С 21 декабря 2023 по 14 апреля 2024 года в Москве пройдет выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии Овчинникова». Уникальную экспозицию представят в Новой Третьяковке.
Посетители увидят копии русских и грузинских средневековых фресок и икон, на протяжении нескольких десятилетий создававшихся художником-реставратором Адольфом Овчинниковым. В своей работе он исследовал византийское и древнерусское искусство. Копии-реконструкции впервые станут доступны широкой публике.
Овчинников разработал реставрационный метод, в котором опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и артистическое вдохновение. В некоторых случаях копии позволили сохранить для исследователей утраченные впоследствии композиции. Художник-реставратор уделял внимание технике письма, давал новые интерпретации известных сюжетов, раскрывая замыслы средневекового мастера. География работ охватывала искусство Египта, Каппадокии и Грузии.
В числе его работ живопись древних грузинских храмов VIII–XIII веков: пещерного монастыря Саберееби, Атенского Сиона (собора Успения Богоматери в Атени), церквей в Бетании и в Ачи, а также церкви Святого Георгия в Старой Ладоге — выдающегося памятника русской архитектуры и монументального искусства домонгольского периода.
На выставке представлены 11 икон и около 100 произведений графики, воспроизводящих фрески древних пещерных монастырских комплексов Грузии и северных русских храмов. Копии разместятся в воссозданных интерьерах древних церквей, из которых они происходят. О реставрационной и исследовательской деятельности мастера расскажут два произведения иконы «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), со священномучеником
Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом», и «Спас (оплечный)». Посетители увидят также фрески самого «загадочного» псковского ансамбля — храма XV века в селе Мелётово.
Цена билетов на выставку «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии Овчинникова» в Москве 21 декабря 2023 — 14 апреля 2024 года: от 1 000 рублей.