29 июня 2024 года в Губернском театре Москвы провели торжественное закрытие VI фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». В этот раз показы спектаклей прошли в самый разгар лета и стали настоящим подарком для москвичей, оставшихся в городе. Проект ежегодно открывает для зрителей столицы яркие постановки со всей России, отвечающие принципам системы Станиславского. Объединяя под одной крышей различные режиссерские подходы и актерские находки, создатели фестиваля способствуют развитию современного психологического театра, поддерживая интерес к нему у всех участников театрального мира путем сравнения различных сценических решений.
В рамках заключительной программы спустя десять дней активного отборочного процесса состоялось награждение победителей фестиваля. Их выбрали театральные критики Павел Руднев, Ирина Алпатова и Ксения Аитова. Работа у жюри была не менее сложная, чем у актеров: из уже полюбившихся надо было определить самых достойных и цепляющих.
По уже сложившейся традиции художественный руководитель фестиваля, он же худрук МГТ Сергей Безруков вручил отличившимся памятную статуэтку «Верю!», выполненную специально для этого события Дулевским фарфоровым заводом в виде небольшой скульптуры Станиславского.
Героями «Фабрики» в первую очередь являются актеры, чью личность члены жюри отделяют от режиссерского наставления и оценивают, как отдельных художников, способных мастерски перевоплотиться и прожить историю совсем другого человека. Благодаря своим навыкам, артисты передают реальность персонажа с такой убедительной достоверностью, что зрители, подобно маэстро Станиславскому, ахнув, верят каждому слову и действию.
Идею такого чествования, как сказали бы приверженцы иных театральных школ — режиссерских дудок, то есть актеров — Безруков постарался объяснить таким образом: «Мы в нашем театре как-то проводили опрос – спрашивали, почему вы ходите в театр? Подавляющее большинство зрителей всех возрастов ответили: «Чтобы прожить другую жизнь, взглянуть на свою собственную и, может быть, изменить ее». Понимаете, какая степень ответственности? То есть, для этого зрители должны увидеть жизнь человеческого духа на сцене. Не игру, а жизнь, о чем говорил Станиславский. Это и было основным критерием отбора спектаклей на наш фестиваль».
Жюри, выделив особенно запомнившиеся актерские работы, присудило подарки за «лучшую женскую роль» Веронике Львовой, сыгравшую Любовь в спектакле «Возвращение» театра «Самарт», приехавшего из Самары. Победа в номинации «лучшая мужская роль» досталась заслуженному артисту РСФСР Вячеславу Захарову за Крутицкого в постановке «Мудрец|ы» петербургского театра «На Литейном». Лучшим актерским ансамблем критики объявили коллектив спектакля «Коварство и любовь» Красноярского драматического театра Пушкина. В этом году, исходя из пожелания жюри, был организован специальный приз — «За синтез слова и пластики» — его удостоилась Анастасия Аляева, представшая в роли Аделы в «Доме Бернарды Альбы» Челябинского театра драмы.
В фестивальную программу помимо конкурсных спектаклей вошел и обширный образовательный комплекс мероприятий для студентов театральных ВУЗов из регионов. В этот раз в нем приняли участие 29 ребят из Барнаула, Нальчика, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Калуги и Тольятти, начинающие свой сценический путь. Они посетили различные мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи и пластике, а также прослушали лекции по истории театра и психологии творчества. 24 преподавателя поделились с участниками знаниями, навыками и хитростями театральной профессии, среди них: Безруков, Федотов, Коршунов, Дурова, Руднев, Аитова и другие.
В рамках образовательной программы впервые провели ряд мастер-классов и для юных артистов Подмосковья. В проекте участвовало 20 актеров, отобранных из семи театральных коллективов, которые приехали из Щелково, Серпухова, Жуковского и других городов.
Закрытие фестиваля является и своеобразным отчетным концертом участников образовательной программы. Так, молодые артисты устроили парад импровизационных этюдов: продемонстрировали навыки сценического боя на кулаках и на саблях, в игровом ключе показали упражнения по сценической речи, а также соблюдение гармоничного чувства ансамбля, что необходимо для погружения зрителей в предлагаемые обстоятельства спектакля в будущем.
Сюрпризом для многих стала заключительная часть церемонии, ознаменовавшаяся появлением самого Станиславского. Он произнес важные для членов творческой профессии рекомендации: на сцене воспроизвели историческую запись общения режиссера на репетициях, когда мастер давал напутствие актерам.
На закрытии фестиваля Сергей Безруков обратил внимание на возможность скорого структурного обновления проекта. Он заметил, что Московский Губернский театр в 2024 году стал федеральным, это может повлиять и на статус межрегиональной «Фабрики». Помимо прочего произойдет расширение призовых номинаций. Так, например, планируется ввести «Лучшую роль второго плана».
Фестиваль «Фабрика Станиславского» прошел с 20 по 29 июня 2024 года в Губернском театре. Организаторы представили особенно выдающиеся спектакли региональных коллективов. В программу вошли постановки абсолютно различных школ и направлений, связанные традиционным психологизмом учения Станиславского, считавшего актеров основными ретрансляторами мысли, заложенной драматургом и режиссером.
В конкурсе участвовали спектакли из восьми регионов России. Так, в столице сыграли: «Мудрецов» петербургского Театра «На Литейном», режиссера Сергея Морозова; «Коварство и любовь» Олега Рыбкина презентовал Красноярский драматический театр Пушкина, Самарский театр юного зрителя «Самарт» показал спектакль «Возвращение» Галины Зальцман; постановку Максима Меламедова «Дон Кихот» Нижегородского ТЮЗа; спектакль «Фото на развалинах» Артема Галушина Театра драмы Республики Карелия «Творческая мастерская». Севастопольский русский драматический театр Луначарского представил спектакль Григория Лифанова «Лес», «Дом Бернарды Альбы» Дарьи Догадовой привез Челябинский театр драмы Орлова, постановку «Подсвечник» режиссера и народного артиста России Александра Коршунова презентовал московский театр «Сфера».