Алла СОБОЛЕВА, Анна САФРОНОВА

130 лет назад художник Илья Репин приезжал на Кубань

Искал фактуру для своей знаменитой картины
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Попали ли кубанские казаки на полотно?
ОТВЕТ ЗАПОРОЖСКИХ КАЗАКОВ ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ
Close
130 лет назад, в разгар июня, в небольшой городок Екатеринодар приехал столичный художник. Поселился в гостинице в центре, а работать ездил за город. Станица Пашковская тогда еще не приросла к Екатеринодару и считалась отдельным населенным пунктом. Но именно там в большинстве своем и жили запорожские казаки. Они и были нужны заезжему мастеру – Илье Репину.
Знаменитому художнику тогда было 44 года, он уже занимал высокое положение в обществе, обзавелся семьей. На Кубань приехал вместе с 11-летним сыном Юрой в поисках натуры для своего полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». К тому времени Репин уже восемь лет работал над картиной. И именно на Кубань он приехал поисках человеческой фактуры для своего знаменитого холста. Художник тонко воспринимал незаурядные проявления духовности народа, отчетливо понимал, что собранный в Малороссии портретный и иной вспомогательный материал в этом ему не поможет: на его родине казачества давно уже не было - живая связь поколений была жестко оборвана. Окончательное «расказачивание» по указу Екатерины II было начато в 1775 году. Позже верховная власть, спохватившись, тремя партиями переселила многих запорожских и реестровых, или городовых, казаков на Кубань. Потому в июне1888 года художник и приехал в наши края.
Пробыл у нас чуть больше недели. В Пашковке много рисовал – этюды к своему будущему шедевру. Часто задерживался допоздна, поэтому бывало, что оставался ночевать там же – в небольшой хате под камышовой крышей.
Заведующий научно-образовательным отделом Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко Иван Ващенко.
Хата казака Степана Сотниченко, где и останавливались отец и сын, была станичной гостиницей. Она живо напомнила Репину шумный бабушкин постоялый двор, где прошло его детство.

А станичный атаман Наум показал Репину остатки сторожевого пикета на высоком кургане, местные гончарни, познакомил с «господами стариками». Первое знакомство художника с потомками гордых запорожцев закончилось конфузом. Тощий, продубленный солнцем пожилой казак Макар Симак на предложение о позировании, подкрепленное пятирублевой монетой, ответил с хохлацкой флегматичностью: «На тоби твий пятак назад, тилько отчипись…», но потом они все-таки подружились.
В многочисленных репинских альбомах, посвященных запорожцам, найдено девять живописных этюдов и карандашных набросков, сделанных с кубанских казаков: портретные изображения Демьяна Онищенко, Макара Симака, Парамона Белого, Антона Архипенко, Порфирия Лебедя и зарисовки смеющихся лиц. Вероятно, они помогли художнику в постижении каких-то важных для него психологических аспектов - особого казачьего миропонимания, о нем он позже писал Лескову:
Казаки когда-то основали равноправное братство ради защиты своей веры и самой человеческой личности, что было животворной идеей… Эта горсть удальцов защищала Европу от восточных хищников, грозила их сильной тогда цивилизации и от души хохотала над их восточным высокомерием.
Вернувшись в Санкт-Петербург, Репин принялся за неутомимую работу. Даже его сын Юрий стал настоящим запорожцем: наголо обрившись и оставив один оселедец, он наряжался в широкие синие шаровары. Правда, тех лиц, которые он увидел на Кубани, в «Запорожцах» не осталось. Зато поездка в Екатеринодар помогла найти ту золотую середину, которую и искал мастер.

Только связь с полюбившейся ему Кубанью не прерывалась и после написания картины. В 1904 году Репин «благословил» открытие первой на Северном Кавказе Екатеринодарской городской картинной галереи имени Ф. А. Коваленко, пожелав ей «процветания и обогащения».
Федор Акимович - основатель галереи, сам написал письмо художнику. В нем он и сообщил о ее открытии. Ответ пришел быстро. Так и завязалась переписка Коваленко с Репиным. Правда, сам Федор Акимович никогда лично не встречался с художником, их знакомство было больше через письма. Коваленко часто приглашал мастера к себе в галерею, но посетить снова Екатеринодар у Репина все не получалось – был сильно занят. Зато к нам приезжали многочисленные ученики Репина, еще художник передал владельцу галереи книгу со своим автографом. А все письма Ильи Репина к Федору Акимовичу мы тщательно храним.
Заведующий научно-образовательным отделом Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко Иван Ващенко.
Появилась в краснодарском музее и одна работа мастера. Правда, ее передал галерее не сам лично Репин. Эскиз к картине «Искушение Христа» отправил на Кубань государственный музейный фонд Москвы в 1927 году. Оригинал работы сгинет в пожаре в 1943 году на Украине.
В конце двадцатого века напротив художественной галереи в Краснодаре открыли памятник Илье Репину. Работала над ним скульптор Ольга Яковлева. А спустя столетие (в ноябре 2013 года) в музей Коваленко на несколько дней привозили и тех самых «Запорожцев». Картину, образы для которой Репин искал в Екатеринодаре, тогда впервые привезли на Юг России из коллекции Русского музея.
О чем "Запорожцы"
В основе картины - событие, относящееся к 1676 году. Казаки Запорожской Сечи служили оплотом Руси. Они охраняли ее и от польских панов, и от турок. Турецкий султан Мехмед IV написал запорожцам письмо - он предлагал им сдаться без сопротивления. Ответ вольнолюбивых казаков не заставил себя ждать. В нем - вся суть казачьей души, не привычной трусливо ретироваться и заискивать перед врагом.
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мехмед IV».
Письмо турецкого султана к казакам
Ответ запорожцев
Запорожские казаки турецкому султану!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским.
© АО ИД "Комсомольская правда"
АВТОРЫ
Алла СОБОЛЕВА,
Анна САФРОНОВА
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРОЕКТА
Ольга СУХОВА
ДИЗАЙН И ВЕРСТКА
Кирилл БОЯРЧУК
Made on
Tilda