Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже  

Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже   Фото: globallookpress

Рембрандта Харменас ван Рейна называют величайшим голландским художником и мастером светотени. На его полотнах рождались самые тонкие человеческие эмоции, которые он выхватывал из жизни в полудвижении. Его образы не были статичными — они по-настоящему живые и наполнены светом. Он написал 500 картин, 300 офортов и 1000 разных рисунков и набросков. Его работы висят в музеях по всему миру, однако такой богатой коллекции полотен художника, как в Эрмитаже, нет больше нигде. Это 23 картины, а также работы его многочисленных учеников.  

Сегодня наш корреспондент Александра Горелая расскажет вам о 5 картинах, которые знают во всём мире, а мы в любой момент можем сходить в музей и увидеть их собственными глазами — все они висят в Эрмитаже.    

«Флора» 

Знаменитую «Флору» Рембрандт написал в 1634 году. Это был один из самых счастливых и светлых периодов его жизни. Он только что женился на Саскии ван Эйленбюрх, переживал творческий подъём, цвёл от любви, растущей славы и популярности. Молодая жена стала его главной моделью и натурщицей. 

Саския стоит на тёмном фоне с пышным венком из нежных цветов на голове и держит в руке жезл, также увитый цветами. По этим двум деталям можно предположить, что перед нами Флора — древнеримская богиня весны и цветов. Её одежда мягкими волнами спадает вниз и выписана с удивительной детализацией – видна каждая складочка, ниточка, жемчужинка, узор, перелив цвета и тени. 

Тем контрастней выглядит сама героиня картины. Её нежное лицо тронуто робостью, смущением и даже некоторой потерянностью перед обрушившейся на неё любовью своего новоиспечённого супруга. Взгляд Саскии-Флоры устремлён как будто бы вглубь себя и наполнен нежностью.  

Находясь рядом с «Флорой» можно физически почувствовать то чувство абсолютного умиротворения, которое она излучает. 

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын приобрёл картину для Екатерины II на распродаже коллекции Германа Арентса в Амстердаме в 1770 году. Название же, под которым «Флора» известна во всём мире, появилось у неё только в конце XIX века. До этого она носила разные имена: «Еврейская невеста», «Дама в костюме пастушки», «Юная еврейка» и «Саския в образе Флоры». 

«Даная» 

У Рембрандтовской «Данаи» сложная судьба. В 1985 году 48-летний Бронюс Майгис, признанный впоследствии невменяемым, облил картину серной кислотой и два раза порезал её ножом. На реставрацию потребовалось 12 лет, но восстановить картину полностью так и не удалось: потёки кислоты видны до сих пор. 

Карина написана по мотивам древнегреческого мифа о Данае. Оракул предсказал её отцу, что он умрёт от руки внука. Тогда он запер свою единственную дочь в башне, обрекая её на вечное одиночество. Но от древнегреческих Богов было не так-то просто спрятаться, особенно если ты ему понравился. Зевс посетил Данаю в виде золотого дождя, и она родила Персея, который, участвуя в спортивных играх, метнул диск и случайно убил своего деда.   

«Данаю» художник написал в 1636 году, через два года после свадьбы и «Флоры». И черты его любимой Саскии есть и в этой картине, но не столь явные. Судя по рентгеновским снимкам, Рембрандт изменил картину после смерти жены в 1642 году. Тогда он увлёкся няней своего сына Титуса — Гертье Диркс. Биографы художника затрудняются сказать, что это было — любовь, страсть, помутнение, попытка в этой связи спрятать боль от смерти супруги. 

Но это повлияло и на картину. Первоначально в образе Данаи была именно Саския с её нежными чертами лица, мечтательной полуулыбкой и мягкостью. Её руки были подняты вверх, а тело целомудренно прикрыто лёгким покрывалом. Золотой дождь также был на картине. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы, полностью раздел фигуру и придал ей знаменитый призывной жест рукой, заменив золотой дождь на свет. 

Для Эрмитажа картина была приобретена в 1772 году вместе с коллекцией барона Кроза де Тьера при непосредственном участии Дени Дидро, о чём того попросила Екатерина II.  

«Возвращение блудного сына» 

«Возвращение блудного сына» Рембрандта — христианская притча, воплощённая в красках. Это почти финальный эпизод, когда сын, прокутивший всё своё состояние и часть наследства, выпрошенную у отца, возвращается в отчий дом. Он не знал, как его встретят, пристыжённого, раскаявшегося, уставшего и измученного. Сын упал на колени перед старым отцом и тот всё ему простил. В этом заключается смысл и притчи, и картины — в прощении. 

Центральные персонажи истории, отец и блудный сын, расположились в левом краю полотна, но, тем не менее, привлекают к себе всё внимание. Лица коленопреклонённого не видно, он изображён в неполный профиль, но облегчение, которое исходит от фигуры, передаётся поникшими плечами и туфлей, спавшей с ноги и лежащей рядом. 

С центральной точки взгляд сам перемещается на другие фигуры, стоящие рядом и с умилением смотрящие на встречу отца и сына. Вот только, кто это такие, исследователи творчества Рембрандта спорят до сих пор. Наиболее интересна версия, что две выхваченные светом фигуры справа — это те же отец и сын, но до того, как последний ушёл из дома и промотал своё наследство. 

Точной даты написания картины нет, она варьируется от 1666 до 1669 года – последние годы жизни Рембрандта. Это самое большое полотно художника, связанное с религиозной тематикой, но не единственное. Например, тот же сюжет про блудного сына он использовал не один раз в ранние годы.  

В Россию картина попала благодаря князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну, который купил её в 1766 году вместе с парижской коллекцией Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса.    

«Жертвоприношение Авраама» 

Перед тем, как родился Титус, сын Рембрандта, у него и Саскии было ещё трое детей. Но все они умерли во младенчестве и оставили на сердце художника незаживающие раны. Может быть, поэтому картина «Жертвоприношение Авраама», где отец почти приносит в жертву своего единственного сына по указанию Бога, получилась у него такой личной и живой. Полотно было написано в 1635 году сразу после смерти первенца Рембрандта. 

В центре композиции молодой человек, лежащий на жертвеннике со связанными за спиной руками и старец с полубезумным взглядом, закрывающий лицо сына огромной рукой, чтобы он не видел, кто его убьёт. И чтобы не видеть его глаз. В этом читается не рвение религиозного фанатика, а боль и даже как будто удивление, что он должен принести в жертву собственного ребёнка. Но он сделает это, потому что верит, что так надо.  

В последнюю минуту ангел остановил его, мягко схватив за руку и старик изображён в полуповороте, а его пальцы, выпустившие детально прорисованный кинжал, всё ещё напряжены. Но мы, зрители, выдыхаем с облегчением. 

В Эрмитаж картина попала в 1779 году, благодаря покупке коллекции премьер-министра Англии сэра Роберта Уолполла.  

«Святое семейство» 

«Святое семейство» Рембрандт написал в 1645 году, и исследователи называют его едва ли не лучшим произведением, которое он создал за свою жизнь. 

Здесь он в полной мере использовал свой талант смешивать божественное и земное с помощью игры с тенями и светом, которые оживляют его работы и подчёркивают самое главное. Ввзгляд сразу же падает на мирно спящего в колыбели младенца. Потом на мать, поправляющую его одеяло. Лицо молодой женщины светится заботой и любовью – в прямом смысле слова светится. Дальше взгляд перебегает на тёмную, скрытую тенями, фигуру мужчины. И всё это, будто выхваченная сценка из обычного вечера самой простой голландской семьи. 

Ничего не говорит о том, что перед нами — Мария с Иисусом, кроме спускающихся с левого угла картины ангелочков. Они гармонично вписываются в общее умиротворённое настроение полотна и подчёркивают спокойствие и любовь, царящую в комнате. 

«Святое семейство» была приобретена для Эрмитажа в 1772 году вместе с картиной «Даная». 

Расскажите об этом друзьям!