Наш обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА расскажет о лучших театральных премьерах, которые москвичи и гости столицы смогут увидеть в конце ноября и декабре 2021 года. Начнем с Театра Наций, где канадский режиссер Робер Лепаж репетирует спектакль «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова.
С 9 по 11 декабря на основной сцене пройдут премьерные показы. В главных ролях – Чулпан Хаматова (Маргарита), Евгений Миронов (Мастер), Виктор Вержбицкий (Воланд), Андрей Смоляков (Понтий Пилат), Дмитрий Сердюк (Иешуа Га-Ноцри) и другие артисты. Каждый играет по несколько ролей.
Это вторая работа Лепажа в Театре Наций. Решив поставить на сцене знаменитый роман Булгакова, Лепаж придумал новаторский ход: драматический театр у него соединяется с технологиями иллюзионных представлений. Одним словом, волшебство. Была спроектирована сложная машинерия, из-за которой пришлось поднять планшет сцены на 60 сантиметров. Это необходимо для выполнения спецэффектов. В спектакле используются классические театральные трюки первой половины XX века.
– Роман «Мастер и Маргарита» – это одновременно история любви, политическая и социальная сатира, пародийная комедия и фантастическая сказка. Одно из крупнейших произведений русской литературы и по сегодняшний день остается манифестом творческой свободы, – говорит Робер Лепаж.
Художником по костюмам стала Виктория Севрюкова. Она создала более ста комплектов одежды и обуви, а также маски, чтоб артисты могли исполнять по несколько ролей. В костюмах используется множество силиконовых деталей и встроенные механизмы. Чтобы добиться реалистичной фактуры тканей конца 1920-х годов, были привлечены специалисты киноконцерна «Мосфильм».
Большой театр тоже готовится к выпуску балета в двух действиях «Мастер и Маргарита» на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара. Либретто сочинил Эдвард Клюг по одноименному роману Михаила Булгакова. Премьера 1-5 декабря 2021.
«Женщины Есенина» в МХАТ им. Горького. Премьера 3 и 4 декабря 2021. Инсценировку по книжке Захара Прилепина написала драматург Елена Исаева. Режиссер спектакля – Галина Полищук. В ролях Андрей Вешкурцев, Екатерина Стриженова, Алиса Гребенщикова, Екатерина Волкова, Елена Захарова, Агния Кузнецова.
– Вопреки легендам, никаких обширных донжуанских списков у Есенина не было. Было семь серьезных романов и несколько мимолетных, – рассказал «КП» Захар Прилепин. – Есенина достаточно быстро утомляли близкие отношения и он сбегал. Он говорил, что больше всего любил Айседору Дункан и Зинаиду Райх. В других случаях признавался, что больше всего любил Анну Сардановскую, свою первую юношескую любовь, которая умерла в 25 лет, и с которой у него не было отношений. Самой большое участие в его жизни принимала Галина Бениславская, которую он ценил как друга, и которая покончила жизнь самоубийством на его могиле. Софья Толстая, последняя его жена, которая всю свою жизнь была верна его памяти.
В МХТ им. Чехова выходит спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» в постановке режиссера Уланбека Баялиева. Премьера 27 и 28 ноября 2021. В спектакле заняты Дмитрий Назаров, Игорь Верник, Николай Сальников и другие артисты.
По мнению режиссера, взгляд Венедикта Ерофеева на мир – это взгляд изгоя, тотально одинокого человека. Это самовосприятие легло в основу его жизненной философии. Он никогда ни у кого ничего не просил, не ходил по издательствам со своими текстами, не пытался «оставить след». Тянул кабель по всей стране, был грузчиком, бурильщиком, сторожем, разнорабочим. И писал, потому что не мог без этого жить.
Пьеса «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» написана Ерофеевым после пребывания в больнице имени Кащенко. Ее герои – такие же изгои, люди, чей талант, чья жизнь не востребованы страной, да и вообще никому не нужны.
На основной сцене «Современника» 25 ноября вышла премьера спектакля «Птица Феликс». Ближайшие показы 5 и 24 декабря 2021. Это первая постановка современной оперы Александра Маноцкова, в основе которой лежит пьеса Михаила Чевеги. Режиссер – Олег Глушков. «Птица Феликс» соединяет разные формы и жанры. Драматические артисты взаимодействуют между собой посредством музыкального, поэтического и пластического текста.
В центре спектакля несколько эпизодов из жизни дворянского рода Юсуповых, окруженного множеством легенд. Эта неоднозначная для российской истории фамилия ассоциируется, прежде всего, с баснословным богатством, показной роскошью, безграничной властью и интригами. Именитые архитекторы строили для них дворцы, прославленные художники писали их парадные портреты, а на вечерах в их домах собирались лучшие люди империи. Вихрем революции разметало представителей княжеского рода и их несметные сокровища. Однако уцелевшее наследие Юсуповых и сегодня не дает покоя многим. В спектакле заняты: Степан Азарян, Татьяна Лялина, Сережа Аполлонов, Илья Лыков, Анастасия Кутявина и многие другие.