С 25 января 15 мая 2022 года в музее-усадьбе «Коломенское» в Москве пройдет выставка «Московский изразец». Она проследит всю историю изразцового искусства России: от ХV века до советского периода. Место проведения – Дворец царя Алексея Михайловича – выбрали неслучайно. Там располагаются уникальные изразцовые печи XVII века, которые удалось воссоздать по археологическим находкам в Коломенском. А главным экспонатом выставки станет камин «Микула Селянинович и Вольга» Михаила Врубеля.
Изразец – это керамическая плитка для облицовки печей и зданий. Активно развиваться это искусство начало именно в Москве и долгое время оставалось признаком московской культуры, хоть и было популярно в провинции. Причина банально кроется в организационных и финансовых возможностях столицы. Здесь располагались все самые крупные керамические мастерские. Поэтому неудивительно, что выставка получила название именно «Московский изразец».
Расцветом русского изразца считается XVII век, которому посвящен наиболее обширный раздел экспозиции. В то время яркая, разноцветная архитектурная керамика украшала церкви и колокольни, а также печи. Гости выставки увидят изразцы, которые использовались в декоре московских, ныне утраченных, церквей Николая Чудотворца Явленного и Николая Чудотворца в Столпах. Также можно увидеть керамическое панно с изображением евангелиста Иоанна, выполненное мастером Степаном Ивановым (Полубесом) для храма Святых отцов семи Вселенских соборов.
Следующий раздел выставки посвящен XVIII веку. Здесь большое место занимают печные расписные изразцы, производство которых наладилось при Петре I. Сюжетные росписи на изразцах раскрывают разные стороны жизни русского общества того времени. В собрании музея хранится около тысячи подобных изразцов.
В XIX веке начало активно развиваться фабричное производство. Изразцовые печи перестали быть редкостью. Их могли позволить себе не только городские жители, но и зажиточные крестьяне. Подобные изразцы изготавливали на знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах. На выставке можно увидеть один из них — керамическое панно с растительными мотивами.
В конце XIX – начале XX века к изразцовому искусству обратились лучшие русские художники-живописцы. Одним из первых стал Михаил Врубель. Его знаменитый камин «Микула Селянинович и Вольга» состоит из 150 с лишним изразцов самой разной формы.
Советский период в экспозиции представлен работами выдающегося скульптора и керамиста Давида Ципировича. В частности, он проектировал керамические детали для Московского метрополитена. На выставке покажут его плитки с портретами Владимира Ленина, Иосифа Сталина, Максима Горького и Льва Толстого 1920-30-х годов.
Входной билет на женскую половину дворца царя Алексея Михайловича стоит 300 рублей; детский и студенческий – 150.