Почему Дмитрий Астрахан не прогадал со спектаклем «Доходное место» в Ленкоме

Почему Дмитрий Астрахан не прогадал со спектаклем «Доходное место» в Ленкоме «Доходное место». Фото: enkom.ru

О премьере рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА

В театре Ленком Марка Захарова вышла премьера — «Доходное место» — по комедии Александра Островского. Ближайшие спектакли пройдут 11 июля, 9, 10 и 25 сентября, 21 и 25 октября, 6 ноября, 9 и 23 декабря 2021 года.

Нельзя сказать, что для режиссера Дмитрия Астрахана постановка именно этой пьесы абсолютная новинка. «Доходное место» Дмитрий Хананович ставит в четвертый раз. До этого были спектакли в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Владимире. И вот теперь его дебют на ленкомовской сцене. Кстати, Марк Захаров, чье имя теперь носит Ленком, еще в конце 60-х брался за «Доходное место» в Театре Сатиры. Тогда в роли Жадова был Андрей Миронов. Как говорят, то была очень острая постановка, которую вскоре закрыли по личному указанию министра культуры Екатерины Фурцевой. Уж слишком злободневным оказалось сюжет про взяточничество.

Программа

Не теряет он актуальности, увы, и сегодня. Дмитрий Астрахан предложил классическое прочтение пьесы. Сценография, костюмы и сами персонажи: мужчины в парчовых шлафроках и камзолах, дамы в кринолинах пришли из XIX века. Но стоит им начать говорить, как будто бы наши современники. Таков уж текст у Островского. Конфликт между идеалом и реальностью, между высокими принципами и житейскими обстоятельствами, оказывается, устареть не может. Или действительность наша такова, что за полтораста лет ничего не поменялось. Всё те же мздоимство, корысть, подлость, кумовство — ну как не порадеть родному человечку. Порядочность и вера в идеалы по-прежнему не в чести.

По жанру это комедия, но разве до смеха, когда суровые будни выкручивают руки молодому идеалисту и заставляют его забыть о принципах. Продвинуться по карьерной лестнице, получить хорошее жалование честным путём — шансы не велики. Простая необходимость кормить семью вынуждает идеалиста Жадова (его играют в очередь Антон Шагин и Андрей Миронов-Удалов), умно рассуждающем о высоком блаженстве жить своим трудом, не брать взяток, приходится наступить на горло собственной песне и идти на поклон к богатому, влиятельному дядюшке и просить у него хлебного чиновничьего местечка.

В этой пьесе Островского характеры прописаны особенно рельефно, актерам есть, где разгуляться и продемонстрировать мастерство.

«Доходное место» в Ленкоме. Фото: enkom.ru

Убедителен Антон Шагин в роли романтичного и честного Жадова. Ему абсолютно веришь: он искренне добродетельный, честный молодой человек.
В роли его богатого дядюшки, прожженного циника, чиновника-взяточника Вышневского — народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. «Не пойман — не вор. У нас общественного мнения нет и быть не может» — таковы его принципы. Когда эти слова говорит всамделишный депутат, становится как-то совсем не по себе, ему тоже абсолютно веришь: так же как и его Вышневский думают многие чиновники.

Характерно и остроумно играет хапугу-чиновника Юсова Алексей Маклаков. В своем «программном» пьяном танце в трактире он уморительно смешон. Выхаживает танцующей походкой, издает какие-то нечленораздельные звуки подхалим и карьериста Белогубов (Станислав Тикунов), уж он-то с успехом освоил урок Юсова: «Живи по закону, так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы».

Олеся Железняк (в очередь с Натальей Щукиной) играет вдову коллежского асессора Кукушкину, женщину еще не старую, мечтающую побыстрей сбыть с рук своих дочерей. Да желательно пристроить их за богатого. Главная задача актрисы — развеселить публику, сорвать смех. В этом она преуспевает: каждая реплика ее вульгарной Кукушкиной неизменно сопровождается хохотом зала. Похоже, после ухода из жизни Марка Захарова Олеся Железняк наконец дорвалась до ролей. В этом сезоне в ее репертуаре — три новых названия, и в каждом — большая роль. Сама она признается, что играть большие роли, где много текста, ей гораздо легче, чем появляться в эпизодиках, как было раньше.

«Доходное место» в Ленкоме. Фото: enkom.ru

Дмитрий Астрахан, сохраняет исторический контекст, не переносит как часто бывает героев в сегодняшний день, однако социальная острота пьесы Островского не теряется. И даже наоборот, пугает своей злободневностью. Особенно в финальном монологе Жадова: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».

Сценограф — Анастасия Глебова, художник по костюмам — Анастасия Образцова, хореограф — Сергей Грицай, автор музыки — Сергей Долгушин.

Расскажите об этом друзьям!