В Петербурге открылась выставка, посвященная Александру Бенуа и Михаилу Фокину

В Петербурге открылась выставка, посвященная Александру Бенуа и Михаилу Фокину Фото: эскиз Александра Бенуа, предоставлено организаторами

Две выдающиеся даты, две выдающиеся личности, два выдающихся балета позапрошлого века. Новая экспозиция Театральной библиотеки Санкт-Петербурга посвящена 150-летию со дня рождения театрального художника Александра Николаевича Бенуа и 140-летию со дня рождения артиста балета и балетмейстера Михаила Михайловича Фокина. Вместе они создали два балета «Павильон Армиды» и «Петрушка».

Идея создания первого зародилась у Бенуа еще в начале 1900-х. Он прочел сборник рассказов Теофиля Готье и один из них ему понравился. «Смесь чего-то кошмарного, привиденческого с явлениями вполне реальными. Тогда же я решил, что это отличный сюжет для драматического балета, а мой балет должен быть непременно драматическим».

Премьера балета «Павильон Армиды» состоялась 25 ноября 1907 года на сцене Мариинского театра. Михаил Фокин сделал из него одноактовку. Балетмейстер писал в своих мемуарах: «Напрасно растянут на три акта, в нем недостаточно материала. Он выиграет, если его сократить до одного акта в трех картинах». Именно в таком варианте «Павильон Армиды» был представлен в Париже, в театре «Шатле» 19 мая 1909 года.

В этом же парижском театре 13 июня 1911 года впервые был показан широкой публике балет «Петрушка» в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Автор либретто — Александр Бенуа, музыка — Игорь Стравинский, постановка и танцы — Михаил Фокин. «Когда я говорю «мой балет «Петрушка», когда я говорю, что это одно из удачнейших моих достижений, одна из значительнейших моих постановок, я чувствую, что имею на это полное право», — писал Михаил Фокин.

На выставке увидим эскизы Александра Бенуа к балетам «Павильон Армиды» и «Петрушка», которые будут дополнены фрагментами воспоминаний художника и балетмейстера о создании спектаклей. Также увидим фотографии, запечатлевшие Анну Павлову в роли Армиды, Вацлава Нижинского в роли ее раба, Георгия Розая в роли Шута и сцены из первой постановки балета «Павильон Армиды». Вход на выставку, которая будет работать до 16 октября 2020 года, свободный.

Расскажите об этом друзьям!