Для культурной столицы театр – это не редкий выход в свет, а приятное хобби. Ежедневно на городских сценах разыгрываются десятки спектаклей: от драм до мюзиклов. Мы собрали 10 предстоящих осенних премьер театрального сезона, которые можно посетить с семьёй, друзьями, или в одиночку насладиться искусством в самый меланхоличный и романтичный сезон года.
268–й сезон в Александринском театре начинается с XIV Международного театрального фестиваля «Александринский», который стартует 8 сентября и продлится 2 месяца. На сцене будут выступать коллективы из Армении, Сербии и Чечни, а сам театр в ноябре представит премьеру – спектакль по роману Максима Горького «Мать». Актёры расскажут историю революционно настроенных рабочих. Несмотря на то, что сам автор считал этот роман одним из своих наименее успешных произведений, критики тоже указывают на многие ошибки, но всё равно считают «Мать» важнейшим из дореволюционных романов Горького. Постановка будет первой работой Константина Богомолова (художественный руководитель Театра на Бронной, поставил более пятидесяти спектаклей в России и за рубежом) в Александринском театре.
Театр юных зрителей Брянцева начнёт 102 театральный сезон с двух премьер. Первая состоится уже 1 сентября на малой сцене – зрители увидят знаменитую пьесу Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» в постановке Каро Баляна – режиссёра, актёра, педагога, продюсера, директора Ереванского Международного Шекспировского Театрального Фестиваля, чьи спектакли показывают во многих городах России и за рубежом. Постановка комедии «Сон в летнюю ночь» является новой не только для зрителя, но и для режиссёра.
Сюжет пьесы вращается вокруг нескольких историй: двух влюблённых пар, озорных духов леса, весёлых ремесленников. Конечно, как и в любом произведении Шекспира, в каждой строчке можно найти глубинный смысл, но Каро Балян намеренно отошёл от философии, чтобы сделать постановку лёгкой комедийной историей, понятной каждому: «Мы взяли перевод Щепкиной-Куперник, потому что старый перевод и современная интерпретация даёт нам нужный контраст. Это будет добрая и лёгкая комедия о забавных героях, которые попадают в волшебный мир сна и открывают в себе неожиданные черты. И, конечно, спектакль будет о любви, которая, по сути, и есть самая главная философия для всех нас».
Осенний сезон Михайловского театра начнётся с испанского колорита – оперы «Кармен» в постановке мастера пространственных решений Начо Дуато. «Мой спектакль – о женщине, которая родилась и умерла свободной, и о мужчине, который не может ей этого простить», — постановка станет пятнадцатой работой в репертуаре театра и первым оперным спектаклем в картере хореографа, чьё творчество любит петербургский зритель. На сцене снова оживёт яркая и громкая Испания, которая контрастирует с трагической судьбой цыганки, в которую страстно влюблён Хосе. Авторский взгляд внесёт в историю новые контрасты, поэтому опера откроется с другой стороны и тем, кто не раз знакомился с историей Кармен.
К 200-летию со дня рождения Островского на большой сцене Театра юных зрителей Брянцева состоится премьерный показ одной из самых «колдовских» пьес русского драматурга – «Лес», которая к тому же является комедией. Вместе с актёрами зрители переместятся во владения богатой помещицы и погрузятся в романтичные истории и хитрые переплетения судеб и демонстрацию изменений в обществе через семейные отношения – свойственный автору того времени троп.
«Я пытаюсь очистить «Лес» от излишней шаржированности, потому что какая-то проблематика пьесы сегодня уже не очень работает: ну, женщина чуть за 50 выходит замуж за молодого 20-летнего — кого сейчас этим удивишь. Для нас важна тема актерской жизни, мы размышляем, что такое театр и что такое артист, что такое вообще игра, пытаемся понять саму суть театральности. Обычный человек точно так же в жизни играет роль, как и артист на сцене, здесь перепутаны жизнь и сцена, мы в жизни играем, жизнь тоже играет нами» — так комментирует свою постановку режиссёр Уланбек Баялиев.
Удивительно, как балет без единого слова умеет рассказывать истории. «Светлый ручей» — это значимая постановка для Михайловского театра, премьера которого состоялась в 1935 году, но которую сняли с репертуара после выхода статьи «Балетная фальшь». Грандиозное возвращение состоится в честь 90-летия труппы. В сюжете сохранены все главные элементы: колоритные характеры, сюжетные твисты, комическая история с переодеваниями, но хореограф Александр Омар изменил сюжет и сделал его более лиричным.
Новая хореография отлично подходит душевной музыке Шостаковича, вместе они создают яркую краску, которой актёры рисуют сюжет, в основе которого история 30-х годов 20 века, разворачивающаяся в колхозе в одном из районов Северного Кавказа.
Постановку по пьесе английского писателя Джона Пристли впервые презентовали 16 декабря 2011 года на сцене ФМД-Театра (Театр Музея Достоевского), теперь же зритель увидит историю в новой редакции. Сюжет крутится вокруг семьи Конвей, которая собирается вместе, чтобы отпраздновать совершеннолетие юной писательницы Кей. Все гости строят планы, смеются и радуются. Но через 20 лет ни дом, ни обитатели не выглядят счастливыми. Режиссёр (лауреат Государственной Премии РФ) Александр Баргман создал эмоциональную постановку, которая заставит зрителя следить за каждым действием героев и сопереживать им, надеясь на то, что мечты семьи Конвей всё же сбудутся.
Новый театр – новое видение знакомых сюжетов. Проект ещё только готовится к запуску, но уже предлагает афишу на весь сентябрь. Каждая постановка – это премьера. Здесь можно увидеть и «Без вины виноватые» по пьесе Островского, и «Зойкину квартиру» по Булгакову, и «Путника» по Брюсову. Но начнётся всё с капустника в честь открытия, на котором запланированы знакомство с театром, концерт, фуршет и творческие беседы. На сене в этот вечер 1 сентября будут показаны отрывки из спектаклей репертуара, песни и репризы. «Мы построили «ГДЕ ТЕАТР», чтобы помочь талантливым командам реализовать творческие амбиции» — организаторы приглашают к сотрудничеству любой коллектив, поэтому не исключено, что в дальнейшем на сцене будет показано больше авторских проектов.
Если кто и знает толк в романтических комедиях о супружеских отношениях – то это французы. Комедия современного французского писателя Эрика Ассусса показывает реальную жизнь с дружбой, верностью и любовью, приправляя неожиданные театральные интриги изысканным парижским юмором. «Дружеская встреча, непринужденный мужской разговор о женах и работе за игрой в покер, незамысловатый ужин… Все было бы житейски, если бы внезапно не ворвался запоздавший друг с криком: «Я убил Эстель!»» — так начинается спектакль «Наши жёны». Погрузиться в историю зритель сможет в театре в самом сердце города – на Невском проспекте.
Дети тоже могут приобщиться ко всеобщему ожиданию открытия нового театрального сезона – в кукольном театре сказки для них покажут новую постановку об отважной девочке Элли. Разные системы кукол, маски, оригинальная авторская музыка, визуальные и звуковые спецэффекты – зрители погрузятся в сказку и пройдут путь до изумрудного города вместе с главными героями.
С помощью традиционных приёмов актёры и куклы расскажут историю обретения настоящей дружбы, которая побеждает злые силы и исполняет мечты, даже те, которые кажутся совсем невозможными.
Спектакль по прозе Бориса Виана – это не просто постановка, здесь зритель станет пассивным участником разворачивающихся на сцене событий расчеловечивания. «Представьте, что зло – это ковер на стене, на который уже никто не обращает внимания. Но все, что происходит, происходит на фоне этого ковра. Деревня на краю обрыва населена странными персонажами. Каждый из них мог бы стать главным героем: одержимый психоаналитик, праведный лодочник, идейный кюре, слабоумный глава семейства, дети со сверхспособностями» — несмотря на странное, местами фантастическое и комичное описание, «Сердцедер» — это история о любви. Любви матери, любви настойчивой, любви, которая медленно забирает жизнь.