Фестиваль памяти любимого ленинградского писателя в этом году отмечает юбилей – он зародился ровно пять лет назад, в 2016 году. На этот раз организаторы запланировали более 40 мероприятий, среди которых кинопоказы, лекции, выставки, спектакли и концерты, экскурсии, квесты и мастер-классы, а также чтения, парад фокстерьеров и установка памятника собаке Глаше. Директор фестиваля «День Д» Анастасия Принцева рассказала КП Санкт-Петербург о своем отношении к Довлатову и новых мероприятиях в этом году.
— Анастасия, в прошлом году вам удалось провести «День Д». Расскажите, как смогли организовать праздник.
— В прошлом году получился очень симпатичный фестиваль. Просто не было уличного праздника. Но состоялось много лекций, экскурсий с соблюдением всех мер безопасности. Было много онлайн-трансляций с большим количеством просмотров. На этот раз все ограничения тоже учтем, но уличные мероприятия пока что планируются.
— Довлатов стал уже нашим всем. Лев Лурье ставит его в один ряд с Чеховым, Есениным и Высоцким. Чем он является для вас?
— Я Довлатова люблю с детства, с тех пор когда еще не очень разбиралась в литературе. Всегда много читала, потом училась на филфаке, была заинтересована словом и стилем. Он пришел к нам в перестроечное время, его произведения стали активно издаваться. Мы всей семьей зачитывались. Читали друг другу вслух, цитировали, нам очень близок его стиль, его чувство юмора, ирония и самоирония. Это ленинградский такой бренд — ирония-самоирония. Такая некая отстраненность по отношению к происходящему. Есть момент отсутствия в моменте присутствия. Это все очень по-ленинградски, родное, понятное. Он абсолютно встроен в этот город.
Нужно понимать, что если Бродский — это высокий трагик уровня античности, то Довлатов — это понятный всем городской персонаж, который здесь сидел на скамеечках, выпивал, стрелял у девушек трешки (три рубля, — прим. Ред.). Много таких историй знаем. У него нет никакого пафоса и очень хороший, чистый слог. Ему ближе всех был Чехов. И было у него правило: в каждом предложении все слова должны начинаться с разных букв. Так он тренировал свой стиль. Чувствуется насколько у него нет ничего лишнего, насколько работает ритм, а кажущаяся фольклорной подача материала, на самом деле, совсем непростая. А еще эта самоотверженность выставления своего лирического героя на амбразуру. Это ведь совершенно бесстрашное отношение к себе. Вот так вот откровенно рассказывать о своих мрачных моментах жизни, слабостях и бессилии. Так интересно подать историю одного неудачника без графомании и без слюнтяйства…
— Хороший филологический ликбез. Спасибо. В программе фестиваля значится такое мероприятие, как Шопинг-марафон на Удельной. Что это?
— Есть такой прекрасный человек и фотограф Юрий Молодковец. Мы давно с ним дружим. Каждый год наш фестиваль проводит акцию в поддержку фонда «Адвита». Юра нам всегда помогает в этом. Например, в этот раз он, кроме шопинга проведет фотосессию «Пиджак Довлатова». А у него реально есть пиджак писателя, который ему подарил художник Александр Флоренский.
Собственно, он потребовал, чтобы ему подарили. Лена Довлатова (супруга писателя, — прим. редакции) много лет назад приехала и привезла чемодан с вещами. Флоренскому досталось два пиджака. Молодковец тогда убедил его сделать иллюстрации к четырехтомнику Довлатова. Тот не хотел браться, сильно сомневался сможет ли. А потом за это убеждение попросил один из пиджаков ему отдать и долгое время в нем ходил. Всем хвастался и давал померить. А пиджак довольно-таки внушительного размера. Так вот Юра в этот раз будет фотографировать всех желающих в этом обширном пиджаке, а потом деньги за проданные фотографии мы переведем в фонд. Надо сказать, что Молодковец- один из главных специалистов по блошиному рынку в городе. Он сталкер на этой территории. Еженедельно проводит экскурсии на рынке на Удельной. Рассказывает людям, в чем его заколдованная прелесть. Как и что надо искать. Я не буду рассказывать весь сюжет предстоящего шопинг-тура, но он подготовил задания, связанные с Довлатовым, за выполнение которых можно получить призы. Такой своеобразный квест. Сам он его называет пробежкой за счастьем.
— А какое мероприятие будете проводить под молодым вантовым мостом Бетанкура?
— Под мостом Бетанкура очень хорошая зона. Классное пространство для скейтбордистов. Там тусуются молодые люди. В рамках «Дня Д» в субботу 4 сентября, начиная с часу дня мы проведем в этом месте Довлатов-граффити, с музыкантами и диджеями. Город выделил эту площадку для того, чтобы на ней легально делали граффити. Это будет такой живой уличный процесс. Любой может прийти и нарисовать, что захочет и даже свое поверх чужого изображения.
— «День Д» собирается открыть памятник собаке писателя Глаше, почему-то временный. Где и кто это будет делать?
— Дело в том, что в топонимике города очень долго не было Довлатова. И вот теперь нашелся подходящий сквер на Загородном проспекте, 15, облюбованный голубями и бомжами.
— В народе его называют сквер-торшер.
— Да, Довлатов там точно гулял, потому что это близко от его дома на Рубинштейна, 23. И мы хотим это место облагородить, провести субботник, покрасить скамейки, посадить цветы и поставить там памятник Глаше. Сделает это тот же человек, который открывал памятник Довлатову — Вячеслав Бухаев. В свое время он помогал писателю на стройке метро Ломоносовская и как раз он был тем человеком, который бегал по неработающему эскалатору за бухлом Сергею Донатовичу. О чем с радостью и гордостью всем рассказывает.
К тому времени, когда я позвонила Вячеславу Борисовичу с предложением о собачьем памятнике, он все уже придумал. Это будет такая стальная табличка с очертаниями Глаши с надписью «Довлатов-сквер», как бы указатель. Временным потому, что нужно пройти все стадии согласования. Таким образом все начнется у памятника Довлатова на Рубинштейна, потом мы пойдем в «Довлатов-сквер», а потом в Джазовый сквер напротив филармонии на Загородном, 38. Устроим уличный праздник с инсталляциями, концертом, парадом фокстерьеров. Например, поставим изображение Довлатова в реальную его величину (метр девяноста восемь, — прим. редакции), чтобы каждый смог с ним помериться ростом.
— Расскажите поподробнее про парад фокстерьеров.
— После торжественной установки памятника Глаше, которая, как вы знаете, тоже относилась к породе фокстерьеров, участники сделают красивый свой проход. Надо понимать, что у фокстерьеров характеры злобные. Они своенравные собаки. Потом мы все вместе двинемся в Джазовый сквер и там они уже выйдут на сцену и покажут свои восхитительные номера. Дальше начнутся чтения. Дети, например, будут читать стихи Довлатова. Мы нашли его детские стихи, то есть не стихи для детей, а именно те, которые он писал ребенком.
— Где нашли?
— Есть такая Ольга Хрусталева, антиквариум, куратор аукционных коллекций. Вот она нашла и нам прислала. А мы раздали детям, учить.
— Будет ли Рюмочный ход?
— Рюмочный ход придумал Лев Лурье еще когда был первый фестиваль. Вокруг этого праздника волна народной любви. Мы договариваемся с различными барами на улице Рубинштейна и не только, и все гости с 3 по 5 сентября получают коктейль «Сережа» за сто рублей. «Сережа» в каждом заведении разный по составу, но цена одинаковая.
— Но улица Рубинштейна уже не та, что была в 2016 году.
— Поэтому мы и проводим уличный праздник в Джазовом сквере. Конечно, будет возложение цветов, экскурсия на ретроавтомобиле, экскурсия с посещением квартиры Довлатова и даже экскурсия с посещением комнат Довлатова, где энтузиасты сделали Музей советского быта. Сейчас эти две комнаты в коммуналке в общем пользовании жильцов. Нужно только успеть записаться.
— Интересно, а люди из других городов приезжают на этот фестиваль?
— Конечно, мне только что написала женщина из Краснодара: «Мы едем, забронируйте нам все».
— У вас в программе заявлены даже «Поющие мосты», что исполнят на Дворцовом на этот раз?
— Во время разводки мостов будет поставлен саундтрек любимых произведений Довлатова – классический нью-орлеанский джаз и еще хотим представить песню, которую не все знают, на его слова «Свидание с Ленинградом», которую исполнял в 60-х певец Анатолий Королев.
Блуждает ночь пустыми переулками,
Повис туман над сонною Невой,
И, тишину вспугнув шагами гулкими,
Я выхожу, чтоб встретиться с тобой.