ПAO «НОВОРОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ»


Как зарождался новороссийский порт, почему он расположился именно в Цемесской бухте и какие препятствия пришлось преодолеть на пути его развития.

Великая Отечественная война – особый этап в жизни порта. Новороссийск в полной мере ощутил ее тяготы, а подвиги, совершенные портовиками, навсегда вошли в историю отечества.

Люди – главное достояние НМТП. В порту работали целые династии портовиков, знания и принципы передавались по наследству. И сегодня порт по праву гордится своими работниками.

Сейчас НМТП - один из лучших портов страны. Но без упорной работы не может быть успешного «завтра». И этот задел на будущее у порта есть.

Черноморская гордость России
В этом году Новороссийскому морскому торговому порту исполняется 170 лет. «Комсомольская правда» решила пройтись по страницам его истории, чтобы понять: как случилось, что именно на Кубани появился главный порт юга России?

С чего все начиналось

Как зарождался новороссийский порт, почему он расположился именно в Цемесской бухте и какие препятствия пришлось преодолеть на пути его развития.

«1845 года в 30 день июня Государь Император высочайше повелеть соизволил: «до окончательного разрешения общих предположений по устройству торговли, таможен и карантинов на восточном берегу Черного моря открыть в Новороссийске, на северо-восточном берегу Черного моря, порт для приема приходящих из-за границы судов российских и иностранных».


Было это 170 лет назад, и именно с того дня Новороссийский морской торговый порт, который сегодня является гордостью Кубани и главными южными морскими вратами России, отсчитывает свою историю. В честь этого юбилея мы решили рассказать о вехах в «биографии» порта, чтобы понять: почему именно здесь, в дивной Цемесской бухте, так бурно начала развиваться портовая инфраструктура? А также - что помогло НМТП выдержать все «шторма» истории и стать современным и востребованным портом.

Справедливости ради заметим, что хотя высочайшее повеление и послужило точкой отсчета, но по мановению царской руки порт не возник. Если быть точным, то гаванью Цемесская бухта была еще с древних времен. Но лишь в 1838 году в этих местах был основан город Новороссийск. И уже в 1846-м в новоявленный порт прибыло 119 иностранных и российских судов, а отправлено – 19 кораблей. Однако в 1848 году количество прибывших судов и товаров увеличилось примерно вдвое. Так что избранное проектировщиками XIX века местоположение вполне оправдывало себя. Достаточно только сказать, что после открытия движения по Ростово-Владикавказской железной дороге Ростовский и иные азовские порты не справлялись с потоком грузов, потому что замерзали на долгие 5 месяцев. Поэтому внимание к Цемесской бухте было пристальное. Однако здесь еще только предстояло построить полноценный порт. И, как показало время, на это ушло немало десятилетий.

В конце 1870-х годов основные требования к строительству Новороссийского внешнеторгового морского порта формулировались так:
«Порт должен быть сооружен в размерах, соответствующих обороту не менее 38-40 миллионов пудов, в том числе 31 миллион пудов, подвозимых к порту железной дорогой, 4 миллиона пудов – обратных из порта и 3-5 миллионов пудов местных грузов. Такие размеры должны быть приданы порту ныне же, при самом сооружении, а не в последствии, когда-либо в будущем времени. Сооружение порта должно быть окончено одновременно с окончанием постройки дороги, то есть не позднее лета 1888 года».

Проект Новороссийского порта инженера Лисовского М.Л., 1884 г.
Предполагалось, что порт появится у основания Маркотхского хребта, а причалы будут «смотреть» в северо-восточном направлении. Утверждая проект 15 января 1885 года, царь сделал надпись: «Очень надеюсь, что министр финансов найдет возможность дать средства на столь необходимое сооружение».

Однако так уж сложилось, что впоследствии проект неоднократно перерабатывался, и в результате пропускная способность порта была снижена почти вдвое – из-за уступчатого начертания молов. Впрочем, со всеми этими перипетиями и реализация проекта шла не так быстро, как хотелось бы. Общество «Ростово-Владикавказская железная дорога» осталось этим недовольно, и «выбило» себе разрешение на строительство временных пристаней в совсем другом месте – северо-западной части бухты. Вот так, не совсем по изначальному плану, и формировался Новороссийский морской порт.

С приходом железной дороги город сильно оживился. В 1893 году был построен большой современный элеватор, ведь весомую часть грузов составляло именно зерно.
Нагруженный зерном состав движется по эстакадной пристани. Здесь, по трубам, под своим весом зерно поступало в трюм парохода.
В 1895 году наконец был достроен Восточный, а затем и Западный мол так называемого «казенного» порта – того порта, который строило государство. Так что можно сказать, что именно на стыке XIX и XX веков порт, наконец, обрел свои современные очертания. Однако впереди были большие перемены, которые коснулись не только НМТП, но и всей страны.

6 мая 1920 года, когда к власти в Новороссийске пришли большевики, все портовое хозяйство было национализировано. А уже в сентябре 1921-го на порт была возложена ответственная задача – прием и отправка продовольствия голодающему населению Поволжья. И руководство, и простые труженики тогда продемонстрировали немало примеров самоотверженности. Вот лишь один из случаев:

«Пароход с продовольствием, несмотря на бурю, выгружен на 29 часов раньше срока. Портовые рабочие, сознавая, что груз, доставленный в Новороссийск, ждут голодающие Поволжья и других районов, при самых тяжелых условиях, невзирая на все трудности, с честью справились с поручением Родины, за что 10 мая 1923 года им был вручен орден Трудового Красного Знамени. На Почетном Знамени, врученном вместе с орденом, золотом было начертано: «Героям труда – новороссийским грузчикам от Центрального комитета Всероссийского профсоюза транспортных рабочих».

Другой подвиг тех лет – подъем танкера «Эльбрус», который был затоплен в 1918 году, в связи с наступлением турецких и немецких войск во время Первой мировой войны. Стране очень не хватало транспортных судов, вот и решили извлечь его со дна морского. В те годы эта задача казалась буквально неподъемной, однако, несмотря на все трудности, танкер был поднят и после ремонта вступил в состав действующего флота. За это осенью 1925 года новороссийские портовики получили второй орден Трудового Красного Знамени.

С укреплением советской власти дела в порту стали налаживаться. Если в 1920 году было переработано всего 16 тысяч тонн груза, то в 1923-м – уже 1,2 миллиона тонн. Тогда же начали строить механические мастерские, которые позже стали называться судоремонтными. А к 1926 году порт имел уже 29 восстановленных причалов. В это же время был достроен угольный пирс. И это еще далеко не все свершения тех лет. Но, как это часто бывает в нашей стране, долго спокойствие не продлилось – началась Великая Отечественная война.

Порт в годы войны и после

Великая Отечественная война – особый этап в жизни порта. Новороссийск в полной мере ощутил ее тяготы, а подвиги, совершенные портовиками, навсегда вошли в историю отечества.
В год 70-летия Победы над немецко-фашистской Германией, мы просто обязаны вспомнить и про вклад Новороссийского порта в противостояние захватчикам. Ведь он оказался на острие боевых действий и сполна ощутил на себе все тяготы военных лет.

Воздушная тревога прозвучала в Новороссийске уже 22 июня 1941 года – в самый первый день войны. Три немецких самолета, предположительно «Юнкерсы-88», пролетели над городом на север. Всего за несколько недель жители подготовились к жизни в военных условиях. Поэтому город стойко встретил удары врага с воздуха. А первая массированная бомбардировка состоялась 2 ноября 1941 года. Тогда на Новороссийск было сброшено более 50 фугасных авиабомб и 3 мины. Бомбы падали на город около 9 часов…

Вот лишь несколько фрагментов из военных хроник:
«На нефтеперекачивающей станции, крейсере «Ворошилов» и теплоходе «Кутюрье», в ходе бомбардировки возникли пожары, которые были быстро ликвидированы. Подорвался на мине и затонул тральщик №56. У цементного пирса получил повреждения и сел на грунт пароход «Чапаев».

«В результате налета трех самолетов противника 25 февраля 1942 года погибли пять детей и женщина, ранения получили 14 человек. С самолетов были сброшены 24 фугасные бомбы, в том числе в черте города. Разрушено 3 дома, повреждено 10».

«18 марта 1942 года от 13 фугасных бомб погибли 36 человек, тяжело ранены 26».

Газета "НОВОРОССИЙСКИЙ ПОРТОВИК" от 25 июня 1945
Из этих строк понятно, насколько велики были людские потери в Новороссийске. Вместе с жителями страдал и порт – все, что было здесь построено более чем за 100 лет, постепенно превращалось в руины. В этом смысле одной из самых страшных дат стало 2 июля 1942-го. Во время очередного налета вражеской авиации затонули 5 военных судов, еще 6 были повреждены. На дно морское отправились эсминцы «Ташкент» и «Бдительный», суда «Украина», «Кубань и «Пролетарий». Были полностью уничтожены 6 кранов, 11 жилых и 11 производственных построек. Сильные «увечья» получила и железная дорога – 1500 погонных метров путей были повреждены. И все это – только часть разрушений!

При этом важно отметить, что в начале войны порт выполнял важную функцию – принимал эвакуированных людей и имущество, отправлял в Крым и на Украину боеприпасы и продовольствие.

23 августа город начинает обстреливать артиллерия. А в начале сентября немцы двинули на Новороссийск войска. И, несмотря на ожесточенное сопротивление защитников, вскоре город и порт было решено сдать, а оставшихся в живых людей эвакуировать. Лишь через год советские войска отобьют его обратно.

Отстраивать порт после освобождения от немцев пришлось практически с нуля. Грузовые операции возобновились только в октябре 1944-го. И лишь в 1954-м порт достиг довоенного уровня грузооборота.

В 1957 году в главном порту юга России началась большая стройка. Всего за пару десятков лет появился Широкий пирс №1 в Западном районе порта, нефтегавань Шесхарис – в Центральном, пассажирские причалы, а также морвокзал, Дворец моряков, автобаза, механические мастерские, строилось новое жилье.

В то время по общему грузообороту Новороссийский морской порт прочно занял первое место в стране. Именно таким – могучим и способным выдержать любые испытания, он и вступил в новейшую историю. Однако было бы неправильно не сказать о людях, стараниями которых ковалась слава НМТП.

Портовики

Люди – главное достояние НМТП. В порту работали целые династии портовиков, знания и принципы передавались по наследству. И сегодня порт по праву гордится своими работниками.
К кадрам в порту всегда был очень серьезный подход. Да и не задерживались здесь люди, которые не радели об общем деле. Не каждый, даже чисто физически, способен выйти на работу в непогоду и выстоять под яростным натиском морской стихии. А кому-то просто не хватало дисциплины – с такими тоже не церемонились. Словом, случайных людей здесь не было никогда.

Из записей о работе порта в 1935 году:

- В импортном цехе крановщик Седов пришел на работу пьяным и задремал, в результате чего кран и мотовоз потерпели аварию. Тогда рабочие-грузчики Куренков, Юшаков, Форманюк потребовали немедленно убрать Седова с производства и судить его в показательном порядке.
Но куда больше положительных примеров работы портовиков. К примеру, в книге «Наследники священной гавани», опубликованной в 2001 году, есть глава, которая так и называется «Редкие отличия новороссийских портовиков». Там описан жизненный путь многих Героев Социалистического труда. К примеру, показательная история крановщика Алексея Маслеха. В 24 года, сменив несколько видов занятий, он нашел себе труд по душе – в порту. Изначально работал грузчиком, но всегда тяготел к технике, и здесь его научили управляться с краном. Однако шел 1935-й год, и сильно отличиться Маслеха не успел – пришла война. Ее он встретил рядовым минометной роты. Рыл траншеи и сооружал доты на Кубани, воевал под Ростовом и Сталинградом. А когда Новороссийск был освобожден от гнета врага, ему и его товарищам предстояло поднимать его из руин. Затем, когда город был восстановлен, Алексей Федорович не раз добивался рекордных результатов в работе.

Среди других знаковых для порта имен – Владимир Комолов, чья бригада всегда ходила в передовиках, за что он 1966 году был удостоен ордена Ленина, Виктор Детковский, который получил эту же награду за восстановление морского порта и долголетнюю безупречную службу.

Еще одна легендарная фигура – Петр Васев, который с 1939 года работал главным инженером Новороссийского морского порта. Ему довелось трудиться в тяжелое военное время, когда порт выполнял важные государственные задачи, такие как эвакуация населения и промышленности Одессы, Севастополя и т.д. Работать приходилось под обстрелом и бомбардировкой авиации, а рук всегда не хватало. В таких вот нечеловеческих условиях порт и существовал эти несколько лет. А Петру Ивановичу за заслуги был вручен орден Трудового Красного Знамени.

Выдающихся людей в истории порта было очень много, и каждого из них помнят и поныне.

Требовательность к себе и к окружающим – вот качество, которое и тогда, и сегодня особенно ценится в порту. Ведь, несмотря на то, что прогресс не стоит на месте, держится Новороссийский морской торговый порт все же на людях. Поэтому вполне закономерно, что он славится целыми династиями портовиков. Ведь в этом деле важна преемственность поколений.

Александр Шеин, докер-механизатор:

- Более 100 лет в общей сложности проработали в порту члены нашей семьи. Первым из Шеиных на причалы пришел я, в 1978 году. Поразило то, каким изматывающим был тогда труд докера, деньги доставались тяжелым физическим трудом. Сейчас, конечно, на своих плечах переваливать груз не надо, порт до зубов вооружился техникой и механизмами. За прошедшие годы я стал очень богатым человеком. Разбогател не деньгами, а людьми, общением с единомышленниками, которых нашел в своем коллективе.
Работать в Новороссийском морском торговом порту умели всегда. В советское время регулярно участвовали и побеждали в соцсоревнованиях, отличали «стахановцев» и клеймили лоботрясов. А после перестройки – просто трудились на благо своего предприятия, понимая, что делают одно общее дело. Ведь вся их жизнь и судьба родного города связаны именно с портом.

Алексей Вегеле, докер-механизатор:

- Я рос через дорогу от порта. И с детства знал, что докер — самый уважаемый человек, потому что от него зависит все. Мой отец, Владимир Иванович Вегеле, был тогда правой рукой у знаменитого бригадира Крутько, которого ценили выше многих начальников, потому что «пахал» как черт и пользовался большим авторитетом. В 20 лет я пришел сюда тальманом, через три месяца стал докером и вот уже шесть лет работаю на Широком пирсе №1. Моему сынишке Герману на днях исполнился один год. Когда подрастет, я буду рассказывать ему о порте, о лучших людях коллектива.

Павел Пустотин, помощник генерального директора по охране труда:

- В моей трудовой биографии есть только одно предприятие — Новороссийский торговый порт. В декабре 1976 года закончил Одесское мореходное училище и сразу сюда. Общежитие на улице Портовой, 22 стало моим первым пристанищем в Новороссийске, сейчас там таможня и еще много чего. В возрасте 21 года я считался образованным человеком, был назначен заместителем начальника 9-го склада на Центральном районе. Мой начальник, Олег Васильевич Попович, - знаменитая личность, он сумел создать монолитный коллектив, где не надо было никого подгонять, не принято перепихивать работу на кого-то другого. Я был и стивидором, и старшим стивидором, и сменным технологом, потом уже перешел в охрану труда. Порт — это место, где полноценно состоялась моя профессиональная карьера.

Новороссийский морской порт сегодня

Сейчас НМТП - один из лучших портов страны. Но без упорной работы не может быть успешного «завтра». И этот задел на будущее у порта есть.
Современный Новороссийск просто невозможно представить без той портовой инфраструктуры, которая сложилась здесь за минувшие 170 лет. Развитие порта направляло город, именно оно сделало его таким, какой он есть сейчас. А сегодня, когда Россия вступила в новую историческую веху, значение Новороссийского морского порта, безусловно, будет только возрастать.

В настоящее время через Новороссийский морской торговый порт товары экспортируются в 65 стран, а импортируются из 35-ти. Через «морские врата Кубани» проходят суда, которые везут нефть и зерно, сахар и металл, руду и скот, обувь и многие другие товары. Построены новые причалы, создан информационно-вычислительный центр. Внешний облик порта изменился до неузнаваемости, но его цели и задачи остаются прежними – работать на развитие экономики Российской Федерации.

Показательно, что даже после перестройки, когда большинство предприятий страны распадались на части, руководству порта удалось сохранить его и создать акционерное общество открытого типа, которое «рулит» им в современной экономике. Более того – в 90-е годы НМТП продолжал развиваться, словно на злобу дня. После приватизации предприятия начался ежегодный уверенный прирост грузооборота. С 1992 по 2004 годы ОАО НМТП перегрузило 600 миллионов тонн товаров, а объем капитальных вложений составил больше 11 миллиардов рублей. В 1999 году начал работу первый портальный кран грузоподъемностью 100 тонн - «Готвальд». Таким образом, порт заявил, что намерен жить завтрашним днем, а не вчерашним, и всегда быть на передовой, прежде всего в технологическом отношении. И сегодня лучшие производители мира с радостью поставляют свое оборудование на причалы НМТП. А это гарантирует постоянное конкурентное преимущество.

Очередное масштабное технологическое обновление произошло в 2014-2015 годах, то есть совсем недавно. Это стало закономерным результатом продуманной стратегии компании, неотъемлемой частью которой являются инвестиции в будущее. Еще в 2001 году был введен в эксплуатацию комплекс по переработке минеральных удобрений, а через три года заработал новый контейнерный терминал. Тогда же завершилась реконструкция 3-й зерновой и 5-й наливной пристаней. Это планомерная работа, которая позволяет порту всегда быть на плаву - даже в кризисные годы.

Эта уверенность в том, что вкладывать деньги в Новороссийский порт необходимо, основана на простом факте. В XXI веке именно морской транспорт приобретает первостепенное значение для межгосударственных экономических связей. Сегодня больше 4/5 перевозок осуществляются по морю, при этом их себестоимость самая низкая на транспорте. А особенную важность получают порты, которые могут работать круглый год. Это, а также уникальный рельеф береговой линии Цемесской бухты, позволяющий даже очень тяжелым судам вплотную приближаться к берегу, дает уверенность в том, что перед Новороссийским морским торговым портом – чистый горизонт. И 170 лет – это только начало.

Новороссийский морской торговый порт

5 причин успешности:

1
Выгодное географическое положение.
Порт расположен на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой;
2
Морской рельеф
Это единственный глубоководный порт на юге России. Глубина у причалов - от 4,5 до 24,5 м;
3
Благоприятные природные условия
Незамерзающая Цемесская бухта обеспечивает круглогодичную работу, а существующие в порту укрепительные сооружения и волнорезы служат достаточной защитой для объектов в порту, позволяя минимизировать время вынужденных простоев по причине погодных условий;
4
Хорошая материально-техническая база порта.
Есть крытые и открытые склады, современное перегрузочное оборудование и т.д. Кроме того, развита автомобильная, железнодорожная и трубопроводная инфраструктура;
5
Универсальность активов
Универсальность активов, позволяющая оперативно реагировать на изменение конъюнктуры российского и мирового рынка грузоперевозок.
95,9 га
Территория порта
44
Количество причалов общей протяженностью 9,39 км
до 24,5 м
Глубина у причалов – от 4,5 до 24,5 м.

ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (ПАО «НМТП»):

Площадь складов:

16,153 га - открытых складов;
5,912 га – крытых складов;
0,416 га – холодильников.

14 мобильных кранов грузоподъемностью от 45 до 104 тонн.
54 портальных крана грузоподъемностью от 5 до 63 тонн.
мостовой кран грузоподъемностью 5 тонн.

В Группу компаний «Новороссийский морской торговый порт» входят:

ПАО «Новороссийский морской торговый порт»
ООО «Приморский торговый порт»
ОАО «Новорослесэкспорт»
ОАО «ИПП»;
ОАО «Новороссийский зерновой терминал»
ОАО «Флот НМТП»
ОАО «НСРЗ»
ООО «Балтийская Стивидорная Компания»
ООО «Новороссийский Мазутный Терминал»

Текст: Михаил Лукашов
Дизайн и верстка: Дарья Гончарова
Made on
Tilda