10 и 27 апреля, 25 мая 2025 года на Основной сцене МХТ имени Чехова в Москве состоится спектакль «Самоубийца». Это сатирическая драма в двух действиях в постановке Николая Рощина. Одноименная пьеса Эрдмана — одна из первых «черных комедий» в литературе. Ее высоко оценили сценаристы и писатели, но по идейным соображениям постановка оставалась под запретом почти 60 лет.
Спектакль связан с историей Московского художественного театра. В свое время Константин Станиславский был так вдохновлён этой чёрной комедией, что просил разрешения на постановку напрямую у Сталина, называя «Самоубийцу» «одним из значительнейших произведений нашей эпохи». Он репетировал ее на сцене МХТ около полугода, но премьера так и не состоялась. Теперь спектакль все же покажут публике — это событие приурочили к 125-летию театра.
Когда в 1931 году Николай Эрдман читал Станиславскому свою пьесу с невесёлым названием «Самоубийца», Константин Сергеевич, по свидетельствам очевидцев, хохотал до слёз и восклицал: «Гоголь! Гоголь!». Действительно, история, придуманная Эрдманом, как и гоголевский «Ревизор», начинается с анекдота, а заканчивается драмой. И главный герой, ничем не примечательный безработный Семён Подсекальников, подобно Хлестакову, по недоразумению оказывается в центре внимания общества. Но если Хлестаков это общество себе подчиняет, то Подсекальников становится его жертвой. Его буквально загоняют в гроб.
Главным персонажем, вокруг которого разворачивается сюжет, является Семён Семёнович Подсекальников — безработный буржуа времен НЭПа. Ночью он будит свою жену, Марью Лукьяновну, и жалуется, что он голоден. Марья Лукьяновна возмущается, что муж мешает ей спать, особенно учитывая, что она целыми днями трудится, как лошадь или муравей. Она предлагает ему остатки ливерной колбасы от обеда, но Семён Семёнович, обидевшись на слова жены, отказывается от еды и уходит из комнаты.
На жалкие вопли Подсекальникова о том, что его обделяют в жизни, вселенная отвечает неожиданно активно. Жена, теща и соседи испугались угрозы самоубийства до потери сознания, начинается охота за этой проклятой ливерной колбасой, словно за револьвером. И в следующей сцене револьвер действительно появляется, а вокруг предполагаемого самоубийства собирается толпа людей, требующая, чтобы это событие не прошло бесследно. Разочарованные вдовы, слуги культа, торговцы, старые интеллигенты борются за содержание предсмертной записки Подсекальникова и за право приписать себе мотивы самоубийства.
Похоронный банкет весело проходит до и после перехода в вечность. Начало истории — шутка, конец – драма. Постоянные зрители МХТ называют эту премьеру «самой ожидаемой в новом сезоне».
Глубока мысль режиссера, поддержанная визуальным решением и игрой Ивана Волкова: Подсекальников, пройдя несчастным обывателем через жизненную фантасмагорию, в конце понимает, что он хочет освободиться от мира как от системы, подавляющей душу… Он сбросил с себя прямо в гроб все, что прикрепляло его к этому миру – костюм, шляпу, револьвер, микрофон – и сжег это вместе с гробом, оставшись в одном белом исподнем. Зритель хорошо помнит, что гроб – это квартира, в которой жил Подсекальников, и этот гроб оказался разрушен именно похоронной процессией (Рощин ставит здесь визуальный акцент – с разрушением гроба-жилища развернулась лестница вверх); и еще незадолго до этого мы помним мизансцену, когда Подсекальников единственный из всех взобрался высоко по лестнице и стал впервые в жизни всерьез взывать к Богу, чтобы получить силы для самоубийства – и в итоге получил силы для другого смелого шага: сбросить все лишнее и жить ради собственной души. Дмитрий Трубочкин
Из ТГ:
Цена билета на спектакль «Самоубийца» в МХТ имени Чехова в Москве в 2025 году: от 1000 до 15000 рублей.