Фестиваль моноспектаклей «Монокль»

Фестиваль моноспектаклей «Монокль» Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». Фото: https://vk.com/monocle_baltdom
Дата
Февраль - Март 2023
Рассказать друзьям
Расскажите об этом друзьям!

О событии

В последний раз международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» проходил в Санкт-Петербурге на базе Театра-фестиваля «Балтийский дом» в 2021 году. По сложившейся традиции программа театрального форума включала два этапа:  петербургский и международный. В 2022 году фестиваль не проводили, не известно о том, состоится ли он в 2023. Однако, в предыдущие годы зрители могли наслаждаться постановками в феврале-марте.

Впервые «Монокль» состоялся в 1997 году. С 2005 года он входит в Международную Ассоциацию фестивалей моноспектаклей и лабораторий театра одного актера.

Среди актеров, принимавших участие в «Монокле», — известные и горячо любимые всеми российские и петербургские артисты Евгений Гришковец, Алексей Девотченко, Сергей Барковский, Игорь Ларин и другие. Кстати, именно фестиваль «Монокль» открыл зрителям Евгения Гришковца, который «ворвался» в мир моноспектаклей со своей работой «Как я съел собаку». В разные годы почетными гостями «Монокля» выступали Софико Чиаурели, Алла Демидова, Михаил Козаков, Сергей Юрский, Юрий Томошевский, Алиса Фрейндлих, Леонид Мозговой и многие другие.

Программа

В 2021 году побит рекорд фестиваля по количеству присланных заявок. На участие претендовало 183 кандидата. Отобрали всего 19 моноспектаклей, язык которых чрезвычайно многообразен и отражает актуальные направления театрального искусства: от визуальных, кукольных до социальных и документальных.

С 11 по 22 февраля 2021 года проходил петербургский этап. На нем представят 12 спектаклей — работы актеров ведущих городских театров. Открывал фестиваль спектакль «Сектор Газа» в 91-ой комнате Театра-фестиваля «Балтийский дом». Зрители увидели финальную часть документальной трилогии «Одиссея», в рамках которой режиссер Анатолий Праудина проводил исследования на тему «Человек и война». Спектакль «Сектор газа» – совместный проект ЦЕХЪ театра и Театра-фестиваля «Балтийский дом».  Летом 2019 года Анатолий Праудин, Игорь Каневский и актер Виктор Бугаков работали в качестве волонтеров на границе с сектором Газа, в зоне вооруженного конфликта. Наблюдения, исследования и впечатления, приобретенные в экспедиции, послужили материалом для создания спектакля.

Спектакль  «Петербургская повесть  или тень императора» (режиссер – Александр Стависский) представил в 91-ой комнате Театра-фестиваля «Балтийский дом» Андрей Балашов. Герой спектакля – талантливый актер, оказавшийся без работы и без средств к существованию, переживающий острый духовный кризис, волею судьбы оказывается  исполнителем роли Петра Первого, только сценой для него становятся улицы и площади Петербурга… А зрителями – зрители фестиваля «Монокль».

А вот моноспектакль «Записки нервного капельдинера», который состоялся в Царском фойе Александринского театра (пл. Островского, 6), был создан на основе рассказов Михаила Зощенко «Мадонна», «История болезни» и других.  Маленький человек Василий Былинкин в спектакле, по замыслу режиссера и актера Игоря Волкова, неожиданно оказывается служителем Александринского театра, капельдинером. И тут начинается самое интересное.

Международный фестиваль моноспектаклей «Монокль». Фото: театр-фестиваль «Балтийский дом»

Наталья Дондик из театра кукол «Конфитюр» (Новочеркасский пр., 29/10) приглашала зрителей на «Ленинградский дворик». Это спектакль о том, что одна из наших родительских задач – дать детям такую связь со своими корнями, которая станет их опорой в будущей жизни.

Автобиографическое произведение Михаила Булгакова «Записки покойника» для режиссера и актера Игоря Ларина стало поводом для исследования магической природы театра. Ларин играет один всех персонажей этой смешной и грустной истории, продолжая свои поиски на ответы о смысле жизни художника в искусстве.

Спектакль «Неслучайный попутчик» играли на сцене Санкт-Петербургского Театра Поколений им. З. Я Корогодского (Лахтинская ул., 25а). Это своего рода разговор актрисы Татьяны Шуклиной и режиссера Максима Карнаухов со зрителями о непрекращающемся стремлении в прошлое и о тоске по несбывшемуся, о преодолении границ и о памяти.  

Две актрисы, Дарина Одинцова, Ася Ширшина, две женщины и пустое пространство сцены. Монолог, диалог, концерт – все сливается воедино, образуя мощную силу. «Суад» режиссера Алексея Янковского – спектакль про насилие и любовь, испытание и стремление к счастью, боль и силу духа.

Моноспектакль Юлии Лашмановой «Ахиллес» сыграли на малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» 18 февраля в 19.30. Он посвящен отцу Юлии – Заслуженному тренеру России Алексею Лашманову. Это история про человека, который родился на свет «не таким».  История про паралимпийца, про тренера и про отца. Это история вымученного успеха и затяжного падения. Это путь из маленькой-маленькой деревни за Байкалом в Лондон.

19 февраля в 19.30 в театре «Особняк» (Каменноостровский пр., 55) прошел спектакль «Концерт по заявкам». Неповторим и сложен, втягивает как в омут, течет свободно, так как обусловлен логикой рациональных движений, но иррациональным фактором являются эмоциональные, скрытые с первого плана переживания героини, в исполнении Аси Ширшиной, которые разрушают в итоге спокойное внешнее течение ее жизни и саму жизнь. Постановка погружает в глубокую задумчивость, растворяя любого, кто готов быть к нему внимательным.

Пока шумит прибой прогрессивной повестки дня, пока ломаются копья и зазубриваются мечи деятелей поля актуального театра, пока вскипают телеграммы наимоднейших авторов и авторок Fuck up theatre отправлялся в недалекое прошлое в спектакле «Небесная соль» вместе со зрителями,  актрисой Анной Донченко и режиссером Николаем Русским.

Марианна Коробейникова представила на Камерной сцене Театра им. Ленсовета (Владимирский пр., 12) постановку «Следы материнских морей», режиссер Екатерина Максимова, по повести Марины Цветаевой.  Спектакль полон образов – музыкальных и визуальных, полон необычных персонажей – от Метронома до крутящейся Табуретки, и, конечно, полон музыки – живой, настоящей, морем затопляющей всю историю и ее свидетелей. И, самое главное, он полон Мариной Цветаевой.

С 2 по 9 марта 2021 года проходил международный этап. На нем представили 10 спектаклей: три лучших из Петербурга и семь из Беларуси, Литвы, Казахстана и разных уголков России. Их показали в двух форматах: офлайн и онлайн.

Билеты и цены

Стоимость билетов в 2021 году начиналась от 300 рублей.

Как добраться

Расскажите об этом друзьям!
Советуем посетить
Фестиваль «Театрбезграниц» Фестиваль «Театрбезграниц» 2-30 ноября 2024
Фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» Фестиваль искусств «Дягилев. P.S.» Ноябрь - Декабрь 2024 Площадь Островского
Фестиваль «Мир без наркотиков» Фестиваль «Мир без наркотиков» 27 ноября 2024, 16:00 Aurora Concert Hall
Международный театральный фестиваль «Рождественский парад» Международный театральный фестиваль «Рождественский парад» 7-18 декабря 2024
«Детский день» в Театре Поколений «Детский день» в Театре Поколений 8 декабря 2024, 12:00
Фестиваль «Зимняя Жатва» Фестиваль «Зимняя Жатва» Февраль - Декабрь 2024