РАБОЧИЙ ДЕНЬ - ЛУЧШИЙ УЧЕБНИК
Станция Муслюмово - место работы электромонтера тяговой подстанции Валерии Хайруллиной. Валерия - потомственная железнодорожница: на ЮУЖД электромонтерами работали оба дедушки и папа.
Поэтому, как только Валерия закончила девять классов, большой семейный совет постановил: быть ей продолжательницей семейной традиции. По физике в школе у Леры были хорошие оценки, контрольные работы по теме «Схема электрической цепи» щелкала она как орешки. В Челябинском институте путей сообщения училась легко, окончила его с красным дипломом.

Валерию распределили на станцию родного поселка Муслюмово: ее дом через пешеходный мост над путями, до работы идти минут десять.
«Спасибо коллегам»
- В мои обязанности входит ведение всей документации. Знаю наизусть огромное количество схем. Самое сложное - не растеряться в непростой ситуации, я ведь второй год всего работаю. Потому от всей души благодарю старших коллег: они всегда помогут советом, придут на помощь, - улыбается электромонтер Хайруллина.

Каждый рабочий день - что открытая книга, пишется с чистого листа, преподносит новые практические знания. В институте снабжали теорией, а практику освоишь только в реальной деятельности.

Работа Валерии ответственная, требует максимум внимания.
В развитии
- Железная дорога хороша постоянным профессиональным ростом. Даже если ты неопытный желторотик, тебя обязательно отправят на курсы, дадут путевку в жизнь. Мой жених, бригадир пути, сейчас поступает в Уральский государственный университет путей сообщения, хочет свою жизнь связать с дорогой. Плюс у нас полный соцпакет: стаж, отпуск, больничный, бесплатный проезд раз в год по железной дороге. Весомые аргументы в наше время!

Разделение на мужские и женские специальности, по мнению Валерии, есть, но только в критерии физической силы. Все остальное - от стереотипов в головах. Женщины могут и государствами командовать.

- Я сейчас уезжаю на очередные учебные курсы. Конечно, все мои знания обязательно пригодятся в профессиональной жизни. Спасибо родной железной дороге!
Железная дорога тем хороша, что дает возможность сотрудникам постоянно расти в профессии.
ДОСЬЕ «КП»
«ЖЕНЩИНЫ, НА ПАРОВОЗ!»
30-е гг XX в.
Ударница Зинаида Троицкая стала машинистом на Московской Окружной железной дороге.

Призыв Троицкой «Женщины, на паровоз!» вдохновил на трудовые подвиги многих представительниц слабого пола. В Челябинской области первой женщиной-машинистом стала Валентина Зарецкая.

Стать помощником машиниста, машинистом было ее давней мечтой. Будучи слесарем на Курганском отделении Южно-Уральской дороги, она следила за успехами Зинаиды Троицкой. В письме кумиру, которая к тому времени уже стала начальником Московской Окружной железной дороги, она писала: «19 января 1939 г. я впервые вошла в паровозную будку. Радости моей не было предела. Сложная машина становилась более понятной и близкой…».

Зинаида Троицкая поддержала ее стремление стать первоклассным машинистом.
30е годы XX века женщины активно начали занимать должности на железной дороге.
Не боялись трудной ответственной работы.
Текст: Инна Кумейко.
Фото: Валерий Звонарев, Анатолий Шулепов.
За помощь в подготовке материалов благодарим Службу корпоративных коммуникаций ЮУЖД и Центр исторического наследия ЮУЖД.