще «немые», снимались в 20-е годы прошлого века, а в 60-70 гг. по заказу Госстраха Мосфильм и Ленфильм ежегодно выпускали несколько короткометражных художественных лент. В этих рекламных картинах снимались звезды советского кинематографа Алла Ларионова, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Зоя Федорова и другие знаменитые артисты. Большинство короткометражек Мосфильма снял Альберт Мкртчян, впоследствии прославившийся в качестве режиссера таких фильмов, как «Земля Санникова», «Опекун», «Лекарство против страха». Не без влияния Госстраха появился и такой отечественный киношедевр, как комедия Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в которой, как известно, главный советский Робин Гуд — Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского — служил рядовым страховым агентом
Правда, как вспоминает ветеран «Росгосстраха» Мария Маркова, именно за увлечение «хэппи эндом» по-голливудски эти картины критиковались чиновниками из Госкино. Марии Григорьевне, многие годы возглавлявшей отдел организационно-массовой и рекламной работы Главного управления Госстраха РСФСР, приходилось вести дискуссии с кинематографистами, предпочитавшими неоднозначность и недосказанность европейской киношколы незамысловатости коллизий от заокеанской «фабрики грез». Страховщикам же нужна была, в первую очередь, убедительность — чтобы реклама с экрана действовала молниеносно, а зритель, убежденный игрой прекрасных актеров, был готов к заключению договора страхования буквально на выходе из кинозала
Ветеран «Росгосстраха» вспоминает, что, например, добиться выпуска в широкий прокат короткометражки «Счастье заново» страховщикам удалось лишь с помощью статистики: в районах, где лента демонстрировалась на первых порах, сразу был зафиксирован рост сборов страховой премии. Поскольку госбюджет был заинтересован в этом не менее Госстраха, чиновники Госкино согласились закрыть глаза на «слезливую мелодраму» и увеличить тираж копий фильма вдвое