В ДВИЖЕНИИ
О романтике железных дорог в детстве Гулляр Мухаметовой рассказывал старший брат, машинист электровоза. Бесконечно влюбленный в свою профессию, он и сестренке-школьнице привил заочно преданность будущему делу: «Будешь дежурной по станции».
Училась Гулляр блестяще, и когда по окончании 8-го класса решила поступать в железнодорожный техникум - классный руководитель изумилась: «С твоими способностями на переезде с желтым флажком стоять? Давай-ка, милая, в 10-й класс иди, а там видно будет!». И осталась Гулляр в школе еще на два года. Старший брат тогда назвал ее глупышкой: работа у дежурной по переезду замечательная!
17 лет как один день
Получив аттестат с твердыми пятерками, поступила наша героиня в железнодорожный институт, выучилась на движенца: умеет организовывать перевозки и управлять железнодорожным транспортом. Первое место работы - станция Межозерная, должность - дежурная по станции. Работа сложная, ответственная, интересная! Через несколько лет перспективную молодую сотрудницу перевели со станции Межозерная 5-го класса на станцию Чурилово 3-го класса, где больше объем работы. Сначала на пост дежурной, а через полтора года стала Гулляр начальником станции. И в этой должности она работает 17 лет из своего без малого четвертьвекового стажа на железной дороге.

- Если бы вернуться в 1990-й, я бы ничего не поменяла. Жизнь моя сложилась бы так же, - утверждает Гулляр.

Телефон начальника станции Чурилово не отключается никогда: ни в выходные, ни в отпуске. Коллектив отличный: 13 человек - как боевой отряд, но вдруг оставшейся за нее исполняющей обязанности начальника станции консультация понадобится? Резонный вопрос: а как дома относятся к рабочему графику 24/7?

- С пониманием. Муж долгое время работал на руководящей должности в силовых структурах. Сын вырос, отслужил в армии, окончил вуз и… стал коллегой мамы. Работает начальником соседней станции Тракторострой.

Советов сын просит?

- Стараюсь не вмешиваться. У наших молодых коллег отличный куратор, ревизор Ольга Александровна Мурина. Печется о каждом, помогает, советует. На Южно-Уральской железной дороге отличная школа наставничества, лучше любого учебника. Хотя и учеба здесь бесконечная - не дают скучать. Раньше курсы очные были, сейчас в режиме онлайн в профессии совершенствуемся. И молодежь поддерживают: все заточено на профессиональный рост.
Начальником станции может быть только максимально ответственный человек. Который и в отпуске телефона не выключит.
Личный пример - лучший
метод воспитания
Начальник станции - работа для кого?

- Если вы о том, кто лучше справляется - мужчина или женщина, отвечу так: пол значения не имеет. Такие свойства характера, как ответственность, дисциплинированность, требовательность присущи и слабому, и сильному полу. И еще надо разобраться в термине «слабый пол». Я наравне со всеми, например, пути от снега очищаю после метелей. Сотрудникам нужно пример показывать. Как сама работаешь, так и люди к делу относиться будут. Наша станция - предузловая, ритм энергичный. Без него уже не смогу, за что судьбе благодарна.
«Разделения на мужские и женские профессии в нашем деле нет».
ДОСЬЕ «КП»
КАЖДАЯ ТРЕТЬЯ
В наши дни в ОАО «Российские железные дороги» трудятся 220 тысяч женщин, или около 30% от общего числа железнодорожников. Похожие пропорции и на Южно-Уральской магистрали: сейчас здесь трудится около 44 тысяч человек, и 13,3 тысячи из них - женщины.

По статистике занятости, в целом по сети Российских железных дорог, больше всего женщин работает не бухгалтерами и кадровиками, а движенцами - чаще всего они трудятся дежурными по станции и приемосдатчиками груза и багажа. Женщины возглавляют более двухсот вокзалов в нашей стране, в том числе крупнейшие - Ленинградский вокзал в Москве и вокзал в Адлере.
Текст: Инна Кумейко.
Фото: Валерий Звонарев, Анатолий Шулепов.
За помощь в подготовке материалов благодарим Службу корпоративных коммуникаций ЮУЖД и Центр исторического наследия ЮУЖД.