Путешествие по РЖД
на поезде времени

1 октября ОАО «РЖД» отмечает день рождения – 17 лет.
Несмотря на юный, по человеческим меркам, возраст компания «Российские железные дороги» имеет прочный исторический фундамент, а ее большой коллектив – проверенные временем традиции.
Южный Урал стал одной из ключевых точек развития стальных магистралей в нашей стране.
Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие по дороге времени.
Когда и зачем возил землю на тачке наследник российского престола цесаревич Николай Александрович Романов, вошедший в историю как император Николай II?
Без ароматного чая в подстаканнике нельзя представить путешествие по железной дороге. Этой традиции уже 128 лет. Как она появилась?
В 1967 году челябинский вокзал признан лучшим в стране на выставке в Монреале. Почему? Какие новаторские идеи были в нем воплощены?
Узнаете об этом в нашем путешествии. Поезд отправляется.
ПОЕХАЛИ!

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ДОРОГА

01/05/1836 г.
Указом Николая I в России началось строительство первой железной дороги: 27 км пути Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск.
30/10/1837 г.
В рейс вышел состав с паровозом, привезенным из Англии. На скорости 64 км/ч через 35 минут он прибыл на конечную станцию.
Николаевский путь
1/08/1842 г.
Началось сооружение железной дороги между двумя столицами: 34 станции, 8 больших и 182 малых моста, вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге.
Царскосельская железная дорога

"ВОСТОК ПРОСНУЛСЯ, ГОСПОДА!"

31/05/1891 г.
Указом императора Александра III началось строительство Транссибирской магистрали: от Москвы через Сибирь до Дальнего Востока. Во Владивостоке наследник престола Николай Александрович на торжественной церемонии отвез тачку с землей на полотно будущей дороги. Тогда Петр Столыпин сказал: «Восток проснулся, господа!». Через 5 лет Николай II стал императором.
1916 г.
Транссибирская магистраль достроена. Это самая протяженная железная дорога в мире: длина - 9288,2 км, это - 6 суток на скором поезде N 1 «Россия» (Москва – Владивосток).
Великий Сибирский путь играет
ключевую роль в развитии России.

Громадный толчок получило медленное до этого заселение Сибири. В 1894 году в два раза, до 80 000 человек, стало больше отправленных на освоение земель крестьян, чем за пять предыдущих лет.
Через год на свободные территории отправились 100 тысяч переселенцев. А далее и эта цифра была превзойдена.
В Сибирь хлынули промышленники осваивать богатейшие угольные запасы. Начался золотой век Кузбасского угольного бассейна.

Великий стальной путь – Транссиб.

РЕЛЬСЫ ПОБЕДЫ

Неоценимо значение Транссиба с точки зрения безопасности государства. По железной дороге войска перемещались из одного края страны на другой и не раз «ставили точку» в разгроме врага.
1929 г.
Красная Армия одолела Китай в локальном конфликте из-за Китайско-Восточной железной дороги.
1938, 1939 гг.
Транссиб был задействован для разгрома японцев у озера Хасан и на Халхин-Голе.

В годы Великой Отечественной войны с востока на запад шли эшелоны с войсками. В обратную сторону – эвакуируемые мирные жители, предприятия, оборудования.
22/06 – 5/12.1941 г.
Под Москву по Транссибу переброшены 18 стрелковых и танковых дивизий – 120 тысяч человек. Они сыграли решающую роль в разгроме врага у ворот столицы.

На передовую в это же время железнодорожники доставили более 2 тысяч орудий и минометов, более 2 тысяч танков, 12 тысяч автомобилей.

Всю войну по Великому стальному пути шли на Запад военные эшелоны с надписью: «Все для фронта! Все для Победы!».

КОГДА "ПОЕХАЛ" ЮЖНЫЙ УРАЛ

1/01/1877 г.
Открыт первый участок железнодорожного пути на Южном Урале - Самара-Златоуст.
25/10/1892 г.
К челябинскому вокзалу подкатил новенький поезд. На Транссибирской магистрали появилось новое звено – Златоусто-Челябинская железная дорога. Новая дорога прилегала к Златоустовскому и Челябинскому уездами, проходила вблизи Миасских горных заводов. Всего на ней было 8 станций. За сутки здесь проходило по семь пар поездов. Железнодорожники построили 164 искусственных сооружения, в том числе большой мост через реку Миасс. Челябинск начинает бурно развиваться как крупный промышленный, торговый, общественный и культурный центр Южного Урала. Население города выросло почти в 4 раза.
1894 г.
Благодаря строительству железной дороги Челябинск связался с Омском.
1934 г.
Создана Южно-Уральская железная дорога - драйвер экономического развития региона.

ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ

В войну Челябинская область приняла на себя основную часть нагрузки по перевозке. В глубь страны эвакуировались люди, перевозились предприятия. На Запад, к линии фронта доставлялись танки, артиллерийские орудия, боеприпасы. Шли бесконечные эшелоны с живой силой.

ЮУЖД работала по особенному графику. Место сокращенного пассажирского движения в расписании занимали армейские эшелоны. Составы сдваивали, пропускали караванным способом.

Каждый оставшийся в тылу мужчина работал за двоих. На фронт ушли 14 тысяч южноуральских железнодорожников. И на предприятия пришли женщины, подростки, пенсионеры. Без их трудового подвига немыслима Победа. За годы войны ЮУЖД изготовила и отправила на фронт:
8 бронепоездов, 3 поезда–бани и десятки санитарных поездов.

ПЕРВЫЙ ПОЕЗД, ПЕРВЫЙ ВОКЗАЛ

1892 г.
В Челябинск прибыл первый поезд. Приехал он по новому звену Трансиба «Златоуст – Челябинск» и остановился у нового здания вокзала. Это было одноэтажное деревянное здание. Вскоре его сделали кирпичным, а в 1935 г надстроили второй этаж. Сейчас здесь размещаются административные помещения.

ЛУЧШИЙ
ВОКЗАЛ - НАШ!

5 ноября
1965 г.
В Челябинске открылся новый железнодорожный вокзал, признанный архитектурной жемчужиной страны. Архитекторы «Киевгипротранса» воплотили в нем новаторские архитектурные идеи:
сплошное остекление главного фасада и сегодня поражает воздушностью
три полусферические купола со световыми фонарями, благодаря которым всегда светло
широкие лестницы и залы спроектированы так, что внутри не бывает тесно. Одновременно и с комфортом здесь может разместиться до 1300 человек.
наш вокзал стал первым в стране, где была реализована уникальная модель транспортного узла. Прибывающие поездом могли отправиться далее автобусами: в левом крыле нового здания были автобусные кассы. Или пересесть на электричку: в правом крыле здания работали кассы пригородного сообщения.
Вокзал – украшение и гордость Челябинска. Обязательный пункт путешествий блогеров.
На знаменитой выставке в Монреале в 1967 году Челябинский вокзал получил серебряную медаль и был назван лучшим в СССР.
Александр Балкашин, первый директор вокзала:

«Наш вокзал — лучший, как и дело всей моей жизни — Южно-Уральская железная дорога».

Александр Иванович Балкашин прибыл в Челябинск в 1954 году, по окончании Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта.

С 1959 года возглавил коллектив вокзала Челябинск. Творческая энергия Александра Ивановича позволила в короткие сроки превратить челябинский вокзал в один из лучших в стране. К моменту открытия нового здания в 1965 году им была разработана совершенно новая технология работы по обслуживанию пассажиров. Внедрены более ста видов услуг для путешественников.

Легендарный директор вокзала Александр Иванович Балкашин

ЗВЕЗДА
ЦЕНТРАЛЬНОГО ТВ

1984 г.
На челябинском вокзале снимали программу «От всей души» с Валентиной Леонтьевой. Передача была посвящена 50-летию ЮУЖД. В кадре Валентина Леонтьева восхищалась зданием нашего вокзала. А помогал ей вести передачу директор вокзала Александр Балкашин.

Сегодня в рейтинге популярного сервиса путешествий OneTwoTrip наш вокзал входит в тройку самых комфортных наряду с вокзалами в Иркутске и Владивостоке. Блогеры-путешественники рекомендуют любителям туризма обязательно включить его в свой маршрут.

"ПОЖАЛУЙСТА, ЧАЮ!"

1892 г.
Распоряжением министра путей сообщения Российской империи Сергея Витте в поездах появился подстаканник: проводникам было сложно разносить горячий чай в стаканах из тонкого стекла.
2,5 млн.
литров чая выпивают пассажиры за год - это более 10 млн. стаканов. Чай подают в подстаканниках с гравировкой «РЖД».
2020 г.
Ко Дню железнодорожника и в честь 55-летия челябинского вокзала его интерьер украсил двухметровый подстаканник с ложкой. И сразу стал любимым фоном для селфи путешественников.
Министр путей сообщения Российский империи Сергей Витте.
Фото: rzd-partner.ru
Чай в подстаканниках – замечательная традиция Российских железных дорог.
Фото: Анастасия Егорова.
Министр путей сообщения Российский империи Сергей Витте.
Фото: rzd-partner.ru
Чай в подстаканниках – замечательная традиция
Российских железных дорог.
Фото: Анастасия Егорова.
Может быть, чайку?
Фото: пресс-служба ЮУЖД.
Двухметровый макет подстаканника с ложкой стал любимым фоном для селфи путешественников.
Фото: пресс-служба ЮУЖД.
Может быть, чайку?
Фото: пресс-служба ЮУЖД.
Двухметровый макет подстаканника с ложкой стал любимым фоном для селфи путешественников.
Фото: пресс-служба ЮУЖД.

ФИРМЕННОЕ ДОВЕРИЕ

Поезд «Южный Урал» №13/14 Челябинск – Москва в этом году отмечает 55-летие.
В 70-е годы в составе работала библиотека для пассажиров. Этот опыт переняли по стране.
На фирменных поездах работают лучшие бригады, удостоенные «паспорта доверия». Это современный знак качества железнодорожников, основной показатель доверия пассажиров.
В вагонах-ресторанах есть вегетарианское и детское меню. Официанты могут принести обед прямо в купе.
От латунного жетона до электронного билета. Все о самом важном сервисе на железной дороге
1836 г.
В кассах появились латунные жетоны. В конце поездки их сдавали кондуктору.
1860 г.
Ввели бумажные билеты. Пункт назначения обозначался цифровым кодом.
Во времена СССР в бумажный билет на поезд дальнего следования от руки вписывали ФИО пассажира. Потом эту задачу выполняли билетопечатающие аппараты.
Было время, когда билеты были картонными. Их «пробивали» особым устройством – компостером.
2007 г.
Продан первый электронный билет. Оформить его можно на сайте rzd.ru, в кассах вокзала и с помощью терминалов на вокзалах.
Сейчас каждый второй билет, купленный на поезда ОАО «РЖД», - электронный.
Через мобильное приложение «РЖД Пассажирам» билеты можно купить без комиссии. Можно копить бонусные баллы, покупать и применять транспортные карты.
На сайте rzd.ru можно пройти регистрацию и при посадке в поезд достаточно будет предъявить проводнику паспорт.

КОНЦЕРТЫ, ВЕРНИСАЖИ, ВЫСТАВКИ

1999 - 2005 гг.
Масштабная реконструкция Челябинского вокзала. Во внутренней отделке применили малахит, мрамор, гранит. Появились эскалаторы и лифты. Вокзал украсили фонтаны и зимний сад. Здесь уютно и комфортно. Никакой сутолоки. Удивительно, но вокзал стал отличным местом для проведения флеш-мобов и… концертов.

Это, кстати, тоже традиция российских железных дорог. В конце XIX века на вокзалах устраивали выставки, концерты.
14/02/2017 г.
В День всех влюбленных музыканты Milonga Orquestra исполнили 10 классических хитов аргентинского танго 30–40-х годов ХХ века. Страстная музыка холодным февральским днем подарила радость пассажирам.
01/10/2018 г.
На вокзале состоялся уникальный джазовый концерт «Музыка в сердце города» – подарок железнодорожников горожанам и гостям миллионника. Его приурочили ко дню компании и к Международному дню музыки.
06/11/2018 г.
Балерины труппы театра оперы и балета им. Глинки в кожаных куртках-косухах и балетных пачках кружились, исполняя балетные па, под огромным табло. Так необычно танцовщицы поздравили вокзал с 53-летием.
26/12/2018 г.
На втором этаже вокзала открылась необычная выставка «Безопасные спички». В экспозиции — увеличенные в 6,5 раз копии спичечных коробков. С этикетками, тематикой которых стала безопасность на железной дороге. Пассажиры с удовольствием снимались на фоне огромных спичечных коробков.
12/04/2019 г.
Фотовыставка раритетных снимков «Время в пути», посвященная 85-летию ЮУЖД. Уникальные фотографии будто поймали быстро мчащееся время по принципу «было – стало». Но речь о технике, о новых технологиях. Одно неизменно – любовь железнодорожников к выбранной профессии.

ОДИГИТРИЯ, ИЛИ ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА

7/05/2004 г.
На Привокзальной площади в Челябинске заложен первый камень в основание храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». А первая служба в новом храме состоялась уже через три месяца, 10 августа 2004 г.

Церковь возведена в стиле древнерусской храмовой архитектуры 12-14 вв.

16 лет золотые купола храма сияют под солнцем и в ненастье. Образ Пресвятой Богородицы провожает и встречает путников, благословляет на долгую дорогу. Одигитрия – покровительница путешествующих. Верующие знают: Богоматерь их хранит.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - ПАССАЖИРЫ!

12/05/2020 г.
На станции Челябинск завершено строительство пешеходного тоннеля и платформы № 5.

Пешеходный тоннель соединил пригородный вокзал и новую платформу № 5, расположенную между 9-м и 10-м путями.

Тоннель сделал проход от вокзала до платформы безопасным и удобным для пассажиров. Для того, чтобы пройти на посадку с 9-го и 10-го путей на поезд, не нужно пользоваться пешеходным мостом.

В тоннеле протяженностью 54 метра есть безбарьерный путь для маломобильных пассажиров: лифт, эскалатор. На выходе на платформу предусмотрен пандус.

Новая платформа № 5, как и все платформы у пригородного вокзала Челябинска, высокая. Посадка и высадка пассажиров из вагонов стала удобнее.

В МИРОВОМ
ТОП-3

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» сегодня – это стабильно работающий и динамично развивающийся холдинг.

РЖД входит в мировой ТОП-3 железнодорожных компаний.

Южно-Уральская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» – одно из крупнейших предприятий области, вносит серьезный вклад в развитие экономики и промышленности региона. По стальному пути доставляется сырье и продукция крупнейших промышленных предприятий региона: ОАО «ММК», Группы ЧТПЗ, ПАО «Мечел», ОАО «ЧЭМК».
Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Оренбургской, частично Самарской, Саратовской, Свердловской, Омской областей, республики Башкортостан и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан.

На ее полигоне расположены крупнейшие промышленные центры: Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Курган.

Протяженность развернутого пути ЮУЖД – 7567,3 км, эксплуатационная длина 4545 км.

17 лет – это прекрасный возраст в жизни человека, а для крупной компании – новый этап развития. И истории. Умение сохранить и поддержать традиции, динамично расти и радовать новым, заботиться о будущем – кредо Российских железных дорог.
С праздником, железнодорожники!
Хорошо, что вы всегда рядом!

Подготовила Инна Кумейко

Благодарим Центр исторического наследия Южно-Уральской железной дороги, пресс-службу ЮУЖД и ssgen.livejournal.com за помощь в подготовке материала.