Образ здания напоминает фрагмент колонны с каннелюрами. Со стороны фасада можно увидеть 24 полуовала - слегка вогнутых прямоугольника-простенка, между которыми расположены оконные вертикали. Массивные входные порталы украшает ажурное каслинское литье, сделанное по рисункам московского художника Юрия Александрова.
- Мы объездили почти весь СССР, посетили все крупные концертные залы, пролазили их от подвала до крыши, - рассказывает Алексей Иванович Рудик. - В нашем проекте применили множество интересных решений. К примеру, вращающуюся сцену, подъемные механизмы, эстакаду, которая позволяет доставлять крупногабаритные грузы прямо к планшету сцены. Кстати, одна из художественных мастерских расположена прямо над ней. Так что, после изготовления декорации, к примеру задника, его можно просто спускать вниз, на сцену через специально устроенные для этого отверстия. Кроме этого был предусмотрен и так называемый малый зал на 200 мест. Мы его задумывали как экспериментальный театр. То есть зрители могут сидеть не только вокруг сцены, но и непосредственно на ней, а театральное действие - вокруг.
Тогда в 70-х годах сложно было поставить мощные кондиционеры, но инженеры применили систему вентиляции, которая подавала в зал свежий воздух с парка, с подогревом и увлажнением.
Несмотря на кажущуюся простоту, лаконичные формы самого здания, проектировщикам пришлось немало потрудиться. Так, в плане здание выполнено в виде эллипсов, образующих множество центров, из которых описываются линии построения наружных стен, ограждающих конструкций зрительного зала, галерей, балконов и т.д. Это создавало сложности для строителей, но позволяло выполнить объект необычной, запоминающейся архитектуры. Для зрительного зала были заказаны ряды кресел. Поскольку они тоже повторяют линии эллипса, то у каждого ряда свой радиус установки. Проектировщикам надо было детально все просчитать, чтобы реализовать замысел.
- В последний год перед сдачей в эксплуатацию здания я даже не ходил в родной институт «Челябинскгражданпроект». С утра надевал сапоги, спецовку и на стройку, где мы вели авторский надзор и решали возникающие в процессе строительства вопросы - продолжает Алексей Рудик. - У нас на объекте тогда был большой толстый гроссбух, где мы с Борисом Барановым, Николаем Семейкиным отрабатывали возникающие по ходу строительства вопросы и давали задания на их выполнение строителям.
Борисом Барановым, Николаем Семейкиным отрабатывали возникающие по ходу строительства вопросы и давали задания на их выполнение строителям.
К концу строительства было использовано три таких книги. Такой метод упрощал взаимодействие между проектировщиками и строителями и сокращал сроки реагирования на возникающие проблемы.
Такой метод упрощал взаимодействие между проектировщиками и строителями и сокращал сроки реагирования на возникающие проблемы.
Отдельные командировки в страны имели своей целью поиск отделочных материалов. К примеру, помимо белого коелгинского мрамора, который очень напоминает легендарный каррарский, еще использовали красный камень из Грузии, черный везли из Карелии, а золотистый, из Узбекистана. Полы вестибюля отделаны серым и черным гранитом. Причем оттенки каменных плит подбирали друг к другу, чтобы получился некий рисунок или орнамент. Интересно, что цветовое решение было выбрано в стиле греческого театра - пурпурный, золотой и белый. Все они должны были создавать парадную торжественность.
- Помню, как к нам доставили откуда-то из Африки огромный ствол редкого красного дерева, - продолжает Алексей Рудик. - Наша мебельная фабрика его распускала на шпон и делала панели, которыми облицованы стены зрительного зала, фойе и других помещений театра. Из массива красного дерева выполнены двери, декоративный орнамент, перила ограждений, барьер гардероба и т.д. А на месте, прежде чем все смонтировать, мы эти детали тщательно подбирали по рисунку и фактуре. Большую проблему, из-за сложной геометрии, доставило изготовление гипсового потолка основного зрительного зала, особенно той его части, которая примыкает к порталу сцены. Но благодаря изобретательности и находчивости строителей все эти сложные в техническом отношении вопросы были успешно решены.
Строительство шло в эпоху тотального дефицита. И, чтобы реализовать задуманное, авторам проекта пришлось применять смекалку и изобретательность.
Как вспоминает архитектор Борис Алексеевич Баранов, в интерьере фойе полированные латунные стойки перил лестниц и балконов выточены из металлических деталей на Челябинском тракторном заводе, сверкающие люстры фойе и бра собраны по эскизам Николая Семейкина трестом «Электромонтаж» из хрустальных элементов Саранского завода. Резные украшения из красного дерева на балконах в зале точили учащиеся ГПТУ г. Копейска. Ближе к окончанию строительства возникла проблема с креслами в большом зрительном зале. Те, что делали советские фабрики, не подходили по эстетике, импортные были недоступны по цене. Случайно нашлись подходящие кресла в Ленинграде, в Смольном дворце. На этих креслах сменили дубовую облицовку на красное дерево, обшивку из красного сукна, на «коврик-люкс» золотистого цвета, и кресла великолепно вписались в интерьер зала (цитата приводится по сборнику материалов научно-практической конференции "Огни большого города". - Прим. ред).
Втиснуться в запланированную смету строителям театра не удалось. Денег потратили больше, за что руководство получило даже выговор. А спустя без малого 10 лет, в 1991 году, проектировщикам присудили Государственную премию РСФСР.
- Авторский коллектив на вручение премии был приглашен в Москву, в "Белый дом", - вспоминает Алексей Рудик. - Оказалось, что это был большой прием и согласно протоколу нас ждали с супругами. Очень жаль, что мы не взяли с собой фотоаппарат. Вместе с нами на вручении премии были многие звезды искусства: Михаил Ульянов, Дмитрий Хворостовский, Нонна Мордюкова и др. Премию вручал Борис Николаевич Ельцин.