ТА, КТО ВСТРЕЧАЕТ ПОЕЗДА
Огромные смешливые глаза, густая русая челка, открытая улыбка: Светлана Сергеева на железной дороге, как в сказке Пушкина, работает тридцать лет и три года, и почти все это время - осмотрщиком вагонов. Сейчас Светлана трудится в парке прибытия грузовых поездов станции Челябинск-Главный.
Для этой работы нужны глаз-алмаз и острый слух - чтобы на ходу выявлять очевидные дефекты вагонов, по тревожному стуку определять возможный дефект ходовой части и оперативно перенаправлять информацию в депо. Профессия ответственная, потому что осмотр вагонов - последняя процедура перед отправлением составов.

- Поезд прибывает - мы полностью осматриваем ходовые части, целостность вагонов грузовых составов. А составы сейчас большие, стовагонники все чаще ездят. Длина - больше километра. Состав идет на медленной скорости, и я его весь глазами и слухом «ощупываю», перебираю, - делится Светлана. - На встрече поезда я работаю одна, а уж на парке за состав берется бригада.
«Не могу
работать в офисе»

В день, когда мы писали интервью, мороз в Челябинске закручивал под -26. Всю смену Светлана проводит на воздухе, встречая поезда. В промежутках несет вахту у окошка своего пункта. Каждые два часа осмотрщик может 10 минут погреться в тепле, чаю попить. Обеденный перерыв - «плавающий». 12-часовая смена выпадает в день и ночь. Близкие привыкли к такому графику мамы.

- И если бы мне предложили вновь, как в первый раз, работу на железной дороге - я бы пошла работать на воздухе. Не мое это - сидеть в офисе, за пластиковым окном, как запечатанная в гербарии. По мне, работать в сильный минус легче: при сильной жаре металл раскаляется.
Работа сложная, но Светлана ни за что не променяла бы ее на офисную.
Хрупкая, маленькая -
куда ж она?

Разделения на мужские и женские специальности для Светланы Сергеевой почти нет. Исключение - специальности, требующие физической силы. Например, женщинам тяжело таскать тормозные башмаки (ими фиксируют вагон на путях в депо): каждый весом в девять килограммов!

Осмотрщиками на парке работают представители обоих полов. Смеется: как и врач, железнодорожник - существо бесполое. Нелегко даются ночные смены: приходится подолгу восстанавливаться. Потому всегда такой долгожданный 35-дневный отпуск. Очень любит Светлана южные направления, к морю.

В юности, выбирая профессию, Света решила: «Пойду к маме». Мама работала оператором в парке прибытия грузовых вагонов станции Челябинск-Главный. И все ахали: такая хрупкая, маленькая, куда ж она? А я рукой махнула: в осмотрщики пойду. Да, нелегко, ответственно, но я трудностей не боялась никогда.
Есть в бесконечном движении составов романтика!
На пенсии -
не до пенсии

- Светлана, на пенсию выйдете, чем займетесь?

- А я уже на пенсии, два года. Нужно работать: сын учится на коммерции, нужно заботиться о нем, учить.


Сын Светланы учится на программиста в университете. Может, и он на железную дорогу устроится потом?

- Отчего нет, подумаем! Он пока на первом курсе, пусть учится. Мальчик толковый, учится хорошо. И я всю жизнь учусь, расту в профессии. Железная дорога тем и хороша, что постоянно развивается и нас вперед ведет.
ДОСЬЕ «КП»
ВМЕСТО МУЖЧИН
1941 - 1945 гг.
В годы Великой Отечественной войны, когда мужчины уходили на фронт, часть тяжелой работы легла на женские плечи.

Только за первые девять месяцев войны защищать Родину ушли 14 187 работников ЮУЖД. К марту 1942 г. численность женщин на ЮУЖД увеличилась с 6766 до 13 990 человек. Женщины пошли в машинисты, стали помощниками машинистов, паровозными кочегарами, слесарями, путевыми обходчиками, ремонтными рабочими, стрелочниками, дежурными по станциям, грузчиками.
В Челябинске одной из героинь стала машинист Антонина Арсентьева. Уже в первом рейсе Челябинск - Шумиха она сократила время в пути на полтора часа. Каждая поездка давала 135 рублей экономии.

Двадцатилетняя Анна Скурихина в 1942 году стала кочегаром, затем помощником машиниста в паровозном депо Петропавловск.

Екатерина Коробко осенью 1936 г. поступила в Барабинское железнодорожное училище, а год спустя получила специальность слесаря-автоматчика. В 20 лет Екатерина получила право управления локомотивом и самостоятельно повела поезда. Во время Великой Отечественной войны Екатерина Васильевна работала на локомотиве. Она совершала скоростные рейсы без дополнительного набора воды, вела воинские эшелоны, опережая график. В феврале 1942 г. Екатерина Коробко повела в Москву эстафетный тяжеловесный поезд с углем. И бригада привела этот поезд с опережением графика.

Надежда Щапова на железную дорогу пришла до войны. В первые военные месяцы Надежда работала старшим кондуктором, сопровождала поезда с солдатами и боевой техникой. По окончании курсов санинструкторов определили Надежду на фронтовой эвакопункт. Служила Надежда на временном военно-санитарном поезде № 1157. Победу она встретила в Австрии. Вернувшись домой в 1946 г., Надежда продолжила трудиться на железной дороге на станции Курган. Ее дочь и внучка продолжают железнодорожную династию.
Текст: Инна Кумейко.
Фото: Валерий Звонарев, Анатолий Шулепов.
За помощь в подготовке материалов благодарим Службу корпоративных коммуникаций ЮУЖД и Центр исторического наследия ЮУЖД.