На Малой сцене Театра Наций вышел спектакль «Живой Т.». В названии зашифрована фамилия автора — постановка по мотивам пьесы Льва Толстого «Живой труп». О премьере — наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Малая сцена предназначена для творческих экспериментов. Неудивительно, что режиссер Данил Чащин, задумав препарировать «Живой труп», переместил героев Толстого на сто с лишним лет вперед. «Гнетущий человек» Федор Протасов – и «безупречная женщина» его жена Лиза — наши современники. Однако их личная драма все та же.
У Феди Протасова, вероятно, молодого, перспективного чиновника, есть все: квартира, работа, семья, жена, любовница… Ему бы жить да радоваться, а ему хочется застрелиться. Не потому, что произошло какое-то большое несчастье, а потому что надоело мироустройство в целом – и общественное, и семейное. Даже молодая любовница Маша и та остобрыдла.
В редакции Театра Наций Маша не цыганка, которая поет «Невечерняя», и от которой «улетает» Протасов. Она вроде дорогой содержанки. Вырваться из замкнутого круга Федя не может и свою нынешнюю жизнь не приемлет. Психологи называют такое состояние эмоциональным выгоранием.
Помимо известных героев драмы Толстого, в спектакле есть новый персонаж. Он — заглавный герой, то есть Живой труп. Эту роль играет Георгий Иобадзе. Да, он бессловесный труп, но живой и очень пластичный. Он вырастает как будто бы из человекообразной личинки, набирает вес, матереет, приодевается. Трупный запах не источает, но имеет вид такой, что и без запаха вызывает отвращение. Эта такая жуткая жуть, от которой невозможно избавиться, и которая лезет изо всех щелей.
По замыслу режиссера Данила Чащина этот хтонический ужас – метафора умирающих семейных отношений. Речь идет не только о кризисе в конкретной семье Протасовых. Второстепенной линией выведены отношения между Толстым и его женой Софьей Андреевной. Неслучайно же Лев Николаич не довел до читателя свою пьесу. Она попала в печать лишь в 1911-м, когда автора не стало. Мотивы были личные: предвидел граф, что современники проведут аналогию. Семейная катастрофа Феди Протасова слишком очевидно проецировалась на драматичные яснополянские коллизии, на его отношения с женой, которые почти потеряли смысл, несмотря на 48 лет совместной жизни и 13 общих детей.
«Нам хотелось проследить, как развивалась их совместная жизнь и почему Толстой, как и его герой, решился на побег из семьи, – объясняет Данил Чащин. – Мне интересно исследовать, как истончаются отношения. Из-за чего счастливый брак заканчивается разводом. Почему мы не можем вовремя обнаружить и закопать «труп», который прикидывается живым».
Толстой, как и его герои, метался между двумя полюсами, решая, что же по-настоящему нравственно — слишком честная, добродетельная жизнь Виктора Каренина или жизнь не без пороков, но зато с муками совести, которой живет Федя Протасов. Они друзья, каждый из них по-своему хороший человек, способный на жертву. И все же симпатия Толстого на стороне Феди. Он ему ближе, потому что такой же.
«После того, как Лев Николаевич ушел из Ясной Поляны, Софья Андреевна пыталась покончить с собой дважды, – говорит режиссер. – В отчаянии она била себя в грудь молотком и кричала: «Разбейся, сердце!» Это стало для нас новой информацией, и мы вставили этот эпизод в спектакль».
Как на приеме у психоаналитика, режиссер задает главным героям – Федору и Лизе одинаковые вопросы: как они познакомились, помнят ли первое свидание, что понравилось друг в друге… и почему вся их любовь обернулось катастрофой. Получается, что эта история не только исповедальная, но и психотерапевтическая.
В спектакле «Живой Т.» действующих лиц больше, чем исполнителей. Секрет прост: актеры играют несколько ролей сразу. Для новой постановки Театр Наций мобилизовать не только свой актив: Олега Савцова, Елену Николаеву, Георгия Иобадзе, но и таланты из регионов, пригласил питерского актера Дмитрия Лысенкова, он играет Федора Протасова. Великолепная Людмила Трошина из новосибирского Театра «Глобус» сразу в двух ролях — Анны Дмитриевны, матери Виктора, и Анны Павловны, матери Лизы.