Рецензия на спектакль «Бесприданница» (2024) в Малом театре: судьбу главной героини решает наличие приданого

Рецензия на спектакль «Бесприданница» (2024) в Малом театре: судьбу главной героини решает наличие приданого Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

13 сентября 2024 года в Малом театре прошла премьера спектакля «Бесприданница» режиссёра Александра Вельмакина, которая открыла 269-ый театральный сезон. Постановку создали в рамках творческого проекта «Постигая Островского», который провели в прошлом году к юбилею драматурга. Корреспондент КП Рената Белялова побывала на показе и поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Бесприданница» в Малом театре (сцена на Ордынке).

Сюжет

Классическая пьеса родоначальника русского театра — Александра Островского была представлена творческой командой Малого театра, как почти что строгое произведение, поставленное с соблюдением всех исторических традиций многовековой сцены. Зрителям показан известный всем ещё со школьной скамьи сюжет любви и трагедии Ларисы Огудаловой — дочери обедневшей дворянки.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

Окружённая поклонниками, Лариса является для них лишь занятным компаньоном, скрашивающим досуг богатых мужчин, не стремящихся брать в жёны девушку без приданного. Находясь в тяжёлом финансовом и душевном положении она решается выйти замуж чуть ли не за первого встречного, лишь бы прекратить этот цирк с захаживающими каждый день ухажёрами. И выбор её падает на несимпатичного ей, но влюбленного в неё — Юлия Капитоныча Карандышева. Всё бы ничего: свадьба готовится и девушка чувствует в себе силы влюбиться в будущего мужа, но по широкой Волге к берегу, где обитает семейство Огудаловых, плывет «Ласточка», на которой прибывает нежданный гость, чьё появление пускает под откос всё и вся. Нарушает всеобщее спокойствие Сергей Сергеич Паратов, бывший возлюбленный Ларисы, чуть не убивший её своим внезапным исчезновением год назад. Старые чувства дают о себе знать и Лариса забывает о предстоящем браке, желая лишь одного — всегда быть с Паратовым, который в свою очередь, не прочь уединиться с девушкой, но не заключать с ней брак — ведь дома его ждёт невеста с крупным приданым.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

Режиссерское решение

Желая создать что-то свежее и новое, режиссёр спектакля Александр Вельмакин обращается к декорациям, наделяя их символическим содержанием. Созданная в стиле модерн сцена представляет собой разноуровневую платформу из ступеней, предстающую одновременно и городским бульваром, и верандой, и палубой парохода, и образом дисгармонии и замкнутости героев пьесы. Действующие лица постоянно нарочно задевают ступени, словно спотыкаются на несогласии с позицией собеседника. Острые углы сразу намекают зрителю о трагизме истории, сотканной из конфликтов и неудовлетворённости. Уходящие под откос фонари одновременно показывают объёмность созданного пространства и нестабильность внутреннего мира персонажей.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

Особым элементом декораций является своего рода «окно» на Волгу — выполненное в виде полупрозрачного контура берегов реки, за которыми с помощью игры света происходит движение небесных светил, окрашивающих представленное пространство в краски рассвета, солнечного дня, пёстрого заката и лунной глухой ночи, что заставляет поверить в отсутствие задника сцены и почувствовать, что находишься не в Москве, а в городишке близ Волги.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

Актеры и роли

Под живой аккомпанемент цыганских мелодий, исполняемых музыкантами театра, — заслуженным работником культуры России Михаилом Ивановым, Александром Ивановым и Николаем Мельником, — возникает мир пьесы, в котором каждый персонаж рассказывает свою историю жизни, управляемой деньгами или их отсутствием. В спектакле задействовано много артистов Малого театра, старающихся соблюсти классическую строгость актерского мастерства, но не многим удалось раскрыть потенциал только появившегося спектакля, смещающего акцент традиционной трактовки.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

Из всего состава внимание зрителей притягивала игра лишь нескольких актеров — и первым из них несомненно является Робинзон в исполнении Алексея Коновалова. Яркий второстепенный герой является голосом современности, поэтому его потешные и экстравагантные поступки и речи находили бурный отклик среди зрителей. Также именно ему вручена возможность дополнить и «освежить» пьесу Островского, тем самым указать на то задуманное режиссером смещение акцентов: Робинзон, как современный зритель, которому дали право комментировать поступки героев по ходу пьесы, пародировал главных персонажей, в особенности капризную манеру речи Ларисы. Торжественно исполняя отрывки из оперы «Паяцы», Робинзон окончательно влюбил в себя зрительный зал и закрепился над всем миром пьесы, как бы озвучивая не записанные мыли Островского о торжестве «маленького человека». И в этом ключе продолжается весь спектакль.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

Другим артистом, покорившим зал является Станислав Сошников в роли Карандышева. Гармоничный, живой, в отличие от партнёров по сцене — многогранный и прочувствовавший глубину трагизма своего персонажа, Сошников показал, кто здесь на самом деле несёт имя главного героя, и чья трагедия разворачивается на фоне перетягивающей внимание «ищущей и не находящей любви» Ларисы. Роль бесприданницы исполнила Аксиния Пустыльникова, на первый взгляд не вошедшая в гармонию со своей героиней. То неловко, то надрывно создавая свою Ларису, она противоречит нежной характеристики, данной Островским. Но нельзя говорить, что актриса не справилась со своей ролью. Кульминация спектакля — профессиональное и чувственное исполнение Пустыльниковой романса «Не уходи, побудь со мною» тронуло зрителей, заставив поверить в девичью любовь и страсть не только приклонившегося перед ней Паратова, но и весь зал.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва

«Бесприданница» Вельмакина — любопытная версия классического наследия Островского, но заметная и излишняя театрализованность и наигранность действий артистов не позволила погрузиться в происходящее и пережить вместе с героями их боль. А это является важным критерием, ведь Малый театр нередко знакомит с классикой школьников, которым надо не только понять сюжет школьной программы, но и, почувствовав, прийти к серьезным выводам. Но спишем всё на премьерное волнение, ведь достойная и интересная режиссерская постановка в конечном итоге найдет своё лучшее звучание.

Спектакль «Бесприданница» в Малом театре. Фото: Артур Новосильцев/АГН Москва
  • Где: Малый театр (сцена на Ордынке)
  • Адрес: Москва, ул. Большая Ордынка, 69
  • Ближайшие показы: 26 сентября, 17 и 24 октября, 1 и 27 ноября 2024 года
  • Цена билетов: 800 — 2100 рублей.
  • Возрастное ограничение — 12+
Расскажите об этом друзьям!