В конце марта 2022 года на Основной сцене МХТ им. Чехова в Москве состоялась премьера спектакля «Сирано де Бержерак» в постановке Егора Перегудова. О постановке рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Пьеса Эдмона Ростана видела разные сценические воплощения. Только в московских театрах Сирано играли Юрий Любимов, Юрий Соломин, Михаил Козаков, Сергей Шакуров, Константин Райкин. В версии МХТ в роли поэта, философа, гвардейца, дуэлянта Сирано де Бержерака (кстати, это реальный человек, живший в Париже в середине ХVII века) – актер Юрий Чурсин.
Исходный текст переносит нас во Францию 1640-го года. В сценической редакции Егора Перегудова время действия размыто. Спектакль в стилистике не то рок-оперы, не то рэп-концерта, не то еще бог весть чего музыкального, стихотворного, чего на сцене МХТ давно уже не было. Олег Табаков руководил театром почти двадцать лет и считал, что поэзия на сцене сегодня не звучит, не находит отклика у публике, поэтому постановок в стихах при Табакове не было. И вот прозвучало: «Кого же может полюбить урод? Конечно, самую красивую из женщин!». «Мне одиноко, пусто от горького ума обманутого чувства». Текст пьесы местами переписан. Режиссер оставил только ключевых героев. В главных ролях: Юрий Чурсин (Сирано де Бержерак), Паулина Андреева (Роксана), Кузьма Котрелёв (Кристиан).
Появляется неожиданный персонаж – Д`Артаньян (Николай Романов) в мушкетерском плаще и широкополой шляпе. Его знаменитые «Тысяча чертей!», усы и хрипотца, как у Михаила Боярского. Зрители, конечно, дружным смехом встречают пародию. Есть эффектная декорация-трансформер: огромная стена, на которой обрывки афиш, портрет Роксаны-Андреевой. То ли это Берлинская стена, разделяющая героев, то ли стена объявлений в Банном переулке. Рождаются разные ассоциации…
По жанру спектакль вполне мог бы сойти за рок- оперу. Или драму с элементами рок-концерта. Звучит (и очень достойно) сладкоголосая гавайская гитара, виртуозный саксофон, гулкая валторна – спектакль пропитан музыкой. И буквально напичкан зонгами.
В постановке заняты не только артисты Художественного театра, но и студенты Школы-студии МХАТ. Они не массовка, они — поэты, лакеи, мушкетёры, капуцины, бароны, монахи, виртуозные музыканты… Даже солидный ректор Школы-студии МХАТ, педагог Игорь Золотовицкий не удержался и прочитал рэп. Он в роли графа де Гиша. Роксана в исполнении Паулины Андреевой поет нежным голосом нежные песни. Егор Перегудов, должно быть, посмотрел сериал «Оттепель», где Паулина сыграла певицу Дину и подумал: «Если Паулина мило поет в фильме Тодоровского, чего бы ей не спеть в моем спектакле?».
«Мы все вместе сочиняем стихи, музыку, и спектакль прорастает зонгами – наивными, яростными и очень талантливыми. Настоящие стихи, как мне кажется, это дело молодых. По способу высказывания хочется приблизиться к любимовскому Театру на Таганке, когда он был молодым, бескомпромиссным и очень внятным», – говорит о своем замысле Перегудов.
Во времена, когда жил Сирано де Бержерак, мужчины решали проблемы при помощи шпаги. В спектакле тоже много фехтуют. «Мы берём историческое фехтование и размышляем, что такое фехтование сегодня, в XXI веке. Что это за способ общения – обмен уколами? Например, комментарии к постам в Фейсбуке – что это, как не словесный укол? Как это работает сейчас? В мире Сирано существует кодекс чести, есть правила, которые ты не можешь нарушить даже в поединке с соперником. Сейчас у нас принципиально нет никаких правил. Хотя я думаю, что и во времена Ростана их тоже особо уже не было и это как раз то, по чему он тосковал», — размышляет о выбранном приеме режиссер. Постановщики сцен фехтования братья Мазуренко. Они же ставили «бои на шпагах» в спектакле «Полоумный Журден» в Театре Олега Табакова. Но если в «Табакерке» это пластический балет, то в «Сирано» — уровень пикировки в Фейсбуке (кстати, признанном экстремистским). Для балета не хватило руки хореографа и режиссера по пластике.
Паулине Андреевой роль Роксаны очень к лицу в прямом смысле, особенно если говорить о костюмах: фехтовальном, вечернем платье в пол, наряде невесты… Она и в обычной пижаме очень хороша (художники Владими Арефьев и Ирина Белякова). Настоящая мечта поэта. Режиссер Егор Перегудов задумал поставить пьесу в стихах про поэта и поэзию. По факту получилась полурок-опера, полудрама… Как сказал Сирано-Чурсин: эклектика отличает наш спектакль от других. Хаотичность приемов и множество разных школ. Хорошо это или плохо, решает зритель.