Московский Губернский театр не перестает восхищать зрителей захватывающими новинками 10-го театрального сезона!
Драма «Сорок первый» — весенняя премьера МГТ, поставленная по одноименной повести Бориса Лавренева. Режиссер постановки Иван Пачин, один из необычных и талантливых режиссеров нашего времени, рассказал на малой сцене театра историю любви двух классовых врагов: красноармейского стрелка — воинственной девушки Марютки, застрелившей сорок противников, и белогвардейца Вадима Говорухи-Отрока, который должен был стать на Марюткином счету сорок первым, а стал первым на счету девичьей радости.
«Сорок первый» — это премьерная работа Ивана Пачина на сцене Губернского театра. И потому все в этом спектакле оказалось неожиданным и непривычным для МГТ. Нестандартный подход нового режиссера в союзе с любимыми фишками театра создали лиричный и трогательный сказ о чувствах, зародившихся в тяжелую военную пору.
Спектакль поделен на две части: первая — поход красной армии, вторая — жизнь Марютки и поручика в заброшенной лачуге рыбака. Но каждая часть по-особенному подчеркивается квадратными элементами, захватывающими актеров как кадр кинопленки.
В начале спектакля, первое, что бросается в глаза — большая деревянная рама, передвигающаяся по сцене в зависимости от действий и концентрирующая в своих пределах идею происходящего. То она окоп, из которого идет ожесточенная перестрелка, то пространство редакции, куда приносит Марютка свои необработанные стихи о Ленине, то пурга, через которую прорываются красноармейцы. Мастерски балансируя между юмором и драматизмом, ведущие актеры театра создают мир, которому не только веришь, но и из которого по завершении спектакля не хочется уходить. Малиновый комиссар Евсюков (Сергей Медведев), Семянный (Евгений Сыркин) и Вяхирь (Сергей Ренсевич) погружают зрителя в атмосферу боевых лет и с особым пафосом и простодушием под комментарии Алексея Веретина, исполнившего роль автора и еще нескольких персонажей, воскрешают одно из лучших литературных произведений.
Вторая часть начинается с появления большого черного квадрата. Но это оказывается вертикально расположенная проекция пола — удачный и оригинальный режиссерский ход, благодаря которому зрители с полной ясностью видят, словно концентрированные картины, и мучительный бред простывшего белогвардейца, и заботящуюся о нем Марютку, и их зарождающуюся любовь.
Атмосфера спектакля тонко выстроена на игре различных световых решений, появляющихся от лица Автора: ярким закатным лучом квадратной формы он подсвечивает то Марютку, то поручика в вечер их первого разговора; в полной темноте фонариком освещает небольшие деревянные фигурки верблюдов, чьи тени уходят караваном вдаль; проходится меж спящих красногвардейцев, озаряя лучом суть каждого.
В спектакле задействованы лучшие актеры Московского Губернского театра. Сергей Веретин, исполнивший роль автора, ровно и по-отечески трепетно зачитывающего гениальные отрывки из повести, одновременно с этим талантливо сыграл еще киргиза и солдата. Роль малинового комиссара Евсюкова исполнил один из разноплановых актеров МГТ — Сергей Медведев. Веселый и харизматичный, он, сыграл простого бойкого мужика революционера, охарактеризованного писателем как пасхальное яйцо, которое не верит в Бога. Главные роли исполнили Антон Соколов и Ирина Токмакова. Гордый, синеглазый, завораживающий своей легкой манерой, Антон Соколов предстал как настоящий дворянин. Переменяя напыщенное высокомерие с искренним детским юмором и верой в будущее он срывал овации чуть ли не каждым своим бурным монологом. А Ирина Токмакова, ставшая маленькой, хрупкой, но идейной и верной революции Марюткой, рассказала историю внутренней трагедии простой девушки, пожертвовавшей на благо коммунизма самое дорогое — свою девичью любовь.