10 ноября 2020 года в Музее Москвы открывается уникальная выставка «ВХУТЕМАС — 100. Школа авангарда». Она посвящена столетию со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке. Выставка расскажет, как были организованы художественные мастерские, кто в них преподавал, кто учился и как проходил процесс обучения.
Всего в экспозиции будет представлено более 700 объектов, которые предоставили Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Исторический музей, Музей архитектуры имени А.В. Щусева и другие.
Выставка будет работать до 11 апреля 2021 года.
«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы – это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда. Посетители увидят живопись, графику, скульптуры, архитектурные проекты и макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа.
Выставка состоит из нескольких разделов. Первый посвящен предыстории мастерских и реформе художественного образования. Второй раздел рассказывает об Основном отделении ВХУТЕМАСа и его дисциплинах: «Пространство», «Объём», «Графика» и «Цвет», которые были обязательными для студентов первых двух курсов всех факультетов. А также о знаменитых преподавателях — художнике и фотографе Александре Родченко, архитекторе Николае Ладовском, художнице Любови Поповой и других.
Факультета ВХУТЕМАСа посвящены отдельные залы: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. Здесь можно узнать о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины и как керамика стала средством пропаганды.
В Архитектурном, Скульптурном и Живописном залах выставки гости увидят противостояние академической школы и авангардных методов проектирования на архитектурном факультете, узнают, какие материалы использовали скульпторы ВХУТЕМАСа и как живописцы Мастерских искали свой новый визуальный язык. Центром экспозиции станет «Летающий город» студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве.
В заключительном разделе посетители узнают о расформировании вуза и дальнейшей судьбе его факультетов.