12 марта 2024 года в Театре на Трубной в Москве прошла премьера спектакля «Однажды», создателями которого стали актеры Роза Хайруллина, Юлия Галкина и Евгений Козлов. Положив в основу спектакля пьесу Александра Углова «Интервью» и дополнив её своим собственным взглядом, режиссёры, они же по совместительству артисты, вышли на сцену и за час сумели во всевозможных красках рассказать историю отношений Даниила Хармса и Марины Дурново.
В спектакле задействовано три героя: журналистка, пожилая Марина Дурново и дух Хармса. Журналистка (её играет Юлия Галкина) была представлена в образе девушки будущего. Как увидим дальше — девушки вневременной. Футуристичная причёска, яркий наряд, искаженный компьютерный голос — это уже абсолютно новый человек и, как можно предположить, озабоченный совершенно новыми проблемами и переживаниями.
Но лишь внешний облик отличает её от обычной женщины наших дней. Она так же работает, волнуется, так же заявляет мужу, что уходит от него, потому что устала готовить, убирать и потакать каждому капризу его и ребенка. И вообще он заглядывается на других. И эта неожиданно земная женщина, постепенно отвлекаясь от звонков назойливого мужа, начинает, в стиле Хармса, рассказывать про икринку Марину и головастика Даниила, однажды встретившихся в одном водоеме на новогодней вечеринке и полюбивших друг друга. И тут возникает перекличка будущего и прошлого, связывающихся простой темой женского счастья, такого одинакового во все времена.
Пространство сценического действия с помощью световой игры делится на два мира — мир журналистки, говорящей со зрителями, и квартиры Дурново, в которой ждут приезда интервьюера престарелая вдова Хармса и дух поэта — воспоминание, вдруг нагрянувшее к женщине.
Дурново, героиня Розы Хайруллиной, как бы перед грядущей беседой освежает в памяти основные периоды своей жизни с Хармсом, всё больше погружаясь в былые дни. Каждое её воспоминание имеет как будто нарочно возвышенный характер, речь литератора составляют фразы из его произведений, а сама Марина желает найти из всех всплывающих в памяти слов мужа лишь одно — признание в любви. Их встреча в новогоднюю ночь, страсть, его многочисленные измены, остывшие чувства, дружба, арест и скорая смерть Хармса были живо переданы актерами с помощью литературы, танца и песни.
Литература в этом случае является объединяющим элементом — некоторые вызывающие стихи Хармса были положены на заразительные современные мелодии. А необычные танцы — лучший способ проиллюстрировать поиск новых форм, являющийся основой в творческом процессе поэта. В спектакле используется много фрагментов из прозы и поэзии Хармса. И, как следствие, необычный текст требует необычного воплощения. Для этого создатели спектакля, действующие в должном абсурдном ключе, сделали большую опору на игру теней, то и дело перемещая настольные лампы, тем самым меняя акценты.
Интересным решением стало появление двери на заднем плане сцены, за которой скрывался длинный, полный тумана и света коридор. Этот коридор вобрал в себя многие символические отсылки, становясь то образом перерождения, то разногласия супругов, то их неизвестным будущим, то конечным жизненным путём.
Актрисой, предавшей этому спектаклю свою особенную неповторимость, стала манерная Роза Хайруллина. В её исполнении поначалу уставшая девяностолетняя вдова поэта в одно мгновение превращается в женственную, изящную и обаятельную девушку, хотя никакого грима или новой одежды на актрисе не появляется. В сценах танца Роза показала себя как невероятно гуттаперчевую и чувственную женщину. Наблюдая за её игрой в то же время поражаешься и её ежесекундной концентрации и схваченности — мелодия, движение партнёра, интонация собеседника, расположение рук, направление света и зрительских глаз — словно всё находится в её власти.
Интересно также участие в спектакле актера Евгения Козлова. Интересным оно является потому, что он также задействован в поставленном полностью по пьесе Углова в этом же театре год назад спектакле «Интервью». Что, впрочем, говорит о том, что роль воспоминания о Хармсе в его исполнении несомненно заслуживает внимания. Дерзкий, откровенный, импозантный, он полностью сливается со своим персонажем, с его текстом, песней. И благодаря игре таких сильных актеров попадаешь в чувственный и надморальный мир любви двух людей, вечно молодых и вечно хранящих страстное и откровенное в угасающей памяти престарелой женщины.
Премьера «Однажды» — запоминающийся спектакль, наполняющий озорством и свободой хармсовского слова. Гармония яркой поэзии, музыки, танца и интимной недосказанности создают спектакль, к которому хочется возвращаться, обдумывая и наполняясь жизнью. За такое короткое для постановки время — всего час — зрители с головой погружаются в удивительный мир авторского прочтения истории нежных, но противоречивых отношений Даниила Хармса и Марины Дурново.
Цены билетов на спектакль «Однажды» в театре На Трубной в Москве в 2024 году от 900 до 9900 рублей.