На сцене Театра им. В.Ф. Комиссаржевской вырос таежный лес, по которому гуляют медведи. Прямо среди елок разместились гостиничные номера с кроватями, люстрами и радиоприемниками, чемоданами постояльцев и единственным проводным телефоном. Здесь готовятся к выпуску нового спектакля по мотивам «Провинциальных анекдотов» Александра Вампилова, которые автор охарактеризовал, как притчи и сам не увидел ни одной из них на сцене. Предпремьерные показы первой части постановки главного режиссера театра Леонида Алимова «Двадцать минут с ангелом» можно посмотреть 28 и 29 июля 2021 года. Остальное — осенью в начале нового 80-го сезона.
Действие пьесы разворачивается в гостинице «Тайга» под Иркутском рядом с озером Байкал в советское время. Именно поэтому у художника-постановщика Анвара Гумарова в альянсе с режиссером родилось такое сценографическое решение. Зрителям должно быть сразу ясно — это и есть наша Россия, все мы живем в тайге и по волчьим законам… Но сюжет все-таки вневременной, актуальный и острый, а жанр все-таки комедийный.
— Пьеса, хоть и привязана к тому времени, когда в гостиницах были определенные запреты, но человеческие взаимоотношения и страсти остались прежними. Театру нужна была комедия очень хорошего качества и наш художественный руководитель Виктор Абрамович Новиков принял решение взять именно эту дилогию Вампилова к постановке. Мы все благодарны ему. Для любого артиста Вампилов — подарок. По драматургии это уровень Шекспира, Островского, Гоголя и Чехова. Текст пьесы не просто говоришь, а ты буквально дышишь этим тестом. Мы все с удовольствием погрузились в материал. Автор был тридцатилетним человеком и так невероятно тонко чувствовал! Все его герои узнаваемы для каждого, — признается заслуженная артистка России Елена Симонова, исполняющая роль официантки Марины, которая крутит роман с молодым любовником на глазах у престарелого мужа.
— Пока все мы находимся около определения точного жанра. Ищем оттенки комедии, которая очень многогранна. Каждый пока играет в свой театр. Но окончательное решение, думаю, придет на зрителях, на премьере. Режиссер поставил задачу слегка размыть советскую эпоху, но в тоже время какие-то детали сохранить. Я, например, играю врача, и мне достали тонометр того времени со столбиком. Решили, что столбика не нужно, но крючки на рукаве оставим, чтобы было узнаваемо для зрителя, — делился впечатлениями актер Родион Приходько.
— Это очень хорошо, когда артист сомневается и ищет. Родион Приходько замечательный актер, он невероятно серьезно подходит к созданию образа, — добавляет Леонид Алимов. — Он консультировался с практикующими врачами, и я убежден – через некоторое время врачи, сидящие в заде, будут узнавать в нем «своего».
Артисты размещаются на площадке, кому и как следует по рисунку роли — стоя, сидя, лежа. Главная задача — отработать каждую мизансцену, отточить диалоги и оценки, проверить движение декорации и фонографических звуков, правильность реквизитного и костюмного наполнения сцен. Важно все: от галстука до семейных трусов.
— Возьми бутылку, чтобы тебе удобней было, она уже початая. Лера, Лиза, слышите меня? Его реплика: «За это надо выпить!». А ты у него отбираешь. Мишки, дирижеру не хлопаем, встали и нога в ногу ушли. Ясно? Снимите пока головы, жарко, — комментирует в микрофон режиссер из глубины зала.
Все идет по плану и по началу выглядит, как развеселый капустник. Актеры дурачатся, разыгрывая людские истории на вечные темы, предлагают режиссеру новые идеи, танцуют индийские танцы, хором поют. Но под конец, когда деревья на сцене неожиданно превращаются в пеньки и начинает звучать пронзительным многоголосьем любимая песня Вампилова, которую он сам указал в пьесе «Глухой, неведомой тайго-о-ою Сибирской дальней стороной / Бежал бродяга с Сахали-и-ина / Звериной узкою тропой…», становится понятно, что весь этот сатирический балаган на самом деле эпическая поэма.
— Конечно, более счастливыми будут те зрители, которые увидят спектакль, уже состоящий из двух частей. А пока мы готовим первую и забрасываем все мосты и крючки во вторую часть постановки. Там все будет происходить в той же гостинице, только на другом этаже. И эти же самые артисты сыграют совершенно противоположных персонажей. В одном спектакле им придется дважды перевоплощаться. Сложная задача, но увлекательная, — уверяет Леонид Алимов. — Вторая часть вся про очищение, про совесть, про осмысление жизни. Драматург был родом из Иркутска и писал про эти места. А сейчас мы все хорошо знаем, что вокруг Байкала чудовищная экологическая ситуация. Едешь по дороге, вроде стоит лес. А если пройти вглубь этого леса на 50 метров, увидишь там одни пеньки…