Открытое письмо Президенту России
Мэр города Саянска Олег Боровский обратился к Президенту РФ Владимиру Путину. Мэр Саянска выражает обеспокоенность предстоящей ликвидацией Фонда развития моногородов (ФРМ).
Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращается к Вам мэр моногорода Саянска
Иркутской области О.В. Боровский.

23 ноября 2020 года Правительством Российской Федерации принято решение о ликвидации в 2021 году восьми институтов развития, в числе которых Фонд развития моногородов (далее - ФРМ).

31 декабря 2020 года распоряжением Правительства РФ № 3710-р утвержден перечень институтов развития, подлежащих ликвидации, и план мероприятий по их ликвидации. Согласно этому плану, срок ликвидации ФРМ - 30 июня 2021 года.
После нашей встречи в Иркутске в мае 2017 года и моего обращения к Вам с просьбой об ускорении получения Саянском статуса территории опережающего социально-экономического развития, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 № 262 создан ТОСЭР «Саянск».

Это дало нашему моногороду серьезный стимул для развития. Мы надеялись, что сможем уйти от монозависимости, создавать новые предприятия, новые рабочие места, вдохнуть новую жизнь в город, экономика которого до того времени была всецело зависима от деятельности градообразующего предприятия - АО «Саянскхимпласт».

За это время на ТОСЭР «Саянск» было организовано три предприятия в статусе резидентов. Одно из них - по переработке ПВД (полиэтилена высокого давления) - ООО «Ирпласт». Предприятие производит крупногабаритные пластиковые емкости, наращивает объемы производства, расширяет ассортимент. На сегодня в ассортименте - 25 видов изделий. Продукция ООО «Ирпласт» пользуется большим спросом. Территория сбыта не только Иркутская область, но и другие: Новосибирская область, Красноярский край. Планируется выход на зарубежный уровень - в Монголию.

На сегодняшний день создано 25 новых рабочих мест и профинансировано в проект более 12 млн рублей. Еще два предприятия - в стадии развития.

Первое - ООО «ПК МДФ» по созданию комплекса производств глубокой переработки древесины. Проект реализуется с 2013 года, стоимость проекта - 1,9 млрд рублей. До вхождения в ТОСЭР предприятие проинвестировало 959 млн рублей. Инвестор за счет собственных средств создал безотходное производство по изготовлению продукции широкого ассортимента, от погонажных изделий из дерева до плит ДСП из отходов лесопереработки, т.е. из опилок. В конце 2020 года компания решила вопрос по инвестиционному проекту по лесопользованию. На сегодняшний день на предприятии создано 130 новых рабочих мест, привлечено дополнительно более 23 млн рублей инвестиций.

Еще один инвестиционный проект - ООО «ТК «Саянский» - по созданию крупнейшего в Восточной Сибири тепличного комплекса. Стоимость проекта оценивается в 2,9 млрд рублей, планируется создать порядка 177 новых рабочих мест. Решены вопросы по технологическому присоединению к электрическим сетям, сформирован и подготовлен земельный участок площадью 25 га. Ведется разработка проекта создания производства, проектно-сметной документации (ПСД) на инженерные сети электро-, тепло-, водоснабжения, канализации, дорожной инфраструктуры. Весной текущего года должна быть завершена подготовка проектов и уже начаться строительство. Была достигнута договоренность с ФРМ о выделении фондом средств в сумме порядка 500 млн рублей на строительство объектов инфраструктуры, необходимых для тепличного комплекса: электросети - ПС 110 кВ, теплотрасса, подъездные пути. После строительства объекты инфраструктуры передаются на баланс муниципалитета.

Инвесторы были заинтересованы в этом: они создавали предприятие, а за счет средств ФРМ строилась инженерная инфраструктура.

Отменена еще одна важная мера поддержки. По линии министерства сельского хозяйства РФ действовало возмещение части затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов для производства овощей в защищенном грунте (которые принято называть капексами). Данной мерой можно было воспользоваться только в течение 2018 года. Это было очень существенно для инвесторов и способствовало развитию производства отечественной сельскохозяйственной продукции.

Регионы Сибири и Дальнего Востока не обеспечены в полной мере овощами собственного производства. Кризис, связанный с коронавирусом, показал, что сельскохозяйственная продукция в большинстве своем поставляется из Китая. С закрытием границ возросли цены, создание собственных производств - острая необходимость.

Реализация проекта по строительству тепличного комбината - процесс очень трудоемкий, с большими сроками окупаемости. Без государственной поддержки в данном направлении осуществить это будет проблематично.

Строительство собственных тепличных комплексов способствует обеспечению продуктовой безопасности страны. Это необходимо для снабжения населения (в первую очередь детей, в том числе для школьного и дошкольного питания) качественными овощами контролируемого производства. Сегодня для этих целей мы не закупаем овощи из-за их дороговизны, а также сомнительного качества.

Выращивание овощей в закрытом грунте - самый оптимальный вариант в условиях сибирского климата, однако строительного бума по возведению тепличников на территории за Уралом не наблюдается. Строительство тепличного комплекса в Саянске - единичный случай, который никак не отразится на бюджете страны и поможет инвестору компенсировать часть затрат на строительство.

Сумма капексов в свое время составляла 20 процентов от общего объема затрат на строительство, в 2018 году их размер был снижен до 10 процентов, а теперь для Сибири данная мера поддержки совсем прекращена - 0 процентов.

В связи с решением о ликвидации ФРМ теряются те приоритеты моногородов, на которые рассчитывали инвесторы, а вместе с ними и муниципалитеты. Это выдача беспроцентных займов на реализацию проектов, которые уже отменены, а самое главное - отмена поддержки по софинансированию ФРМ мероприятий по строительству объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах.

Сейчас данные меры поддержки отменены, поэтому наши потенциальные инвесторы, резиденты ТОСЭР «Саянск», серьезно обеспокоены складывающейся ситуацией, у них нет понимания дальнейшего движения, необходимости участия в развитии моногородов. Инвесторы не могут рассчитывать на долгосрочные программы, а значит, искать потенциальных инвесторов будет еще сложнее: правила, которые часто меняются, не способствуют привлечению инвесторов, теряется их доверие.

Данная проблема касается не только города Саянска, а всех моногородов, которых в стране на настоящий момент 321. В моногородах на сегодня проживает более 14 млн человек, что составляет порядка 10 процентов от всего населения России.

За все время государство при создании резидентов ТОСЭР не понесло ни одного рубля убытков, не потребовалось ни рубля непосредственных вложений. Поддержка государства выражается в налоговых льготах и помощи на создание инженерной инфраструктуры для вновь создаваемых предприятий, а напрямую на реализацию проектов государственные средства не выделяются.

Моногорода по состоянию своей экономики делятся на три зоны. В первой, так называемой красной, где ситуация самая тяжелая, они практически пришли в упадок. В Иркутской области это Усолье-Сибирское. Следующая зона - желтая, куда входят Саянск, Черемхово. Это города, которые, можно сказать, балансируют на грани: еще держатся, но в любой момент могут перейти в красную зону. Такая опасность вполне реальна.

Саянск монозависим вдвойне. Градообразующее предприятие - «Саянскхимпласт» - зависит от поставок этилена от АО «Ангарский завод полимеров», входящего в структуру ПАО «НК «Роснефть». «Ангарский завод полимеров» - единственный поставщик основного вида сырья (этилена) для саянского предприятия. Этилен подается по трубопроводу на расстояние более 200 километров, разделяющих Саянск и Ангарск.

В первом полугодии 2016 года была поломка на компрессоре ангарского завода и в течение 5 месяцев Саянск находился на грани выживания: остановилось наше градообразующее предприятие и 3,4 тысячи работников были отправлены в вынужденный простой. Экономика города была на грани краха. Население пребывало в большой тревоге, ведь это коснулось не только тех, кто работает на заводе, но и их семей, и в целом экономики всего города с 40-тысячным населением.

Люди не водили детей в детские сады - нечем было платить за их содержание. Упал потребительский спрос, это отразилось на торговле и сфере обслуживания. Пошла цепная реакция, затронувшая каждого горожанина. Город был на грани паники.

На уровне правительства тогда было принято решение о проведении ремонта в максимально короткие сроки. Компрессор запустили. Однако такая ситуация вполне может повториться. Когда целый город зависит от работы пускай крупного, но одного предприятия, это чревато. Получается, 40 тысяч человек зависят от предпринимательского умения и воли владельцев предприятия, от их желания продолжить или приостановить бизнес. Влиять на это муниципалитет не может.

В настоящий момент уровень безработицы в городе Саянске низкий - 1,07%. Но не из-за того, что много предприятий и рабочих мест.

Возвращаясь к льготам, которые давал ФРМ, надо сказать, что «очереди» на них нет. Мы проводим огромную работу по привлечению резидентов ТОСЭР. А если теперь не будет и этих льгот, то ситуация еще больше усугубится. Наши крупные предприниматели предпочитают регистрироваться в оффшорных зонах. В их числе - градообразующее предприятие Саянска - АО «Саянскхимпласт».

Еще одной из проблем по привлечению резидентов на ТОСЭР «Саянск» является окончание срока действия
такой преференции, как применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организациями, получившими статус резидентов по истечению трехлетнего периода со дня создания ТОСЭР. Сохранение данной льготы на весь период функционирования ТОСЭР даст возможность привлечения новых резидентов в моногородах.
Более 3,5 тысячи жителей (не менее 23 процентов от работающего населения города) работают на градообразующем предприятии АО «Саянскхимпласт», еще порядка 1,3 тысячи человек трудится в ООО «Саянский бройлер». Более двух тысяч человек занято в сфере малого бизнеса. Большая часть горожан работает вахтовым методом в других территориях. Причем «вахтой» работают наиболее квалифицированные специалисты. Молодежь и опытные, квалифицированные кадры уезжают из родного города, потому что нет работы, соответствующей их уровню, с достойной зарплатой, нет применения их профессиональным навыкам. Чтобы люди оставались, нужны новые предприятия.
При проведении реформирования прошу Вас рассмотреть возможность сохранения ФРМ в структуре ВЭБ, как это было изначально, когда его курировал на тот момент вице-премьер Игорь Иванович Шувалов, либо создания аналогичной структуры для развития моногородов. Считаю, что передача ФРМ в Министерство экономического развития РФ скажется отрицательно, потому что данная структура, как показывает практика, заинтересована не в развитии, а в экономии средств.

Это не только мое мнение. Большинство мэров моногородов с надеждой ждут, что Вы повлияете на ситуацию. Очень надеемся на положительное решение данных вопросов.

Мнения и комментарии
А В ЭТО ВРЕМЯ

Решение о ликвидации ФРМ напрямую затрагивает интересы ООО «ПК МДФ», являющегося резидентом ТОСЭР «Саянск» и реализующего один из приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Как участник ТОСЭР «Саянск», наша компания имеет обязательства по созданию новых рабочих мест с достойным заработком, по вложению инвестиций в развитие производства. Ликвидация ФРМ повлечет пересмотр предприятием программы развития и поставит под угрозу дальнейшую реализацию проекта.

Ирина ШАБАЛИНА, генеральный директор ООО «ПК МДФ».
КСТАТИ

Положение моногородов Иркутской области осложняется еще и введением капексов (по крайней мере для тепличной отрасли) для регионов Дальнего Востока, а также разработкой механизмов по снятию инфраструктурных ограничений за счет регионов. Например, в Забайкальском крае, бюджет которого заметно скромнее, чем бюджет Иркутской области, при поддержке федеральных институтов найдена возможность обеспечить будущих резидентов теплом, электроэнергией, подъездными путями. Таким образом, в то время, как для проектов-резидентов Иркутской области меры поддержки сокращаются, соседние регионы только расширяют свои предложения, повышая интерес инвесторов к реализации проектов на своей территории.

Алексей ЧЕРЕМУХИН, генеральный директор ООО «ТК «Саянский».
Алексей ПЕТРОВ, политолог, кандидат политических наук:
– Иркутская область относится к тем регионам, в которых многие города имеют монопрофильную экономику, потому что здесь было большое количество советских строек. И, соответственно, города строились вокруг возводимых предприятий.

В последние годы эти города оказались в достаточно сложной экономической ситуации, потому что если меняется профиль производства либо оно сокращается, много людей может остаться без работы и возможности получить какой бы то ни было заработок.

Все это мы проходили на примере города Байкальска, когда закрылся БЦБК и город был вынужден полностью менять образ жизни – начиная от попыток решить инфраструктурные проблемы (коммунальное хозяйство города было связано с инфраструктурой целлюлозно-бумажного комбината и без него становилось неэффективным, убыточным – это касается и системы теплоснабжения, и очистных, и др.) и заканчивая проблемой занятости людей.
Читать далее >>
Боль мэра Олега Боровского за Саянск понятна, потому что этот город и окружающие – Черемхово, Тулун, Усолье-Сибирское и другие – имеют монопрофиль. Фонд развития моногородов имел возможность оказывать содействие в развитии альтернативных видов деятельности, через него проходили программы финансирования. Поэтому те чиновники, которые подготовили и согласовали решение о ликвидации Фонда, подбросили бумагу главе федерального Правительства Михаилу Мишустину – это, не могу сказать, что самые компетентные люди.

Очень плохая ситуация, когда вначале мы обещаем, что что-то будет сделано, но не проходит двух-трех лет, и мы почему-то закрываем программы, не объясняя причин, не показывая их неэффективности или малоэффективности, не проводя никаких социологических исследований, опросов общественного мнения, не выяснив мнения глав муниципальных образований.

Есть возможность до июня этого года отменить решение, и это нужно обязательно сделать. Если главы моногородов считают, что это решение в корне неверное, нужно их поддержать. Нельзя это делать тихо, без привлечения общественного внимания, ведь вопрос касается перспективы населенных пунктов, в которых проживает более десяти процентов населения страны.
~
Сергей ШМИДТ, политолог, доцент Иркутского государственного университета:
– Все или почти все моногорода, которые существуют в России, являются результатом государственной политики времен Советского Союза. В условиях негосударственной рыночной экономики они, скорее всего, никогда бы не возникли. Корпорации, даже крупные, не склонны строить новые города, особенно в зоне критического земледелия. То есть моногорода – это результат государственной политики, в каком-то смысле – производная другой цивилизации. Поэтому, с моей точки зрения, несколько бесчестно со стороны государства не то что отказываться, а просто даже сокращать любые возможные для него меры поддержки моногородов.

Если мы предположим, что государство должно сбрасывать с себя социальную ответственность в пользу рынка, я бы, например, исходил из того, что моногорода в этом списке должны стоять последними, а не первыми. С моей точки зрения, государство должно вырабатывать долгосрочную стратегию помощи моногородам и развития моногородов, а не отказываться от того, что есть. Оно обязано усиливать это направление.
Читать далее >>
Что касается письма Олега Боровского на имя президента страны. Любая власть и функционально, и, если угодно, экзистенциально заинтересована в том, чтобы иметь так называемую обратную связь – учитывать любые сигналы, приходящие снизу. И здесь первостепенное внимание следует уделять не столько даже отдельным гражданам, сколько главам местного самоуправления, по крайней мере тем из них, по поводу которых не может быть никаких сомнений в поддержке избирателями.

Я имею в виду как раз случай Олега Боровского – мэра Саянска и Вадима Семенова – мэра Черемхова, открыто выступивших против ликвидации Фонда развития моногородов. Эти люди пользуются реальным авторитетом у избирателей. Для самой власти выгодно, что такие мэры не молчат, а доносят свою позицию до федерального уровня. Это письмо – своего рода тестирование власти на ее здравомыслие. Если сигнал Боровского не останется без внимания – это хорошо говорит о власти. Если остается – то, увы, это позволяет нам делать самые печальные выводы. Это та самая настоящая обратная связь, в которой заинтересована, в первую очередь, любая власть, чтобы не отрываться от реальности.

И теперь самый важный момент, он касается взаимоотношений между государством и бизнесом: ни для кого не секрет, что у нас бюджетозависимый капитализм или бюджетозависимая экономика. Значительное число бизнес-процессов так или иначе сориентировано на выстраивание взаимоотношений с государством, поскольку оно на данный момент является крупнейшим собственником денег. И бизнес, понимая это, очень чутко присматривается, какие направления государство поддерживает, а какие игнорирует. И предпочитает идти в те направления, которые являются приоритетными для государственной власти.

Я не хочу сказать, что это правильная или здоровая экономическая модель, но такова существующая реальность. Поэтому любое ущемление в поддержке малых городов со стороны государства является не формальным, но хорошо считываемым бизнесом сигналом, что на малые города можно не обращать внимания.

Сам факт существования Фонда развития моногородов имел символическое психологическое значение с реальными, как ни странно, экономическими результатами, поскольку бизнес видел, что государство в эту сторону смотрит, находит для этого деньги, а это значит, что там есть перспектива. Любое сворачивание государственной поддержки, с точки зрения менеджмента, управления, может казаться прагматичным, но на самом деле оно вызывает массу эффектов непредсказуемых, непродуманных, поскольку бизнес присматривается к тому, что делает власть, и такие действия могут отвратить его от моногородов.

Приняли решение о закрытии Фонда развития моногородов. По сути, это выглядит как один удар, а на самом деле это два удара: отворачивается государство - тут же отворачивается и бизнес.

Судя по социологическим выкладкам, индустриальные моногорода составляют электоральную опору действующей власти. И об электоральных последствиях таких решений власть должна задумываться. Как только люди почувствуют себя брошенными, они могут перестать ее поддерживать.
~
Галина СОЛОНИНА, политический обозреватель, управляющий партнер Межрегиональной экспертной службы Legal-fs:
– Правительством России принято решение о ликвидации целой серии институтов развития. Этому можно найти простое объяснение – дефицит бюджетных средств. Однако возникает вопрос: если мы демонтируем существующую систему, то какова концепция новой? И существует ли она? Не доказано, что имеющиеся институты развития, тот же Фонд моногородов, оказались неэффективными. Я склоняюсь к мысли, что вопрос был не в качестве самих институтов, а в исполнительской дисциплине, как это у нас в стране зачастую и бывает.

Опыт Иркутской области доказывает, что ситуация в муниципалитетах напрямую зависит от качества управления. И мэры моногородов Саянска Олег Боровский и Черемхова Вадим Семенов это доказывают: количество реализованных программ, строительство новых социальных объектов, ремонт имеющихся и так далее в этих муниципальных образованиях на душу населения существенно выше, чем в подавляющем большинстве городов региона. В том числе эти территории активно вошли в программы развития – по поддержке моногородов, по формированию территорий опережающего социально-экономического развития и другие.
Читать далее >>
Не внедрив новые институты развития, ликвидировать имеющиеся ни в коем случае нельзя. В вопросе инвестиционной привлекательности территорий самый важный элемент – это стабильность существующей системы – налоговой, финансовой и др. Ликвидация Фонда развития моногородов – это существенная и очень неприятная встряска, которая приведет к резкому падению инвестиционной привлекательности этих территорий. Причем это тот случай, когда удар будет нанесен не только по местному населению, предпринимательскому сообществу и бизнесу, но и по имиджу самого государства.

Говоря о развитии экономики, политики у нас зачастую пользуются метафорой о рыбе и удочке. Так вот, ликвидируя институты развития, государство отбирает удочку. Что оно от этого выигрывает? В краткосрочной перспективе – какие-то деньги, но в среднесрочной, не говоря уже о долгосрочной, – будет вынуждено дать рыбу, и это обойдется многократно дороже.
Верстка: Дарья Костырина.

Фото: предоставлены пресс-службой города Саянска, архив администрации Саянска, Александр Медведев, личный архив героев публикации.