Театр — лучшее место, чтобы забыть обо всем и оторваться от реальности. Но куда лучше сделать это не просто сидя в театральном кресле, а по-настоящему перенестись в другую эпоху, побродить по старинным залам и увидеть призраков прошлого, рассказывающих свою загадочную историю. Кто-то скажет, что это невозможно. Но Эдуард Бояков, художественный руководитель Нового театра и режиссер иммерсивного спектакля «Гример» опровергает сомнения.
«Гример» — удивительный спектакль-погружение, путешествие по миру которого начинается, стоит только войти в старинную усадьбу Салтыковых-Чертковых. Зрителей разделяют на четыре группы — ведь повествование спектакля ведут четыре героя и за одно посещение можно проследовать по маршруту истории лишь одного персонажа.
Как только проводники в костюмах судей поведут группу зрителей коридорами в красивейший готический зал усадьбы — приключение начнется. Группа проходит через барскую кухню, где девушки готовят хлеб, на лестнице зрителей встречает поющий о крестьянской доле пьяница с бутылкой в руке, в одной из комнат служанка стирает белье.
В готическом зале зрители узнают, что попали в поместье жестокого и порочного графа, управляющего крепостным театром. С этого момента традиционный и иммерсивный театры смешиваются. Сначала зрители перемещаются по залам усадьбы, оказываясь за кулисами крепостного театра, наблюдая на импровизированных сценах в каждой из комнат трагедию взаимоотношений графа, молодой актрисы Любы и прочих крепостных артистов театра. Желая украсть невинность молодой девушки, граф, намекая на свое намерение, дарит ей символ-метку — аквамариновые серьги. Но перед этим разворачивается целое происшествие с организацией индийского спектакля для самого государя.
В ситуации, когда актер находится от зрителя на расстоянии вытянутой руки — любая фальшь не остается незамеченной. Поэтому лучшие актеры Нового театра трудятся в этом спектакле, создавая иллюзию перемещения в альтернативную реальность лесковской повести «Лубянский гример», на основе которой построено все иммерсивное шоу. Альтернативная реальность — потому, что режиссер удачно добавляет много авторской вольности в интерпретацию текста Лескова. Тут и соблазнительная манера игры актрис, и интересный внешний вид героев, их откровенные костюмы, подчеркивающие настоящий смысл их деятельности.
На оранжевом маршруте гости усадьбы наблюдали за терзаниями крепостной актрисы Дуньки, всеми силами борющейся за право называться фавориткой графа. Красивую и язвительную Дуньку перед зрителями изображала изящная Софья Бородицкая, покорившая всех своими гимнастическими навыками.
Итак, весь крепостной театральный мир готовился встретить государя и сыграть ему индийский спектакль о Прекрасной Саконтале, на показ которого окончательно уводят в зал Нового театра и публику. Теперь спектакль переходит в классический, привычный всем формат, но уже с некоторым послевкусием иного ощущения реальности. Заканчивается индийская история Саконталы, но сердце актрисы Любы все так же сжимается от ужаса, что ее желают отнять от единственно любимого ею человека — лубянского гримера Аркадия, представленного в исполнении молодого актера Сергея Гребенникова. Так в классической театральной обстановке зрителей и посвящают в неожиданный исход всей этой истории.
Замечательно справилась с главной ролью Любы молодая актриса Нового театра Дарья Дуженкова. В образе графа блистал Эдуард Флеров, а неотразимая Евдокия Германова исполнила абсолютно разноплановые роли мадемуазель Софи и жены священника.
«Гример» — это не спектакль, а целое путешествие в мир закулисной жизни домашнего дворянского театра, где столкнулись чистая любовь и порок, где возвышенное чувство благородного художника противостоит жестоким интересам крепостного помещика.