Московский Губернский театр практически не ставит спектаклей в классическом смысле этого слова. Это нечто большее, располагающееся за гранью плоского мира сцены, нечто мистическое, начинающееся в актере и продолжающееся в зрителе. Сергей Безруков – художественный руководитель театра и режиссер первой премьеры 2023-го года «Женитьба. Почти по Гоголю», рассказал корреспондентам, что ощущает себя сказочником, и, поэтому, каждая его постановка должна нести за собой полноту жизни, погружая и увлекая зрителя в иную реальность.
Спектакль «Женитьба. Почти по Гоголю» начинается, стоит лишь войти в малый зал Губернского театра: вся сцена и зрительный зал усыпаны багряными кленовыми листьями, низко стелится туман, пахнущий ещё солнечной прелой осенью и лёгкой прохладой, щебечут синицы и со свистом проносятся электрички.
Сергей Безруков постарался окутать зрителя воссозданным бабьем летом, ставшим особой аллюзией, прошедшей через всю постановку. Ведь это новая истрия – не просто классическая «Женитьба», но «Почти по Гоголю» – специальный заказ театра, выполненный современным драматургом Андреем Ларионовым, написавшим роли конкретно под актёров старшего поколения.
В спектакле задействованы четыре возрастных актера: приглашённый Леонид Громов в роли жениха и три невесты Елена Михеева, Ольга Смирнова и Елена Цагина. Живая, местами наивная, местами комичная сущность стариков, увлечённых любовными вопросами, гармонично переплетается с энергичной и буйной силой молодости, представленной Кириллом Новышевым – новым актёром, потенциалом, прибывшим из студии Безрукова во ВГИКе, Натальей Качалкиной и Анастасией Дворянской – многосторонней актрисой, дополнившей спектакль особой грацией и танцевальным драйвом.
История Гоголя – о том, как к одной невесте сватаются различные женихи. В спектакле Безрукова всё иначе, за сердце пожилого Ивана Кузьмича Колесина, подталкиваемого на брак внуком, борются три невесты, бывшие одноклассницы: повар заводской столовой Инна Павловна Яичница, врач в местной поликлинике Элеонора Бальтазаровна Жевакина и добрая, робкая Анна Тихоновна Купердягина. Одна накормит и с диетой поможет, другая подлечит, а третья – приласкает и пожалеет. И как из таких выбрать одну?
Но не всё так просто – спектакль вдруг становится настоящим детективом, фарсом, ложью, раскрывающейся во втором акте. Но нечестно будет сейчас рассказывать читателям обо всём. Важно лишь одно – пьеса Гоголя аккуратно переросла себя и вместила даже больше, чем можно было сказать. Современные рамки и возрастные герои помогли гоголевской мысли предстать с другой стороны: и уже зритель не то, чтобы веселится над забавными женихами и невестами, но задумывается над сутью любви, над этим бабьем летом человека, уже обремененного сединой, но желающего простого созвучия душ. Безруков в спектакле «Женитьба. Почти по Гоголю» поднимает и философские темы, говорит о семейных ценностях, столь важных для любого человека, и дарит это бабье лето, как шанс на воскрешение духа, на раскаяние и прощение.
В первом акте трудно сдержать смех, во втором – слёзы, и ни разу не задумываешься о том, что находишься в театре – так как просто растворяешься во всей этой атмосфере. Восхитительная режиссёрская работа, талантливые и по-семейному сплочённые актеры, окутывающие ароматы и звуи – очаровывают и дают пищу для размышлений.