Лиза Арзамасова сыграет любовь в спектакле о Нюрнбергском процессе

Лиза Арзамасова сыграет любовь в спектакле о Нюрнбергском процессе Фото: Софья Сандурская/АГН "Москва"

Автор текста Анастасия ПЛЕШАКОВА

20 ноября 2020 года на Большой сцене МХАТ им. Горького — премьера спектакля «Нюрнбергский вальс» в постановке режиссера Греты Шушчевичуте. Выход этой постановки приурочен к 75-летию начала самого громкого в истории ХХ века судебного процесса. 20 ноября 1945 года в Нюрнберге начал работу Международный военный трибунал над нацистскими преступниками.

Художник-постановщик спектакля Дмитрий Разумов воспроизвел интерьеры знаменитого «зала 600» Дворца правосудия, где шел процесс. Эстетика бюргерского дубового буфета художник объединил с декором зрительного зала театра. Дубовые лакированные панели МХАТ монтируются с декорациями в единое целое, что создает эффект присутствия. Зрители становятся как будто бы очевидцами событий.

Спектакль поставлен по пьесе писателя, драматурга Александра Звягинцева, который использовал в работе архивные документы.

 — Сегодня, когда признанные всем миром итоги Второй мировой войны активно и нагло подвергаются ревизии, когда невежественные историки пытаются возложить ответственность за развязывание войны на нашу страну, особенно важно вспомнить об уроках Нюрнберга, — говорит Александр Звягинцев. — Ведь трибунал не только осудил агрессора, но и юридически четко определил его. МХАТ — первый театр, который поставил спектакль о событиях 75-летней давности. Ни один театр еще не рассказывал о Нюрнберге.

В спектакле говорится о том, что процесс мог пойти не так, как предполагали представители Объединенных Наций. Второй человек в рейхе, Герман Геринг отрицал, что Германия вела подготовку к войне против Советского Союза. По его версии рейх всего лишь защищался. Геринг утверждал, что военные действия в июне 1941 года должны были предупредить агрессию Сталина.

Переломный момент процесса – свидетельские показания фельдмаршала Паулюса, который рассказал о плане «Барбаросса», определившем сроки нападения на СССР. Многие обвиняемые нацисты не знали, что попавший в плен под Сталинградом Паулюс жив. Никто не мог предположить, что советская сторона рискнет привезти фельдмаршала, одного из авторов плана «Барбаросса», в американскую оккупационную зону.

Звягинцев  использовал документы, раскрывающие подробности этой операции. Никто не мог гарантировать, что, оказавшись перед лицом судей, Паулюс повторит свои показания. Но он это сделал, разрушив всю систему защиты Геринга и других военных преступников. Девятерых из них «суд народов» приговорил к высшей мере – смертной казни.

Но пересказывать историческую хронику было бы слишком просто для театра. По замыслу авторов «Нюрнбергского вальса» в этой постановке соединяются исторический эпос и любовная лирика. Зрители увидят драматическую историю русской аристократки-эмигрантки и советского разведчика. Герои работают на процессе в составе двух групп переводчиков: он – из Советского Союза, она – из Франции. Для обоих русский язык родной, но они из разных социальных слоев. Он – сын бедняков, убежденный большевик, она – дочь русских аристократов-эмигрантов, монархистка. Представители «красной» и «белой» России по ходу пьесы проходят все стадии отношений – от взаимной неприязни к едва заметной симпатии, а затем к глубокому, сильному чувству, понимая при этом, что их любовь невозможна. Существуют политические силы, которые не допустят их брак.

Красной линией через спектакль проходит музыка Вагнера, которую любил фюрер и которую, как оказалось, любит главная героиня. Как и во всех последних премьерах МХАТа, в основе которых лежат реальные события, среди действующих лиц «Нюрнбергского вальса» много исторических личностей: Геринг, Паулюс, Кейтель, Гесс, Риббентроп , Марлен Дитрих (ее играет Ирина Линдт), Кальтенбруннер, главный обвинитель от СССР Роман Руденко …

Ну а влюбленную молодую пару Дениса и Ирину играют Анатолий Руденко и Елизавета Арзамасова.

Расскажите об этом друзьям!