13 сентября 2024 года в Малом театре прошла премьера спектакля «Бесприданница» режиссёра Александра Вельмакина, которая открыла 269-ый театральный сезон. Постановку создали в рамках творческого проекта «Постигая Островского», который провели в прошлом году к юбилею драматурга. Корреспондент КП Рената Белялова побывала на показе и поделилась своими впечатлениями в рецензии на спектакль «Бесприданница» в Малом театре (сцена на Ордынке).
Классическая пьеса родоначальника русского театра — Александра Островского была представлена творческой командой Малого театра, как почти что строгое произведение, поставленное с соблюдением всех исторических традиций многовековой сцены. Зрителям показан известный всем ещё со школьной скамьи сюжет любви и трагедии Ларисы Огудаловой — дочери обедневшей дворянки.
Окружённая поклонниками, Лариса является для них лишь занятным компаньоном, скрашивающим досуг богатых мужчин, не стремящихся брать в жёны девушку без приданного. Находясь в тяжёлом финансовом и душевном положении она решается выйти замуж чуть ли не за первого встречного, лишь бы прекратить этот цирк с захаживающими каждый день ухажёрами. И выбор её падает на несимпатичного ей, но влюбленного в неё — Юлия Капитоныча Карандышева. Всё бы ничего: свадьба готовится и девушка чувствует в себе силы влюбиться в будущего мужа, но по широкой Волге к берегу, где обитает семейство Огудаловых, плывет «Ласточка», на которой прибывает нежданный гость, чьё появление пускает под откос всё и вся. Нарушает всеобщее спокойствие Сергей Сергеич Паратов, бывший возлюбленный Ларисы, чуть не убивший её своим внезапным исчезновением год назад. Старые чувства дают о себе знать и Лариса забывает о предстоящем браке, желая лишь одного — всегда быть с Паратовым, который в свою очередь, не прочь уединиться с девушкой, но не заключать с ней брак — ведь дома его ждёт невеста с крупным приданым.
Желая создать что-то свежее и новое, режиссёр спектакля Александр Вельмакин обращается к декорациям, наделяя их символическим содержанием. Созданная в стиле модерн сцена представляет собой разноуровневую платформу из ступеней, предстающую одновременно и городским бульваром, и верандой, и палубой парохода, и образом дисгармонии и замкнутости героев пьесы. Действующие лица постоянно нарочно задевают ступени, словно спотыкаются на несогласии с позицией собеседника. Острые углы сразу намекают зрителю о трагизме истории, сотканной из конфликтов и неудовлетворённости. Уходящие под откос фонари одновременно показывают объёмность созданного пространства и нестабильность внутреннего мира персонажей.
Особым элементом декораций является своего рода «окно» на Волгу — выполненное в виде полупрозрачного контура берегов реки, за которыми с помощью игры света происходит движение небесных светил, окрашивающих представленное пространство в краски рассвета, солнечного дня, пёстрого заката и лунной глухой ночи, что заставляет поверить в отсутствие задника сцены и почувствовать, что находишься не в Москве, а в городишке близ Волги.
Под живой аккомпанемент цыганских мелодий, исполняемых музыкантами театра, — заслуженным работником культуры России Михаилом Ивановым, Александром Ивановым и Николаем Мельником, — возникает мир пьесы, в котором каждый персонаж рассказывает свою историю жизни, управляемой деньгами или их отсутствием. В спектакле задействовано много артистов Малого театра, старающихся соблюсти классическую строгость актерского мастерства, но не многим удалось раскрыть потенциал только появившегося спектакля, смещающего акцент традиционной трактовки.
Из всего состава внимание зрителей притягивала игра лишь нескольких актеров — и первым из них несомненно является Робинзон в исполнении Алексея Коновалова. Яркий второстепенный герой является голосом современности, поэтому его потешные и экстравагантные поступки и речи находили бурный отклик среди зрителей. Также именно ему вручена возможность дополнить и «освежить» пьесу Островского, тем самым указать на то задуманное режиссером смещение акцентов: Робинзон, как современный зритель, которому дали право комментировать поступки героев по ходу пьесы, пародировал главных персонажей, в особенности капризную манеру речи Ларисы. Торжественно исполняя отрывки из оперы «Паяцы», Робинзон окончательно влюбил в себя зрительный зал и закрепился над всем миром пьесы, как бы озвучивая не записанные мыли Островского о торжестве «маленького человека». И в этом ключе продолжается весь спектакль.
Другим артистом, покорившим зал является Станислав Сошников в роли Карандышева. Гармоничный, живой, в отличие от партнёров по сцене — многогранный и прочувствовавший глубину трагизма своего персонажа, Сошников показал, кто здесь на самом деле несёт имя главного героя, и чья трагедия разворачивается на фоне перетягивающей внимание «ищущей и не находящей любви» Ларисы. Роль бесприданницы исполнила Аксиния Пустыльникова, на первый взгляд не вошедшая в гармонию со своей героиней. То неловко, то надрывно создавая свою Ларису, она противоречит нежной характеристики, данной Островским. Но нельзя говорить, что актриса не справилась со своей ролью. Кульминация спектакля — профессиональное и чувственное исполнение Пустыльниковой романса «Не уходи, побудь со мною» тронуло зрителей, заставив поверить в девичью любовь и страсть не только приклонившегося перед ней Паратова, но и весь зал.
«Бесприданница» Вельмакина — любопытная версия классического наследия Островского, но заметная и излишняя театрализованность и наигранность действий артистов не позволила погрузиться в происходящее и пережить вместе с героями их боль. А это является важным критерием, ведь Малый театр нередко знакомит с классикой школьников, которым надо не только понять сюжет школьной программы, но и, почувствовав, прийти к серьезным выводам. Но спишем всё на премьерное волнение, ведь достойная и интересная режиссерская постановка в конечном итоге найдет своё лучшее звучание.