19 июля 2023 года театральный мир с размахом встретил 130-летие великого советского поэта Владимира Маяковского. Театр Луны под руководством Евгения Герасимова отметил юбилей литератора премьерой «Маяковский. Городской мюзикл» на сцене Государственного Кремлевского дворца.
Изначально «Маяковский. Городской мюзикл» был рассчитан на показ в небольшом зале Театра Луны на Малой Ордынке, поэтому главной сложностью для артистов и режиссера стал гармоничный перенос действия на сцену, превышающую родную в четыре раза. Для этого Евгений Герасимов включил в постановку почти весь состав театра, перевоплотившийся в массовку и танцоров, сопровождавших каждое действие мюзикла. Успешно освоив сцену Кремлевского дворца, создатели спектакля оформили ее футуристичными декорациями, перемещение которых в итоге складывается в имя поэта. А световая игра, то из черного пространства точечно выделяющая героев, то заливающая всю сцену красными вспышками прожекторов, подчеркивает для зрителей эмоциональное состояние персонажей спектакля, встретивших революцию.
«Маяковский. Городской мюзикл» — это история бунтарского духа поэта Серебряного века, футуриста, литературного новатора, подарившему русскому стиху новое звучание. Кем был Маяковский? Что скрывалось за суровым обликом рупора революции? А скрывалось неожиданное и нежное, преданное, но предаваемое любимыми и недопонятое эпохой.
В мюзикле, состоящем полностью из стихов Маяковского и воспоминаний Лили Брик, ее мужа Осипа Брика и Вероники Полонской, а потому — из первых уст, звучит история жизни Маяковского-человека, любящего двухметрового ребенка с щенячьими глазами, нуждающегося в одобрении и семье. Начиная историю с рассказа о детстве и переходя к судьбоносной встрече с Эльзой, сестрой будущей музы Владимира — Лили, а потом и к странной совместной семейной жизни Бриков и Маяковского, создатели спектакля старались показать всю сложность личности поэта, мыслящего через призму направления, в рамках которого он творил — футуризма, не признающего устои прежней жизни. Но творческий человек так же является и отражением своего времени, поэтому «Маяковский. Городской мюзикл» — это еще и постановка о Российской Империи, сменившейся Советским союзом, требующим нового голоса, которым и стал Владимир Владимирович Маяковский, прославившийся лозунгами и плакатами окон РОСТА.
Подчинив стихи Маяковского ритму мюзикла, режиссер Александр Рыхлов положил на них танцевальные этюды, совместившие современные движения с классической маршировкой. Хореография поставлена Жанной Шмаковой, которая превратила рубящую строку в плавную песню.
В юбилейный вечер в Кремлевском дворце неожиданный в своей интерпретации, бунтующий, но страшно переживший каждую неудачу Маяковский был представлен актером Андреем Школдыченко. Меркантильную и циничную Лилю Брик сыграла Янина Студилина. Роль актрисы была одной из самых сложных. За весь спектакль ей нужно было успеть сменить восемь костюмов и помимо музы Маяковского сыграть его мать и пионерку в открывающем спектакль танце. Роль Осипа Брика исполнил Александр Бобров, Эльзы Триоле — Вероника Лысакова, Норы Полонской — Жанна Сармандеева, Игоря Северянина — Дмитрий Новицкий, Василия Каменского — Дмитрий Воронин, Велимира Хлебникова — Артур Походня, Давида Бурлюка — Борис Комаров, Алексея Крученых — Константин Барышников.
Евгений Герасимов поделился: «Мы первооткрыватели! На этой сцене Государственного Кремлевского дворца еще ни разу драматический театр не ставил спектакля. Да, для этих масштабов пришлось дополнить массовые сцены актерами. Но мы не могли замкнуться в нашем театре на 340 мест, так как хотели, чтобы это по-настоящему стало не только городским, но и нашим государственным событием. Потому, что Маяковский на самом деле один из величайших и лучших поэтов нашей страны. Спектакль наполнен замечательными хореографическими и песенными номерами, мощными маршами. У нас играют блестящие актеры, умеющие, для драматического артиста, очень хорошо петь. В спектакле раскрываются непростые взаимоотношения Маяковского и Лили Брик. Постановка наполнена эмоциями: любовь, измена, предательство, конфликты с коллегами. Наш спектакль настолько сжат в такой мощной энергетике, что, скорее всего, будет даже жалко, что он закончился».
Спектакль «Маяковский. Городской мюзикл» режиссера-постановщика Александра Рыхлова и продюсера Дмитрия Калантарова уже успели высоко оценить в театральных кругах. Он получил в 2021 году две премии «Музыкальное сердце театра». Премией были отмечены хореограф Жанна Шмакова (за лучшее пластическое решение) и исполнитель роли Владимира Маяковского Андрей Школдыченко (за лучшую главную роль).