К 100-летию театра им. Вахтангова, которое будет отмечаться 13 ноября 2021 года, на его сцене вышел спектакль «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого. О грандиозной постановке рассказывает наш театральный обозреватель Анастасия ПЛЕШАКОВА.
Скорее всего, это самая масштабная премьера нынешнего сезона, спектакль категории must-see – обязательный для посещения. Неудивительно, что даже на предпремьерном показе было много известных людей: Юлия Меньшова с мужем Игорем Гординым, Клара Новикова, Карэн Бадалов, Полина Кутепова, Евгений Редько, Владислав Ветров, Виктор Рыжаков и другие неравнодушные к театру. Всем хотелось увидеть, как режиссер Римас Туминас исхитрится вместить самый знаменитый русский роман-эпопею в пятичасовое (с двумя антрактами) действие. Нельзя сказать, что до Туминаса никто не брался за инсценировку «Войны и мира». Но в основном это были фрагменты и части с избранными героями.
Туминас элегантно прошелся по всему роману, сумев вплести в постановку почти всех главных и некоторых второстепенных персонажей. Даже сам Лев Толстой пройдется от кулисы к кулисе, приглядывая из-под густых бровей за Пьером, Наташей, князем Андреем, правильно ли их трактует литовский режиссер, который понимает слово мир, как вселенную и человечество. «Но есть еще и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром»… Толкование этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свой смысл», – говорит Туминас.
Он занял в своей постановке без малого половину труппы Вахтанговского театра. Действующих лиц – более 20, а исполнителей в два раза больше. Почти нет сомнений, что Туминас так зашифровал свое объяснение в любви к труппе, мол, каждый из вас мне очень дорог. Но, возможно, все прозаичней: в ковидных реалиях, когда из-за внезапной болезни артиста происходят отмены-замены спектаклей, важно иметь два-три состава.
Если в своей «Пристани» Туминас вывел на авансцену вахтанговцев старшего поколения, самых заслуженных и народных, то в «Войне и мире» дал возможность проявить себя молодежи. Их старшие, знаменитые коллеги – это восхитительный, острый, пикантный гарнир к основному блюду. Без гарнира главное блюдо пресно.
Действие начинается в салоне Анны Шерер (эту роль в разных составах играют Юлия Рудберг и Анна Дубровская), где обсуждается почти вечная тема: Россия спасет Европу. У Шерер говорят про войну с Бонапартом, ругают буржуазную Англию. Однако следом за «Мы хотим свободы и равенства» идут сплетни, балы, сватовство: а не думаете ли вы женить Анатоля Курагина?
Граф Илья Андреевич Ростов (Сергей Маковецкий/Андрей Ильин) любит петь. Он появляется на сцене с пюпитром и поет романс «Не искушай меня без нужды». В доме Ростовых молодежь играет в куклы, катается верхом на пианино. Граф от нечего делать стреляет из ружей. Графиня Ростова (Ирина Купченко/Евгения Ивашова) сплетничает с подругами. В молодежи играет гормон: «Поцелуйте куклу, Борис», – Наташа Ростова (Ольга Лерман/ Ксения Трейстер) командует своим воздыхателем и томно вместе с ним уползает со сцены. Графиня требует денег у мужа. И он ей в ответ: «Вы, графинюшка, мотовка известная». Но деньги дает. Граф не то патологически добренький, не то постоянно пьяненький.
Мирная жизнь весела и беззаботна. Но приходит война и уже невозможно понять (даже в салоне Шерер), почему люди из далекой Европы пришли убивать людей из Смоленской и Московской губернии.
Старшее поколение вахтанговцев работает яркими красками. Для старого князя Болконского (Евгений Князев/Виктор Сухоруков) как будто бы военная служба превыше всего, но он не очень похож на доблестного вояку, для которого честь и достоинства не декларация, а принцип жизни. Болконский в исполнении Евгения Князева далек от канонического образа, который мы знаем по фильму Сергея Бондарчука (в кино старого князя играл Анатолий Кторов). В спектакле Туминаса это вздорный, капризный и сладострастный старик (тискает мадемуазель Бурьен). Конечно, он не герой Сен-Готарда, а, скорее, клоун на кладбище (так характеризовал чеховских героев другой режиссер Андрей Кончаловский, имея в виду, что прототипы все умерли). Клоунов будет много. «Кончина вашего батюшки очень огорчает. Но как же теперь коллекция его табакерок?» – спрашивает светская Марья Игнатьевна Перонская (ее играет Людмила Максакова). Туминас дал фору Максаковой по части характерности. У нее, безусловно, самая яркая и выигрышная роль. Чего стоит только ее выход на сцену с канистрой горючего: Москву «сама сожгу, ничего не оставить врагу. Каретный ряд я уже запалила. Завтра еще сделаю визит с красным петухом».
Комических картин в этом спектакле много: сватовство княжны Марьи «с препозицией». Сцена, в которой Пьер Безухов, убедившись, что его жена Элен ему неверна, бьет ее табуреткой. Семья Ростовых на цыпочках и мелким шагом спешит на первый бал Наташи. Во время бала огромная стена (основной элемент сценографии) на заднике отодвигается, чтобы впустить вальсирующие пары. Но пара только одна – Наташа и князь Андрей. А после бала – послевкусие: «Прекрасный бал. А этот седой голландский посланник. А этот Болконский, терпеть его не могу, а гордость такая, что без границ», – в полудреме перемывает кости Марья Игнатьевна (Максакова). В следующий раз она едет с Ростовыми в театр. Одетая в платье «в эпохе» с игрушечной собачкой в руках, она выходит на сцену и замирает там как средневековый рыцарь. Сцена в театре – шедевр. Влюбленной кошкой Наташа смотрит на Анатоля (Владимир Логвинов). Он ловит ее взгляд. Игра в гляделки – на пике крещендо (дают музыкальный спектакль). Граф Ростов как толмач рассказывает Марье Игнатьевне, что происходит на сцене. Она плохо видит, но еще слышит вполне: «Потише, дайте послушать!».
Главные смыслы и идеи, которые заложил в спектакль Туминас, он доверил выразить молодежи. Туминас говорит, что надо играть идею, носителем которой является Пьер, князь Андрей. Характер Болконского (его в очередь играют три исполнителя: Ян Гахарманов, Виктор Добронравов, Юрий Поляк) меняется по ходу действия. Сперва он ищет славы, хочет быть известным. Война – лучшее место, чтобы прославиться, взять хотя бы Бонапарта. К финалу приходит к противоположной мысли: война самое гадкое дело, зачем люди истребляют друг друга? Человек как река течет и меняется в течение жизни.
Мировоззренческие мысли о боге и жизни вечной: для чего жить? чтобы умереть? – режиссер вложил в Пьера Безухова (Павел Попов/Денис Самойлов). Пьер дает рецепт счастья: жить без угрызений совести и без болезней. Говорит, что жизнь – есть бог, любить жизнь, значит, любить бога. Сложные вещи проговариваются простыми словами. Но этот спектакль и должен быть прозрачен. Ясен, точен, понятен всюду. «Война и мир» требует простоты и элегантности.
Нет даже сценографических уловок, никакой бутафории. Лишь пустое пространство и актерская игра. Но и то и другое дает погружение в атмосферу гостеприимного дома Ростовых, имения Болконских Лысые горы, Бородинского сражения. За сценографию отвечал Адомас Яцовскис. За костюмы – Мария Данилова. В музыкальную ткань партитуры спектакля композитор Гиедрюс Пускунигис включил фрагмент из музыки Фаустаса Латенаса к легендарному спектаклю Римаса Туминаса «Вишневый сад» как дань светлой памяти Маэстро.
Расписание спектакля «Война и мир» в театре им. Вахтангова в 2021 году: 23 и 24 ноября, 7, 8, 22 и 23 декабря. Начало в 19.00. Цена билета – от 2000 до 20000 рублей.