В рамках больших обменных гастролей между Александринским театром и МХТ имени Чехова, организованных Госконцертом, петербургские зрители увидят три новые постановки знаменитой московской труппы. В Санкт-Петербурге московские звезды выступят с 25 марта по 1 апреля 2022 года.
Без Мюнхгаузена никуда
В чем важность таких гастролей, рассказал художественный руководитель МХТ Константин Хабенский: «Вообще изначально театр придумывался, как передвижной коллектив, который бы ездил по миру и делился своими историями и радостями с новыми зрителями. А петербургская публика — это лакмусовая бумажка, здесь можно проверить себя на качество юмора. Лично для меня — это важное испытание и волнительный момент. Очень интересна реакция петербуржцев на те спектакли, которые мы привезли».
Первую постановку, которую представят публике 25, 26 и 27 марта «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», режиссера Виктора Крамера с Хабенским в главной роли — это первая премьера театра за последние восемь лет. Пьесу написал Крамер, при участии Хабенского. «Мне кажется, что если заниматься той профессией, которую выбрал я и мои коллеги, то без этого образа внутри будет очень скучно работать. Мюнхгаузен должен присутствовать в каждом из нас, хотя бы частично», — рассказал актер.
По его словам, на сцене все будет шевелиться, булькать, взрываться и летать. В основе пьесы реальная жизнь барона: его собственные рассказы, какие-то записанные им самим, какие-то сочиненные другими авторами. В спектакле использованы имена персонажей сценария Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».
Верник сочинил музыку
Второй спектакль, который увидят зрители 29 марта — «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» по одноименной пьесе Венедикта Ерофеева. Режиссер — Уланбек Баялиев. «Эту пьесу очень редко ставят, — говорит Константин Хабенский, — и в наше сложное время она вдруг очень неожиданно сработала. Спектакль четко попадает в зрителей с богатой биографией. В тех, у кого есть жизненный опыт — очень, очень попадает».
Главные роли — диссидентствующих алкашей и завсегдатаев психбольницы — исполняют Дмитрий Назаров и Игорь Верник. Кстати, Верник сочинил музыку к нескольким песням в спектакле, а Назаров творчески подошел к переводу песни — лейтмотиву постановки — Go Down Moses, которую исполнял Луи Армстронг.
Метафизика в стиле рок
31 марта и 1 апреля, вместо запланированных показов авторского спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода», художественный театр представит еще одну премьеру «Сирано де Бержерак», режиссера Егора Перегудова. «Постановка прямо «из печи», она еще не успела толком отстояться и обкататься, — говорит худрук. — Но я с трепетом наблюдаю, как Юра Чурсин работает и развивается в главной роли. Спектакль, как и произведение Ростана сделан в метафизическом направлении. То есть, он не на злобу дня, а на все времена и с отсылкой на Сирано разных эпох».
Кстати, возлюбленную главного героя Роксану играет Паулина Андреева, она, как все, поет и фехтует. В постановке вообще очень много фехтования и музыкальных номеров. Большинство песен сочинили, задействованные в спектакле, студенты Школы-студии МХАТ, применив в качестве жанров соул, джаз и ленинградский рок.
Мастер-классы для студентов
Во время гастролей, кроме спектаклей, будут еще и другие проекты. Запланированы, например, мастер-классы для студентов театрального вуза на Моховой. Это бесплатные закрытые встречи, только для своих, которые проведут Игорь Верник, Дмитрий Назаров, Игорь Золотовицкий и сам Константин Хабенский.
И еще один проект, с которым смогут познакомится петербургские зрители — «Виртуальная экскурсия по истории Московского художественного театра», посвященная его скорому 125-летию. Изначально была идея привезти музейную экспозицию в Александринку живьем, но в итоге остановились на варианте музея в кармане.
Теперь ежегодно, пять лет подряд, каждый март, МХТ им. Чехова будет привозить свои постановки в Петербург, а Александринка — в Москву.